Конспект коррекционного занятия по автоматизации звука [л].
Татьяна ЯКУБАШКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 110 г. Гродно»
Тема: Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях
Задачи:
– закреплять умение образовывать имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (с помощью дидактической игры «Назови ласково»);
– формировать умение составлять простые предложения, распространенные обстоятельством места (с помощью игры «Кто поплыл на плоту»);
– продолжить формировать умение составлять предложно-падежные конструкции с простыми предлогами (с опорой на дидактическую игру «Где спрятала Баба Яга золотую монету?»);
– развивать умение правильно произносить звук [л] изолированно, в слогах, в словах со стечением согласных, предложениях (с помощью дидактических игр и упражнений);
– развивать умение произносить слоги со звуком [л] тихо/громко по словесной инструкции;
– развивать зрительную память (с помощью игры «Вспомни, кто поплыл на плоту и перепрыгни лужу»), пространственную ориентировку;
– развивать координацию речи с движением (посредствам подвижной игры «Колобок»);
– воспитывать интерес к занятиям через занимательный материал.
Оборудование: зеркало, плоскостная фигура «Колобок»; игрушки: волк, волчонок, самолет; карточки для артикуляционной гимнастики, «облака», световая песочница, трубочка, цветы, «яма» (кольцо), мячи, колечко су-джок, предметные картинки «Одежда», д/и «Кто поплыл на плоту?», шкатулка с монетами, картинка или макет избушки на курьих ножках, материал к д/и «Где лежит монета?».
Ход занятия
1 Организационный момент
Педагог: Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю тебя играть. Давай возьмемся с тобой за руки, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и пожелаем друг другу хорошего настроения.
Сегодня к нам в гости пришел новый гость. Послушай загадку и догадайся, кто это?
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Ты узнала? (Колобок)
2 Основная часть
Педагог: Сегодня мы вместе с Колобком отправимся в путешествие и будем продолжать учиться правильно произносить звук [л].
Гулял как-то Колобок по лесу и нашел клад с золотыми монетами, отдал бабушке с дедушкой и зажили они богато. Но об этом узнала Баба Яга и похитила клад. Решил Колобок отправиться на поиски клада. Но одному ему не справиться, давай поможем Колобку.
2.1 Дыхательная гимнастика
А на каком транспорте отправится Колобок? Сейчас мы это узнаем. Возьми трубочку и дуй в нее, раздувая песок. Вот и выяснили – это самолет.
2.2 Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы Колобку попасть к самолету, нужно сделать артикуляционную гимнастику. (За последней карточкой – игрушечный самолет).
2.3 Автоматизация изолированного произношения звука [л]
А вот и наш самолет.
Как гудит самолет? (Л-л-л)
Что надо помнить, когда мы произносим звук [л]? (Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончик широкого языка упирается за верхние зубки).
2.4 Автоматизация звука [л] в слогах
Упражнение «Облака»
На гимнастической палке висят большие и маленькие облака. Если наш самолет подлетает к большому облаку, то гудит громко: ла, ло, лу, лы; если к маленькому, то тихо: ал, ол, ул, ыл.
Упражнение «Бесцветные цветы»
Приземлился Колобок, катится весёлый, довольный (изобрази). Вдруг видит поляну, где Баба Яга смыла краску с цветов. Давай поможем Колобку произнести волшебные слоги, и цветы опять расцветут. Повторяй за мной слоги и переворачивай цветок.
Пла-пло-плы сла-сло-слы
Клу-клэ-клу фло-флу-фла
2.5 Определение наличия звука [л] в словах
Упражнение «Ловушка»
Смотрит Колобок, а перед ним яма. Это ловушка, которую сделала Баба Яга, чтобы животные в нее попадались. Давай забросаем ее мячами.
Я буду произносить слова, если в слове услышишь звук [л], бросай мячик в яму.
Слова: ласточка, флажок, ёлка, сладости, соловей, юбка, клоун, палка, кукла, стол, рубашка.
Помоги волку в лесном магазине купить одежду для волчонка. (Д/и «Назови ласково»). На каждое слово надевает и снимает колечко су-джок с пальчика.
Речевой материал: плащ, футболка, платок, платье, колготки, халат.
Подвижная игра «Колобок»
С Колобком пошли гулять,
Стали зарядку выполнять.
Топнули правою ногой,
Топнули левою ногой,
Прыгали весело на месте.
А давай попрыгаем вместе.
2.7 Автоматизация звука [л] в предложении
Упражнение «Кто поплыл на плоту»
Ребёнку предлагается картинка реки, у берега которой стоит плот. На столе стоят деревянные макеты животных (белка, лось, козёл, лошадь). Ребёнок берёт животное, ставит его на плот и оречевляет:
– на плоту поплывёт лось;
– на плоту поплывёт лошадь…
Упражнение «Вспомни животных и перепрыгни лужу»
На полу разложены «лужи» (картинки) по количеству животных, переплывающих реку на плоту. Ребёнку предлагается вспомнить, кто плыл на плоту, и перепрыгнуть лужу.
– на плоту плыла белка;
– на плоту плыл лось…
Упражнение «Где Баба Яга спрятала монету?»
Педагог: А вот и избушка на курьих ножках. Увидела нас Баба Яга и убежала, но монеты спрятать не успела. А монеты-то волшебные, с картинками. Если назовешь их правильно и найдешь, где лежит монета, тогда сможешь забрать их в свою копилку. (С одной стороны монеты нарисован предмет со звуком [л]). Ребёнок берёт монету и произносит:
Баба Яга спрятала монету под лампой (под столом, под платком, под клубникой, под тарелкой и т. д.).
Собрал Колобок золотые монеты, покатился домой к бабушке и дедушке и оставил сюрприз. Колобок очень тебе благодарен и дарит тебе мыльные пузыри.
3 Подведение итогов. Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу. Кому ты сегодня помогала? Над каким звуком мы работали? Какое у тебя сейчас настроение?