Альбомы «Свойства материалов и изделия из них» как эффективное средство формирования атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

- 14:23КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

В материале описан опыт работы по обогащению атрибутивного словаря детей с общим недоразвитием речи (обучение использованию в речи относительных прилагательных).

 

Зинаида ЗАГОРАНСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 19 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

Формирование лексики детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР), как одного из основных средств коммуникативной компетенции – задача, которую решает учитель-дефектолог. Коммуникативная компетенция – это базисная характеристика личности ребенка дошкольного возраста, важная предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ведущих видов деятельности.

Многолетний опыт моей работы в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), освещение в научной литературе вопросов формирования лексики показывает, что дети с ОНР, достигнув старшего дошкольного возраста при общей несформированности лексического строя, имеют значительно большее, чем у сверстников с нормальной речью преобладание предметного и глагольного словаря по отношению к другим частям речи. Наибольшие затруднения вызывает усвоение имен прилагательных. У детей бедный словарный запас, наблюдается резкое расхождение между активным и пассивным словарем, затруднения при группировке слов по семантическим признакам, затруднения в овладении навыками словообразования прилагательных. Отмечается неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях, однотипность используемых имен прилагательных.

В русском языке имена прилагательные занимают по численности после имен существительных второе место. Использование имен прилагательных делает нашу речь более информативной и богатой: иду в магазин, или иду в книжный магазин; еду на машине, или еду на новой машине, ношу колечко, или ношу золотое колечко.

Одним из основных средств обогащения атрибутивного словаря детей является овладение словообразованием прилагательных. В процессе использования такой популярной у всех педагогов дидактической игры «Из чего, какой?», целью которой является формирование навыков образования относительных прилагательных, выявилась проблема того, что мои воспитанники, образовывая слова по аналогии, не понимают их значения. Дети не могли объяснить, что, например, кожаный мяч сделан из кожи, а резиновый из резины, не знали, что грибной суп сварен из грибов, деревянную скамейку сделали из дерева. Составить предложение с получившимися словами дети также не могли. Относительные прилагательные не употреблялись в речи детей, быстро забывались.

Натуральные предметы, которые использовались при выполнении упражнения (железные ключи, кожаные перчатки, деревянный карандаш и др.) частично решали проблему, но из громадного разнообразия знакомых детям предметов они являлись лишь маленькой крупицей.  

Укрепление материально-технической базы кабинета учителя-дефектолога является важным условием успешного процесса обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития. В Постановлении № 75 Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 «Перечень мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, на уровне дошкольного образования», включены шесть альбомов, которые можно объединить в комплекс «Свойства материалов и изделия из них».

В предприятиях торговли ничего подобного я не нашла. А ведь альбомы упростили бы задачу подбора наглядного материала для знакомства детей с предметами, изготовленными руками человека, помогли бы в использовании таких относительных прилагательных, как стеклянный, деревянный, пластмассовый, глиняный, кожаный и других. На помощь пришел компьютер, интернет, и качественный принтер.

Я сама изготовила альбомы:

– «Виды ткани, ее качество и изделия из нее»;
– «Виды бумаги, ее качество и изделия из нее»;
– «Изделия из глины»;
– «Свойства пластмассы и изделия из нее»;
– «Изделия из древесины»;
– «Свойства стекла и изделия из него».

В интернете нашла красивые картинки. Необходимую и актуальную информацию для детей о свойствах материалов взяла из программы Ю.Н.Кисляковой, Л.Н.Мороз «Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи», а также из конспектов и видеозаписей занятий по соответствующим темам из того же источника, лаконично и доступно для понимания ее описала.

Область применения альбомов – подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Приведу пример работы с альбомом «Свойства стекла и изделия из него».

После проведения игры «Из чего, какой?» (название позволяет опустить описание использования игры), прошу детей назвать стеклянные предметы. Обычно, дети называют один или два предмета, то, что видят перед собой: стеклянное окно, стеклянные очки. Я задаю вопрос о том, почему эти предметы стеклянные, и после того, как выяснится, что они сделаны из стекла, открываю альбом. На первой странице читаю информацию о свойствах стекла, вместе с детьми рассматриваем соответствующие изображения. Можно также продемонстрировать свойства на натуральных предметах: издают мелодичный звук при соприкосновении, холодные, скользкие, бывают цветными и т.д. Переворачиваем страницу, рассматриваем и называем стеклянные изделия, прилагательное используем обязательно. Как вариант, могу дать детям задание подобрать существительные соответствующего рода и числа к прилагательным: стеклянный, стеклянная, стеклянное, стеклянные. Можно спросить, где дети видели эти изделия, что им больше всего понравилось на картинках, попросить составить предложения по картинкам, закрыть их фишками и назвать, «что спряталось», посчитать картинки на одной странице – вариантов много. После альбом закрывается. Прошу еще раз назвать стеклянные предметы, стеклянные изделия.

Подобная работа проводится и по остальным альбомам.

Следует отметить, что для устранения ошибок, которые дети допускают при словообразовании (кожавый, бумажливый и подобных) провожу работу по уточнению звукового образа слова.

Таким образом, в процессе работы с альбомами дети овладевают навыками практического использования относительных прилагательных, понимают их значение, получают много сведений о свойствах материалов.

Свои альбомы считаю эффективным средством формирования словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Кроме того, использование альбомов способствует автоматизации звукопроизношения, совершенствованию грамматического строя речи, позволяют малоинтересным упражнениям стать для детей увлекательным занятием.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий