Современные формы взаимодействия учреждений образования и приемных родителей по формированию самодисциплины у воспитанников приемных семей

- 14:42Психологическая помощь

 

Елена РАДЮК,
педагог-психолог
ГУО «Зельвенский районный социально-педагогический центр»,
Гродненская область
spczelva@grodno-region.by

 

Приемная семья является естественной средой, обеспечивающей гармоничное развитие, благополучие и защиту детей, оставшихся без попечения родителей.

Что же такое самодисциплина? Это способность заставить себя предпринимать действия независимо от своего эмоционального состояния. Она помогает как избавиться от чего-то ненужного, например, вредной привычки, так и приучить себя к тому, что способно изменить жизнь в лучшую сторону. Это отличный инструмент личностного развития. Другими словами, это – конкретные шаги, которые человек совершает после постановки какой-либо цели для её достижения.

Это качество помогает в улучшении продуктивности и достижении желаемых результатов. Важно то, что человек учится ставить цели и достигать их, делая свою жизнь интереснее и счастливее.

Опыт работы с воспитанниками приемных семей показывает, что зачастую дети, которые поступают в приемные семьи, имеют определенные отклонения в эмоциональном, личностном и поведенческом развитии. Это отсутствие навыков самоорганизации, самоанализа, рефлексии, несоблюдение норм и правил поведения. Приемные родители чаще обращаются за психологической помощью в период достижения подопечными подросткового возраста, что может стать причиной нарушений детско-родительских отношений.

Успешная самореализация воспитанника приемной семьи, его личностный рост, приобщение к основным общечеловеческим моральным и культурным ценностям, формирования у него навыков самодисциплины зависит от системы взаимодействия учреждения образования и приемной семьи.

В практической деятельности работа учреждений образования Зельвенского района с приемными семьями по формированию у воспитанников самодисциплины определяется следующими блоками:

– взаимодействие с приемными родителями;
– работа с несовершеннолетними;
– содействие в гармоничных межличностных взаимоотношениях.

Какие же формы и методы используются учреждениями образования во взаимодействии с приемными родителями по формированию самодисциплины у воспитанников приемных семей?

Повышение психолого-педагогических компетенций приемных родителей по вопросам формирования нравственно зрелой личности воспитанника, подготовки его к самостоятельной жизни и труду осуществляется через групповые и индивидуальные формы взаимодействия учреждений образования с приемными родителями:

– родительские собрания;
– родительские университеты;
– очное и заочное консультирование;
– возможности интернет-ресурсов;
– интернет-сообщества («Вайбер», «Телеграм», «Инстаграм» и др.);
– совместную досуговую деятельность.

Эффективной формой взаимодействия с приемными родителями является методическое объединение. Важная роль отводится не только теоретической части, но и практическому блоку. Так в текущем учебном году рассмотрены темы: «Современные подходы к проблеме социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», «О границах и личном пространстве в семье», «Проблемы общения в приемной семье», «Особенности подросткового возраста. Правила общения с подростком» и др. В практической части приемные родители учатся разрешать различные ситуации, обучаются прогнозированию, а также их вниманию представляются для просмотра с последующим обсуждением видеоматериалы, тематические ролики.

По итогам работы заседания приемным родителям предлагается печатный методический продукт: информационные буклеты, памятки, рекомендации, брошюры: «Для чего ребенку нужны границы», «Как выстроить границы с ребенком в семье», «Подростки и границы», «Развиваем ответственность», «Учим детей контролировать себя», «Как организовывать режим дня для ребенка» и др.

В ходе заседаний используем упражнения:

– «Топографическое исследование»;
– «Модальность»;
– «Согласны ли вы?»;
– «Карусель»;
– «Совместное рисование» и др.

С целью повышения родительских компетенций по различным вопросам воспитания подопечных нами практикуется приглашение для участия в методическом объединении представителей заинтересованных служб: сотрудников органов внутренних дел Зельвенского районного исполнительного комитета, медицинских работников учреждения здравоохранения «Зельвенская центральная районная больница» и представителей других субъектов профилактики.

Одной из форм, где воспитанники приемных семей получают положительный опыт взаимодействия с окружающими, является клуб приёмных родителей «Мир семьи». В клубной деятельности закрепляются образцы и нормы поведения, уважительное отношение между приемными родителями и детьми.

Работа с приемными детьми направлена прежде всего на подготовку их к самостоятельной жизни. Это и развитие самопознания; самодисциплины; позитивное отношение к самому себе; эмоционально-волевой сферы личности; создание условий и приобретение социального опыта; разъяснение социальных норм и правил, жизненных ценностей. С этой целью педагогами-психологами нашего центра применяются различные формы и методы в работе с воспитанниками приемных семей: игры, дискуссии, разрешения ситуаций.

У детей развиваются нравственные понятия, повышается самооценка, позитивное отношение к окружающему миру, они становятся более собранными и организованными, проявляют свои творческие способности. Для занятий клуба используются различные формы работы: презентация «Книга моей жизни», обмен опытом воспитания, творческий диалог, демонстрация кулинарных шедевров и изделий декоративно-прикладного искусства, гостиная и др. Широкое применение в клубной деятельности имеют сказкотерапия, песочная терапия, арт-терапия, кинотерапия, ассоциативные и метафорические карты.

Для просвещения несовершеннолетних рассматриваем следующие темы: «Похитители времени», «Как перестать грубить», «О правилах хорошего тона в общении с приемными родителями», «Как повысить самооценку самостоятельно», «Техники саморегуляции эмоционального состояния», «Самоприказы в воспитании самодисциплины» и др.

Воспитание приемного ребенка – это постоянный поиск лучшего решения. Все зависит от обстоятельств, но есть базовые «нужно» и «нельзя». В своей коррекционно-развивающей работе с воспитанниками приемных семей мы используем разнообразные техники с применением различных приемов и упражнений:

– «Отрезать, отрубить»;
– «Признание своих достоинств»;
– «Ситуации»;
– «Самоанализ»;
– «Неоконченные предложения» и др.

Воспитанники приемных семей принимают активное участие в жизни учреждений образования, а также в районных мероприятиях, о чём свидетельствуют имеющиеся дипломы, грамоты и медали.

В процессе воспитания самодисциплины у ребенка нельзя исключать роль духовно-нравственной культуры и христианских традиций. Искренность и доброта, справедливость и честность – те качества, которые воспитывают приемные родители у своих подопечных через побуждение их к духовному саморазвитию и нравственному совершенствованию.

Ребенок в приемной семье социализируется, приобретает собственный социальный опыт через выполнение разнообразной деятельности и применение на себе различных социальных ролей. Укреплению самодисциплины, развитию организованности и самоконтроля способствует организация досуговой занятости подопечных. Наши приемные родители – люди творческие. Они со своими подопечными создают в семье необычные праздники: «Праздник первой десятки», «Праздник выученного стихотворения», «Разноцветная неделя», «День осенних листьев», «Месяц не болеем»… Принимая во внимание то, что все с удовольствием любят заниматься рисованием, придуман праздник весёлого карандаша. Такие дела практически не требуют подготовки, организуются быстро, а эффект от них – блестящий! Особая роль в организации этих праздников принадлежит непосредственно детям, что также способствует развитию ответственности и самодисциплины.

Успешность в формировании самодисциплины зависит и от трудовой деятельности. Это совместные трудовые десанты, сбор макулатуры и металлолома, разнообразные акции: «Неделя леса», «Золотой возраст», «Сделаем мир чище» и другие. Такое взаимодействие помогает развитию нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.

С момента определения ребенка в приемную семью родители формируют у него необходимые знания и навыки. Опыт воспитания детей в приемных семьях показывает, что подготовка детей к самостоятельной жизни с ранних лет приносит свои плоды. Такое взаимодействие помогает развитию нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.

Таким образом, выстроенная вертикаль взаимодействия позволяет сделать вывод, что результат работы с приемной семьей напрямую зависит от успешно организованной в этом направлении деятельности. Приемные родители, изучая и применяя передовой опыт, направляют детей на воспитание самодисциплины, стимулируют к самостоятельному и ответственному преобразованию своей жизни.

 

Литература:

Алтынцева, Е.Н. Социально-педагогическая поддержка замещающих семей: пособие для специалистов соц.-пед. и психол. службы учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения, соц.-пед. учреждений / Е.Н. Алтынцева, А.П. Лаврович, Н.Н. Ваккер. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – 208 с.
Кажарская, С.Г. К сердцу ребенка через мир понимания / С.Г. Кажарская. – Мозырь : Содействие, 2007. – 68 с.
Магомедова З.Ш. Педагогическое сопровождение нравственного становления личности /З.Ш. Магомедова – М., 2013. – №1- С. 113-117.
Психология педагогического взаимодействия. Учебное пособие / Под ред. Я.Л. Коломинского. – СПб. : Речь, 2007. – 240 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий