С днем рождения, любимый город! Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения» и «Ребенок и общество» для воспитанников старшей группы (5–7 лет)

- 11:10ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Занятие представлено в виде викторины «Что? Где? Когда».

 

Снежана АХРАНОВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область

 

 

Программные задачи:

для воспитанников 5 – 6 лет:

– формировать представления о родном населенном пункте, его достопримечательностях, людях, прославивших Беларусь, их достижениях;
– формировать умение показывать на карте географическое положение Республики Беларусь;
– формировать умение определять и воспроизводить логику описательного рассказа, точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности объектов;
– развивать умение образовывать имена прилагательные;
– воспитывать желание говорить правильно, культуру речевого общения;
– воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, к малой родине, уважительное отношение к истории и культуре своей страны;

для воспитанников 6–7 лет:

расширять представления о малой родине, о людях, прославивших ее;
– формировать умение показывать на карте географическое положение Республики Беларусь;
– учить рассказывать о малой родине, о достопримечательностях родного города;
– упражнять в творческом рассказывании, использовании личного и литературного опыта;
– развивать умения самостоятельно правильно изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам, согласовывать их с именами существительными;
– воспитывать интерес к богатству русского и белорусского языков;
– воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, малой родине, уважительное отношение к истории и культуре своей страны.

 

Материал и оборудование: глобус, карта Республики Беларусь, эмблемы команд «Лянок» и «Василек» (по количеству детей), презентация «С днем рождения, любимый город!», музыкальная колонка, запись полонеза М.К.Огинского «Прощание с Родиной», запись песни «Радзiма мая дарагая» (муз. В.Оловникова, сл. А.Бачилы), связка баранок.

Презентация: https://drive.google.com/file/d/1YTJ2-PG3IjbQtC9zARppLWdHUej-YSB5/view

 

Ход занятия

 

На столе стоит глобус, на стене – карта Республики Беларусь.

Воспитатель: Дети, мы с вами живём на планете Земля. Это самая красивая и самая зелёная планета во всей Вселенной. На ней много разных стран, городов, морей, рек, озёр… Давайте на глобусе найдём нашу республику, где мы живём. Да, вот здесь. Как называется наша республика? Правильно, Бе-ла-русь. У каждого человека есть родина. Есть родина большая и маленькая. Большая – это наша республика. Она находится на материке Евразия. Вот здесь, вы правильно показали. А теперь посмотрите сюда. Что это? (Карта Беларуси) Вот она и есть наша большая Родина. Помните, как писал белорусский поэт В. Коризна (помогите мне):

Неба чыстае i глыбокае,
I бярозавы цiхi гай.
Беларусь мая сiнявокая,
Беларусь мая, родны край.

А кто знает главный город Беларуси? Да, Минск, это столица нашей Республики. А какие другие города вы знаете? (Ответы детей) Дети, а кто знает, почему она так называется – Беларусь? (Дети отвечают) Правильно. А ещё говорят, что своё название она получила от красоты белого цвета в одежде людей, от того, какие тут живут светлоглазые, красивые люди. А ещё от белых берёз, что растут у нас, от снега, что выпадает в нашей стране. Если мы живём в Беларуси, то кто мы? (Белорусы) А теперь давайте на карте найдем город, где мы живём. Вот это Гродненская область, а где наша Сморгонь может быть? Да, предположительно здесь. (Работа по карте, в месте, где расположена Сморгонь, прикрепляем флажок) Это и есть наша малая родина. Вы здесь родились. Тут вы будете учиться и работать. Ваши дедушки и бабушки тут живут. Тут ваши мамы и папы работают. Мы все любим своих родителей. Мы все любим свой город. И сегодня мы будем говорить о нашем городе, о Сморгони. Ведь совсем скоро, буквально через несколько недель, у нашего родного города День рождения – ему исполняется 520 лет. Мы поздравим нашу малую родину с этой датой и, для начала, давайте подарим нашей Сморгони красивые слова.

Игра «Украсим город словами».

Для воспитанников 5–6 лет – придумать прилагательные («Сморгонь город какой?» – красивый, чистый, гостеприимный и т. д.)

Для воспитанников 6–7 лет – придумать прилагательные, изменить их по родам, числам, падежам).

Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем в викторину «Что? Где? Когда?».

В игре участвуют две команды: «Лянок» и «Василёк».

Вот стоят два стола, на одном лежат эмблемы команды «Лянок», на другом – «Василёк».

Дети 5–6 лет садятся за один стол, 6–7 лет – за другой.

Воспитатель: В игре 4 раунда, в каждом из них команда получает по одному вопросу. За каждый правильный ответ каждая команда получает фишки. Когда отвечает одна команда, вторая внимательно слушает, потому что может потом дополнять ответ. (Вопросы соответствующей сложности для каждого возраста)

 

I раунд «Прошлое нашего города»

Воспитатель: Населённые пункты, как и люди, имеют свой день рождения. Итак, сколько лет Сморгони? (Скоро 520 лет) А вы знаете, почему она так называется? Существует много легенд. Я сегодня вам расскажу одну, наиболее распространённую.

Когда-то на месте Сморгони был непроходимый лес. Его раскорчевали. Построили смолокуренные заводы, на которых гнали с пней смолу. Раньше дым, который шёл со смолокуренных заводов, назывался «смар». Это слово в сочетании со словом «гони» образовало название города. А «гони» это были длинные наделы земли, вот и шёл «смар» на далёкие «гони».

А теперь вопросы по командам: 

Воспитанникам 5–6 лет:

Расскажите, почему на гербе Сморгони изображен медведь. Что вы знаете про сморгонскую «Медвежью академию»? (Слайд № 2) 

Воспитанникам 6–7 лет:

Расскажите о сморгонских баранках, почему они являются визитной карточкой нашего города? (Слайд № 3)

Воспитатель: Все правильно, ребята, в Сморгони всегда жили люди трудолюбивые, которые сами изготавливали товары для дома, а излишки продавали на кирмашах. Сюда приезжали купцы из России, Литвы, Польши, Венгрии, Германии. В прошлом Сморгонь славилась кузнецами, каменщиками, столярами, гончарами, пекарями.

Вы молодцы. Хорошо отвечали обе команды. Вот вам по одной фишке.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Млын». Это белорусская народная игра. Она вам знакома, мы неоднократно в нее играли.

 

Физминутка

Дети образуют круг. Посередине стоят три пары. Стоят спиной друг к другу и крепко сцепляют руки, согнутые в локтях. Дети, образующие круг, медленно идут и поют:

Млынарня на горцы
Крыламі махае,
Крыламі махае,
Зерне працірае.
Сама не глытае,
Другі хлеб выпякае.

Во время пения дети в середине круга имитируют колеса мельницы: один наклоняется, другой в это время опирается на спину друга.

(Игра проводится 2–3 раза, в пары становятся дети приблизительно одинаковой физической формы)

 

II раунд «Сморгонь сегодня»

Воспитатель: Сморгонь – это красивый город. Это светлые, широкие улицы, площади, где много школ, детских садов, предприятий. Давайте все вместе вспомним, какие предприятия у нас в городе есть? (Агрегатный завод, ЗОС, Хлебозавод, Молокозавод и др.) И вся продукция поступает не только в Сморгонь, но и за её пределы.

Вопросы: 

Для воспитанников 5–6 лет:

Что изготавливают предприятия:

– «Сморгонский агрегатный завод»
– «Комбинат хлебопродуктов»
– «Сморгонские молочные продукты»

 

Для воспитанников 6–7 лет:

Что изготавливают предприятия:

– «Завод оптического станкостроения»
– «Сморгоньсиликатобетон»
– Деревообрабатывающее предприятие «Кроноспан»

 

Воспитатель: Молодцы, отвечали хорошо, вот вам ещё по одной фишке.

 

III раунд «Узнай город на фото».

Воспитатель: Мы с вами провели много экскурсий по городу. Сейчас мы будем смотреть на экран. На нем будут показаны известные места нашего города. Не просто назовите каждый объект, но и немножко расскажите о нем (рассказы детей по фото по очереди каждой из команд, начинает команда воспитанников 6–7 лет). 

Для воспитанников 5–6 лет:

Церковь (слайд № 5)
Стадион (слайд № 7)

Гипермаркет «Евроопт» (слайд № 9)

 

Для воспитанников 6–7 лет:

ЗАГС (слайд № 4)
Памятник неизвестному солдату (слайд № 6)
Школа (слайд № 8)
Агрегатный завод (слайд № 10)

Воспитатель: Снова молодцы, ответили и рассказали замечательно. Вот вам ещё по одной фишке.

 

Гимнастика для глаз

А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз,
Глазки дружно закрываем, снова вместе открываем,
Смело можем показать, как умеем мы моргать.
Головою не верти – вверх посмотри, вниз погляди,
Глазки влево, глазки вправо – упражнение на славу!

Воспитатель: Да, много мест в Сморгони известных, знаменитых, памятных. Мы побывали и на площади в центре города, и у одной из школ, и у Памятника неизвестному солдату, в парке на стадионе… Были мы и в библиотеке, где очень много книг. Когда вы пойдёте в школу, научитесь читать, то станете читателями библиотеки. Давайте мы с вами почитаем стихи о нашем городе. Эти стихи сочиняли простые жители Сморгони.

 

В Сморгони я родился,
В Сморгони я живу.
Сморгонь – чудесный город
И я его люблю.
 
Я жыву ў куточку цудоўным,
Самым мілым і самым чароўным.
Дзе народу так мірна жывецца.
Гэты горад Смаргонню завецца.
 
Мой горад! Мой горад! Ён край мой ласкавы,
Я чую ў ім водгук геройства і славы.
Ён зведаў ваенных пажараў агонь.
Я вельмі люблю свой куточак Смаргонь.

 

IV раунд «Сморгонь знаменитая».

Воспитатель: Давайте поговорим о знаменитых людях Сморгони, о тех, кто прославил наш город (звучит музыка). Ребята, а что это за музыка, и кто её написал? (Полонез М.К.Огинского). Под музыку дети танцуют, «изображают» её. 

Вопросы командам:

Воспитанникам 5–6 лет:

Кто такой М.К. Огинский? (Композитор, музей-усадьба находится в д. Залесье. Каждый год сюда приезжают гости, чтобы почтить память композитора. Знаменитый полонез «Прощание с Родиной» он написал в д. Залесье) (Слайд № 11)

 

Воспитанникам 6–7 лет:

Кто такой Франтишек Богушевич? (Поэт, дом-музей в д. Кушляны, памятник – в городском парке) (Слайд № 12).

Воспитатель: А ещё Сморгонь прославили поэт Владимир Некляев, художница Лилия Трохолева.

Воспитатель: Вы хорошо отвечали, молодцы. Вот вам фишки. Да, люди думают о своем городе, любят его. Они хотят, чтобы город стал лучше, краше. Я уверена, когда вы вырастете, то ещё больше прославите его. Кто-то из вас станет знаменитым художником, скульптором, архитектором, поэтом, артистом, учителем, строителем.

Итак, давайте посчитаем фишки. Обе команды молодцы. Счёт равный 4:4.

Ну, вот и подошла к концу наша игра. Спасибо вам за хорошие ответы. В награду вот вам связка знаменитых сморгонских баранок.

Звучит песня «Радзiма мая дарагая». (Слайд № 13)

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий