Беларусь и Я – диалог мира и созидания. Материалы к первому уроку 2023/2024 учебного года

- 9:15Единый урок, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Материалы к урокам, Методичка

Сергей СТРЕЛЬЧУК,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Вербовичская базовая школа»
Наровлянского района,
Гомельская область

Роман ЖИГАЛОВ,
учитель истории
ГУО «Средняя школа № 38 г. Гомеля»

 

 

Презентация: https://docs.google.com/presentation/d/1vvq4C_xqfmXGgI_wNt9RoUuwl_OslCE1/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

Слайд 1

В канун наступающего 2023 года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко объявил этот год Годом мира и созидания. Наш первый урок в новом учебном году будет посвящен теме «Беларусь и Я – диалог мира и созидания».

Мир, суверенитет и независимость для белорусского народа являются одной из высших ценностей. Именно белорусский народ, на протяжении многих веков мечтавший о своём суверенном государстве, прошедший и выдержавший огромное количество испытаний и войн, как никто другой понимает и чтит мирное небо, уверенное будущее и независимость своего государства.

События последних лет показали, что только созидательный труд, работа на благо своей Родины и патриотизм способны преодолеть современные вызовы, стоящие перед нашей страной, перед нашей мирной, а самое главное независимой Республикой Беларусь.

Начать наш урок я бы хотел со слов Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко «Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь». Именно от нас с вами зависит, в какой стране мы с вами будем жить, каких вершин и успехов добьёмся и какой передадим нашу страну нашим потомкам, детям, внукам и правнукам.

Слайд 2

Одной из важнейших черт белорусского народа является миролюбие и добрососедство. Однако с давних времен белорусам не единожды приходилось отстаивать право на жизнь и существование, защищаться от внешней агрессии. Во времена Великого Княжества Литовского жители белорусских земель защищались от нападений крестоносцев и татаро-монголов, которые разоряли земли и уничтожали города, уводили в плен мирных жителей. Грюнвальдская битва навсегда вошла в историю как пример мужества и героизма, позволивший остановить агрессию против мирной белорусской земли.

Слайд 3

В годы Отечественной войны 1812 г. население белорусских земель также было вынуждено с оружием в руках защищать себя, своих детей и стариков. Именно тогда, в те далекие годы, белорусский народ показал армии французских захватчиков, что даже оккупация белорусских земель не может сломать дух и стремление к свободе простых людей. Люди массово уходили в партизаны, сражались за свою землю в составе регулярной армии и ковали победу.

Слайд 4

Но наиболее ярко стремление к миру и созиданию проявилось в годы Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 г. немецко-фашистские захватчики обрушились на мирные города и села СССР. Территория Беларуси, белорусские города и деревни, женщины, дети и старики стали одними из первых жертв кровавого и человеконенавистнического гитлеровского фашистского режима. Фашисты, вступая на белорусские земли, планировали фактически полностью уничтожить славян, в т.ч. белорусов, наших с вами бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.

Слайд 5

Но белорусы не сдались на милость врагу, а с оружием в руках поднялись на борьбу с оккупантами во имя будущего Беларуси и белорусского народа. Навсегда в историю вошёл подвиг защитников Брестской крепости, где плечом к плечу сражались представители различных национальностей, в т.ч. и белорусы.

Слайд 6

Оборонительные бои на территории Беларуси и подвиг простых граждан позволили сорвать планы врага по быстрой и скоротечной войне. Но даже в период оккупации белорусский народ не сдался, а массово поднялся на подпольную и партизанскую борьбу. Навсегда вошли в историю имена белорусских партизан: Константина Сергеевича Заслонова, Василия Захаровича Коржа, Кирилла Трофимовича Мазурова, Петра Мироновича Машерова, Веры Захаровны Хоружей и многих других. Партизанское и подпольное движение в тылу врага сыграло значительную роль в достижении победы советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Ребята, как вы думаете, почему белорусский народ не сдался и продолжил борьбу с немецко-фашистскими захватчиками? (Ответы учащихся)

Слайд 7

На фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 1,3 миллиона белорусов. 446 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Белорусский народ чтит память о тех годах и помнит героизм наших предков. В Беларуси возведено большое количество мемориальных комплексов, памятников. Действует большое количество музеев.

Ребята, какие памятники, посвященные Великой Отечественной войне, есть в нашей местности? (Ответы учащихся)

 

Слайд 8

В 1990-е гг. белорусский народ получил долгожданное независимое и суверенное государство. Начался период независимого государства, когда белорусский народ мог сам распорядиться своей судьбой, совершить исторический выбор дальнейшего пути развития страны. В 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь, ставшая основой государственного строительства нашей с вами Родины

Ребята, какие принципы государственного устройства заложены в нашей с вами Конституции?

– Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок

– Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

– Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ.

– Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений.

Слайд 9

Современная Республика Беларусь – это мирное, суверенное и независимое государство, а труд народа направлен на созидание и дальнейшее развитие нашей страны. Мы по праву можем гордиться достижениями наших соотечественников.

Беларусь играет важную роль в системе современных международных отношений. Она состоит в ООН, и по инициативе белорусов было проведено добровольное разоружение стран от ядерного оружия. Среди межгосударственных объединений, в которые входит наша страна, значимая роль принадлежит СНГ и Союзу Республики Беларусь и Российской Федерации.

Ребята, в каких еще международных организациях состоит Республика Беларусь?

– Евразийский экономический союз
– Организация договора о коллективной безопасности
– ЮНЕСКО
– ЮНИСЕФ

Слайд 10

Практически все крупные предприятия, построенные еще в БССР, продолжают работать в суверенной Беларуси. Белорусские предприятия не только обеспечивают внутренний рынок всем необходимым, но и активно поставляют продукцию во многие страны мира.

Ребята, какие белорусские предприятия вы знаете? Какую продукцию они выпускают? (Ответы учащихся)

Слайд 11

В Республике Беларусь гражданам предоставлены значительные социальные льготы, права и гарантии. Бесплатное начальное, среднее и высшее образование. Бесплатная и доступная медицина. Пенсии, социальные льготы различным категориям населения. Предоставление жилья и широкая поддержка многодетным семьям. Всё это гарантирует достойный и высокий уровень жизни населению республики.

Слайд 12

За последние годы в городах Беларуси обновлены парки автобусов и троллейбусов, значительные средства вложены в благоустройство городов и деревень. Было построено большое количество социальных объектов: стадионов, ледовых дворцов, спортивных комплексов, школ и детских садов.

Государство много инвестировало в обновление трубопроводного транспорта и энергосистемы, реконструкцию жилфонда. Обновление инфраструктуры и ремонт жилфонда повышает качество жизни и служит профилактикой аварий и техногенных катастроф.

Ребята, какие объекты социальной инфраструктуры вы знаете в вашем регионе? (Ответы учащихся)

Слайд 13

Республика Беларусь гордится достижениями известных уроженцев Беларуси. Среди известных белорусов-спортсменов в мировую историю вошли Дарья Домрачева, Екатерина Карстен, Антон Кушнир, Максим Мирный, Юлия Нестеренко и многие другие. Белорусы также вошли в историю как покорители космоса, первооткрыватели, ученые, артисты и музыканты.

Ребята, каких известных уроженцев белорусских земель вы знаете? Чем они вошли в историю? (Ответы учащихся)

Слайд 14

У белорусского народа сложились особые черты и ценности, ставшие результатом многолетней истории белорусской земли. Белорусский народ отличает трудолюбие и работоспособность, ответственное отношение к делу. Именно поэтому крайности спешки и суеты, лени и изнеженности оказались чуждыми для наших людей. Население страны живет неторопливым ритмом, предпочитая хозяйственность и основательность бешеному темпу современной цивилизации.

Слайд 15

Столкнувшись с вызовами последних лет, белорусский народ понял, как легко потерять мир и безопасность. В результате именно эти ценности стали приоритетными для населения. Также обращает на себя внимание высокая значимость свободы и прав человека для жителей Беларуси.

Слайд 16

Одной из важных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям.

Слайд 17

Среди традиционных ценностей, высоко ценимых белорусским народом, очень важное место занимает справедливость. Это понятие по своему содержанию многообразно и многогранно. Самое главное в нем заключается в понимании должного, содержащем в себе нравственное и правовое требование соответствия между социальным положением личности, группы или социального слоя и их практической ролью в обществе, между их правами и обязанностями, между трудом и его вознаграждением, между преступлением и наказанием.

Слайд 18

Ценность сильного и эффективного государства. Сложный характер современных социально-экономических и политических проблем, стоящих перед республикой, порождает объективную тенденцию к усилению системы государственной власти. Сильное и эффективное белорусское государство обеспечивает стабильность политической жизни общества, создает условия для успешного разрешения стоящих перед обществом проблем.

Слайд 19

Важное ценностное значение в восприятии и развитии духовных традиций народа имеет осознание принадлежности белорусов к христианской цивилизации, точнее говоря, к ее восточноевропейской ветви. Духовные ценности белорусов, несомненно, формировались в контексте восточнославянского менталитета. Традиционно испытывая трудности существования между Востоком и Западом, белорусы осуществляли поиск собственного пути развития.

Слайд 20

Каждый из нас – гражданин своей страны. И только от нас с вами, от наших действий и поступков, нашей любви к родной земле, зависит не только наше будущее, но и будущее всех последующих поколений. Только мирное и созидательное развитие позволит нам чувствовать себя в безопасности и комфорте, строить сильную экономику, социальную сферу, медицину и образование.

Дети, как вы думаете, что каждый из вас может сделать сегодня и сейчас для того, чтобы мы жили в мирной стране и уверено смотрели в будущее? (Ответы учащихся)

Слайд 20

Наш с вами урок мира и созидания я бы хотел закончить словами Президента Республики Беларусь: «Мы должны ясно понимать: независимость страны – забота каждого из нас. Если мы хотим жить на своей земле, своим умом и трудом, по своим законам и традициям, если мы хотим быть единственными хозяевами на земле Беларуси, жить в мире, покое и благополучии, то все и каждый должны понять: заботы страны, сбережение ее независимости – это наше общее дело».

Помните, что будущее можно построить только в мирном, независимом и суверенном государстве. Наша с вами задача – работать на благо нашей малой родины и всей страны, помнить и сохранять достижения наших предков, приумножать их, а также достигать новых вершин в развитии белорусского государства и общества. Только мирным трудом и созиданием мы сохраним сильную и независимую Республику Беларусь.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий