Готовим детей к школе. Семинар-практикум для родителей

- 15:48ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Работа с родителями, Методичка

В материале представлен опыт проведения мероприятия по организации совместной работы учреждения дошкольного образования и учреждения общего среднего образования по формированию готовности ребенка к школе.

 

Ирина МАЖЕЙКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад №70 г. Могилева»

 

 

Цель: организация совместной работы учреждения дошкольного образования и учреждения общего среднего образования по формированию готовности ребенка к школе.

Задачи:

– познакомить родителей с критериями готовности детей старшего дошкольного возраста к школе;
– предложить практические советы и рекомендации по речевой подготовке ребенка к школе;
– информировать родителей о возможных проблемах первоклассника в период адаптации к школе, их причинах, пути преодоления этой проблемы;
– вовлекать родителей в образовательный процесс;
– формировать активную педагогическую позицию родителей.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, 3 мольберта, цветная бумага 4 цветов, фломастеры, 3 разрезные картинки «Готовимся к школе», дидактическая игра «Поезд» с предметными картинками, памятки.

Форма проведения: семинар-практикум.

Фотоотчет о ходе мастер-класса: фотоотчет мастер-класс

 

Ход мероприятия

 

В музыкальном зале родителям раздают разрезные картинки, собрав части которых, они получают картинка со словами «Готовимся к школе» и объединяются в три подгруппы.

Учитель-дефектолог. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем собрании. Этот год – последний год пребывания наших детей в учреждении дошкольного образования. Не успеем оглянуться – перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты. Поэтому для нас самым главным в этом году является подготовка детей к школе. А как же подготовить ребенка к школе? Этот вопрос волнует всех нас, взрослых.

Уважаемые родители, что значит в вашем понимании «Ребёнок готов к школе?»

Родители в течение одной минуты высказывают предположения, ведущий записывает в первый столбик на мольберте.

Учитель-дефектолог. А сейчас мы послушаем выступление (ФИО педагога), учителя начальных классов государственного учреждения образования (название школы)», которая нас познакомит с понятием «Что значит ребёнок готов к школьному обучению?»

Просмотр видео на мультиборде.

Ведущий записывает на мольберте во второй столбик мнение учителя начальных классов.

Учитель-дефектолог. Давайте с вами послушаем еще одно мнение (ФИО педагога), учителя-дефектолога (название школы), что значит для неё «Ребёнок готов к школе?»

Ведущий записывает на мольберте в третий столбик мнение учителя-дефектолога.

Учитель-дефектолог. Сравним три столбика.

(Ответы родителей)

Подведём итог: умение читать, считать и писать – это лишь навыки, которым можно научить. Л.А.Венгер говорил: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значить уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Что же мы понимаем под понятием «Ребёнок готов к школьному обучению?»

Выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:

1. Физическая готовность (общее физическое развитие, общее состояние здоровья);
2.
Психологическая готовность, которая включает:

– мотивационную готовность – желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами);
– эмоционально-волевую готовность – умение контролировать эмоции и поведение;
– интеллектуальную готовность – умение думать, анализировать, делать выводы; умение строить логические связи, концентрировать внимание; умение правильно произносить все звуки родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказывания, умение связно рассказывать и пересказывать;
– личностно-социальную готовность – готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль, как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов. Если у первоклассника хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И наоборот, если речь ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с окружающими его людьми и, как следствие этого, процесс обучения протекает с большими трудностями. Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи.

На экране мультиборда выведены компоненты речи

Учитель-дефектолог

Компоненты речи:
– словарный запас
– грамматический строй речи
– звуковая культура речи
– связная речь

А сейчас мы подробно остановимся на каждом из компонентов речи.

Словарный запас

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500–4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.

Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому, уважаемые родители, чаще употребляйте сложные слова, сравнения, метафоры и т.д. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.

Предлагаю родителям поиграть в игры, которые не будут занимать много времени, в которые можно играть по дороге домой, на кухне, при уборке и т. д., в игры, которые будут постепенно развивать словарный запас детей.

Каждая команда записывает свои варианты (например, зимний, зимовать, зимовка и т. д.) и через 1 минуту по очереди называет по одному слову. Побеждает та команда, которая последняя скажет слово.

– Игры на умение подбирать однокоренные слова.
Задание: к слову «зима» подобрать однокоренные слова (например, зимний, зимовать, зимушка, зимовье и др.).
– Игры на умение понимать и употреблять многозначные слова.
Задание: слово «шляпка» (например, шляпка – женский головной убор, шляпка гвоздя, шляпка гриба).
– Игры на умение характеризовать предметы.

Задание: слово «лимон» (например, кислый, жёлтый, овальный, твёрдый).
– Игры на умение подбирать возможные действия, характерные для предмета.
Задание: слово «кошка» (например, мяукает, бегает, точит когти и т.д.).
– Игры на умение понимать и употреблять в речи антонимы.
Задание: слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький.
– Игры на умение понимать и употреблять в речи синонимы.
Задание: слово «смелый» (например, храбрый, отважный, доблестный).

Грамматический строй речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь образовывать формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов, родительного падежа имен существительных, образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами, находить однокоренные слова среди предложенных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова.

Предлагаю поиграть в игры на грамматическую правильность речи.

Каждая команда называет по очереди свои варианты ответов.

– Игры на умение использовать разные слова и их формы для называния одних и тех же объектов.
Задание: слово «заяц» (например, зайчик, заинька, попрыгун, длинноухий).
– Игры на умение образовывать приставочные глаголы.
Задание: заяц бежал (например, забежал, перебежал, убежал, подбежал, отбежал и т.д.).
– Игры на умение образовывать сложные слова из двух простых.
Задание: словосочетание «белый лоб» – белолобый, «голубые глаза» –голубоглазый, «чёрные брови» – чернобровый.
– Игры на умение употреблять синонимические синтаксические конструкции.
Задание: предложение «В корзинке лежит резиновый мяч». (Например, В корзинке лежит мяч из резины. Я вижу резиновый мяч в корзине.).

Звуковая культура речи

В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие и глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

Поэтому у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать интерес к звучащему слову (игры со звуками и рифмами, вопросы о звучании и значении слов, толковании их смысла); элементарному осознанию особенностей своего произношения, оценке своей речи и ее совершенствованию; представление о слоговом строении слова, словесном составе предложения.

Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Поезд», которая направлена на определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце), развитие фонематического слуха, активизацию словарного запаса.

Ведущий приносит «поезд» с тремя вагонами и картинки. Каждой подгруппе предлагается цветная бумага, ножницы. По образцу нужно вырезать вагоны и распределить картинки (в зависимости от позиции звука в слове) по вагонам в следующем порядке: 1-й вагон: звук [с] в начале слова, 2-й вагон: звук [с] в середине слова, 3-й вагон: звук [с] в конце слова.  Каждой команде родителей предлагаем набор картинок.

Связная речь

Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.

Готовность детей к школе оценивается по следующим навыкам:

– поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
– активное общение со сверстниками и взрослыми;
– умение развернуто описывать окружающие предметы;
– пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось и др.);
– умение пересказывать сказки;
– умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.

Сейчас предлагаю всем вместе составить рассказ по сюжетной картинке с использованием картинно-графических схем.

Ведущий выставляет сюжетную картинку «Весна» и схемы-символы. Каждая подгруппа родителей, опираясь на картинно-графические схемы, составляет рассказ о весне. Родители зачитывают свои рассказы.

Учитель-дефектолог. Очень важным умением для успешного обучения в школе является подготовка к обучению грамоте.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста реализуется поэтапно, начиная от развития фонематического слуха у детей до подготовки руки ребенка к письму.

Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

– формировать представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова;
– учить членению на слова предложений из двух-трех слов;
– формировать действие звукового анализа слова.

Предлагаю поиграть в обучающую игру «Волшебные фишки», которая поможет сделать звуковой анализ слов. Фишки: синяя – согласный твёрдый звук, зелёная – согласный мягкий звук, красная – гласный звук. Обращаю внимание, что эта игра не займёт много времени, фишки можно вырезать из обычной цветной бумаги. Дети, вырезая фишки, разрабатывают руку, развивают умения вырезать по контуру и одновременно учатся проводить звуковой анализ слов.

На столах бумага разных цветов и карточки с предметами, с названием которых осуществляем звуковой анализ слов.

Учитель-дефектолог. Все перечисленные умения и навыки формируются через специально организованную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды. И мы с вами должны создать эту среду, чтобы ребёнок стал успешным в школе. Очень важно с детьми разговаривать по содержанию прочитанных произведений, просмотренных мультфильмов, играть в словесные игры.

Мы разработали челленджи вместе с учителем-дефектологом школы, которые дома вместо просмотра мультфильмов, вы можете использовать для развития речи детей.

Я хочу представить вашему вниманию, один из таких челленджей.

«Путешествие Колобка» с элементами артикуляционной гимнастики. Предлагаю все артикуляционные упражнения выполнять вместе. Внимание на экран!

Просмотр челленджа на мультиборде «Путешествие Колобка». Челлендж _ Колобок 2 (video-converter.com).mp4 (75589558)

Учитель-дефектолог. Уважаемые родители, такие челленджи мы будем размещать в нашем общем чате в Вайбере. Используйте их для развития речи своих детей.

Вот и подошел к концу наш семинар-практикум. Я надеюсь, что вы получили необходимые представления о речевой готовности ребенка к школе.

А сейчас предлагаю подойти к нашему «Дереву успеха» и выбрать то «яблоко», которое соответствует следующим определениям:

– красное яблоко – получил много интересной и полезной информации;
– жёлтое яблоко – информация не вся мне понятна, мне необходима дополнительная информация;
– зелёное яблоко – для меня не было никакой полезной информации.

Родители выбирают яблоки и прикрепляют их на макет дерева.

Учитель-дефектолог. Уважаемые родители, у нас получилось дерево с красными яблоками. Значит, вы получили полезную информацию о готовности детей к школе. Чтобы помнить, что такое речевая готовность к школе, предлагаю вам памятки. (Приложение 1). Я надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество с вами! Спасибо за внимание!

 

Список используемых источников

1 Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.  – 479 с.

2 Панько, Е.А. Шестилетний ребёнок в семье и учреждении образования: пособие для педагогов учреждений дошк. образования  / Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. – 216 с.

3 Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н.С.Старжинская, Д.Н.Дубинина. – Минск : Адукацыя и выхаванне, 2012. – 120 с.

4 Щерба, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.В.Щерба – Мозырь : Белый ветер, 2014. – 131 с.

 

 

Приложение 1

 

Памятка для родителей «Речевая готовность к школе»

 

Словарь

– Подбирать слова, обозначающие свойства, качества, признаки предметов, а также материал, из которого они сделаны;
– образовывать видовые и родовые понятия;
– подбирать однокоренные слова;
– понимать и употреблять многозначные слова;
– подбирать возможные действия, характерные для предмета;
– подбирать и употреблять в речи антонимы;
– подбирать и употреблять в речи синонимы.

 

Грамматический строй речи

– Изменять слова различных частей речи, согласовывать их между собой;
– образовывать формы сравнительной степени прилагательных (тихий – тише, красивый – красивее);
– изменять значения слов с помощью суффиксов (слон – слоник, красный – красноватый, злой – злющий);
– использовать в речи трудные грамматические формы: несклоняемые имена существительные (радио, кофе, кенгуру); слова, имеющие только множественное число или только единственное (ножницы, очки, небо), имена существительные в форме родительного падежа, множественного числа (носков, чулок, ботинок, тапочек); глаголы (одеть, надеть);
– образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов;
– образовывать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, используя суффиксы (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка), приставки (забежал, перебежал, убежал; подснежник, подосиновик);
– образовывать сложные слова из двух простых (белый лоб – белолобый);
– выбирать словообразовательные пары (учит, книга, ручка, учитель);
– использовать в речи различные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, с прямой речью),

 

Звуковая культура речи

– Дифференцировать на слух и в произношении близкие в акустическом и артикуляционном отношении согласные звуки (свистящие, сонорные, шипящие: [с] – [с’], [з] – [з’], [с] – [ш], [з] – [ж], [л] – [р], [л’] – [р’]; твердые и мягкие: [р] – [р’], [л] – [л’], [с] – [с’] и т.д.; звонкие и глухие: [д] – [т], [б] – [п] и т.д.);
– подбирать слова с заданным звуком, близкие по звучанию слова; различать, сравнивать, анализировать: громкость голоса, темп речи, интонацию;
– простые трехзвуковые слова, определять место звука в слове; гласные и согласные звуки.
– регулировать громкость голоса, темп речи, логическую паузу и логическое ударение;
– чисто и правильно произносить все звуки родного языка.

 

Связная речь

– поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
– активно общаться со сверстниками и взрослыми;
– развернуто описывать окружающие предметы;
– пересказывать пережитые события (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось и др.);
– пересказывать сказки;
– составлять рассказ по картине.

 

Подготовка к обучению грамоте

– Иметь практическое представление о том, что слово имеет значение, смысл;
– проводить словесный анализ предложения, членение на слова предложения из двух-трех слов, определение последовательности слов в предложениях;
– составлять предложения с заданными словами и заданным количеством слов;
– проводить слоговой анализ слова, практическое представление о слоге как части слова, деление слова на слоги, определение их количества и последовательности в слове;
– владеть способом выделения ударного слога в слове, словоразличительная роль ударения (за́мок – замо́к);
– проводить звуковой анализ слова, определять последовательность звуков в слове, иметь элементарное осознание словоразличительной роли звука (мак – рак, дом – дым, лев – лес).

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий