Материалы к единому уроку 2023/2024 учебного года, посвященному Дню народного единства

- 17:01II И III СТУПЕНИ, Единый урок, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Материалы к урокам, Методичка

Единый урок, посвященный Дню народного единства, который отмечается 17 сентября.

 

Сергей СТРЕЛЬЧУК,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Вербовичская базовая школа»
Наровлянского района,
Гомельская область

Роман ЖИГАЛОВ,
учитель истории
ГУО «Средняя школа № 38 г. Гомеля»

 

Презентация: https://docs.google.com/presentation/d/15jqpc8Hdf62I1OjPrHNYMuDUFtAiachQ/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

Эпиграф урока: «День народного единства – благодарность современников предыдущим поколениям, отстоявшим право самим определять свою судьбу. Он вселяет гордость за страну и дает осознание того, что белорусы – единый народ. В этом заключаются основы стабильности и благополучия современного белорусского государства. Объединенные мечтой об успешной и процветающей Беларуси, извлекая уроки из нашей истории, мы в мире и согласии созидательным трудом строим общее будущее», – А.Г. Лукашенко.

 

Слайд 1

Дорогие дети. Сегодня у нас с вами единый урок, посвященный Дню народного единства, который отмечается 17 сентября.

Педагог напоминает учащимся о том, что 17 сентября 2021 года Беларусь впервые отметила государственный праздник – День народного единства.

 

Слайд 2

Этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора. Что же произошло? В ноябре 1918 года после поражения Германии и Австро-Венгрии в Первой мировой войне появился ряд новых стран, среди них Польская Республика, во главе которой встал Юзеф Пилсудский. Его политика была направлена на восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года. Создав за короткий срок мощную армию, в феврале 1919 года Польша начала наступление на территорию БССР. Польские войска захватили Брест, Слоним, Щучин, Пинск, Барановичи. 8 августа был захвачен Минск, оборона которого продолжалась 39 дней.

В марте 1920 года польские войска начали новое наступление. Но Красная Армия смогла остановить их, перейти в контрнаступление и освободить Минск. В августе 1920 года был освобожден Брест, войска Красной Армии дошли до окрестностей Варшавы. Но из-за недостатка сил, слабого материального обеспечения потерпели поражение и были вынуждены отступить с территории Польши и Западной Беларуси. В условиях, когда польские войска в результате контрнаступления заняли значительную часть Беларуси, советское правительство было вынуждено пойти на переговоры о мире. Они прошли в Риге между РСФСР и Украиной с одной стороны и Польшей с другой.

По Рижскому мирному договору от 18 марта 1921 года значительная часть территории Беларуси (более 110 тыс. км² с населением около 4,5 млн человек) оказалась в составе Польского государства. За БССР сохранилось только шесть уездов Минской губернии: Минский, Бобруйский, Борисовский, Игуменский, Мозырский и Слуцкий, в которых проживало 1,6 млн. человек. Граница с Польшей прошла в 30 км западнее Минска. Витебская и Гомельская губернии, западные уезды Смоленской губернии оставались в составе РСФСР.

 

Слайд 3

На захваченной территории был установлен жесткий оккупационный режим, действовали концентрационные лагеря, например, в Березе-Картузской. Польские власти ликвидировали органы местного управления, восстанавливали помещичье землевладение, закрывали белорусские школы и учреждения культуры.

 

Слайд 4

1 сентября 1939 года нацистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Имея огромный перевес в живой силе и технике германские войска оккупировали значительные территории Польши. Были заняты некоторые западно-белорусские населенные пункты, в том числе город Брест. Польское правительство 16 сентября покинуло страну и эмигрировало в Румынию. Польское государство фактически прекратило существование

 

Слайд 5

В этих условиях советское правительство понимало, что население Западной Беларуси и Западной Украины находится в опасности. С целью недопущения занятия этих территорией немецкими войсками и защиты местного населения советское правительство принимает решение о начале освободительного похода Красной Армии в Западную Беларусь и Западную Украину.

 

Слайд 6

К 25 сентября советские войска полностью освободили Западную Беларусь. Население Западной Беларуси встречало Красную Армию как освободительницу и оказывало действенную помощь.

 

Слайд 7

После прихода советских войск в западных областях развернулась подготовка к выборам в Народное собрание Западной Беларуси. Выборы прошли 22 октября 1939 года.

 

Слайд 8

Народное собрание Западной Беларуси начало работу 28 октября 1939 г. в Белостоке. 14 ноября 1939 года внеочередная III сессия Верховного Совета БССР утвердила Закон о принятии Западной Беларуси в состав БССР. В результате воссоединения Беларуси территория БССР увеличилась до 225,7 тыс. км², а население – до 10,3 млн. человек.

 

Слайд 9

Восстановленное в 1939 году единство позволило Беларуси выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций. 17 сентября – это день, когда восторжествовала историческая справедливость, а белорусский народ был объединён в белорусском национальном государстве.

 

Слайд 10

Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеохронику тех лет. Уникальные кадры, которые до недавнего времени являлись архивными, отображают эмоции людей и позволяют погрузиться в атмосферу тех дней.

 

Слайд 11

День народного единства – это праздник, который объединяет всех жителей нашей страны. От мало до велика, мы все граждане Республики Беларусь и в наших руках настоящее и будущее нашей Родины. Я предлагаю вам ответить на вопрос: «День народного единства – что мы знаем о нем?»

(Учащиеся отвечают на поставленный вопрос на основе той информации, которую они усвоили на уроке)

По возможности каждому учащемуся предлагается разместить (закрепить) на карте Республики Беларусь бумажные фигурки (силуэты-стикеры) людей, тем самым отметив, где в нашей стране живет он и его семья, его бабушки, дедушки, тети, дяди, друзья и другие близкие люди. Когда карта будет заполнена фигурками, педагог отмечает, что несмотря на то, что мы живем в разных уголках нашей страны, мы являемся единой семьей, единым народом, единой нацией.

 

Слайд 12

Учащимся предлагается порассуждать (размышление, как правило, включает в себя объяснение и доказательства, в которых приводятся примеры) над вопросами:

– В чем заключается единство в семье, в стране?
– В чем проявляется единство?
– Для чего нам необходимо единство?
– Что называется «народным единством»?

 

Слайд 13

Учащимся предлагается ответить на главный вопрос урока «Что делает наш народ единым?». Учащиеся высказывают свои мысли.

 

Слайд 14

Путь нашей страны к суверенитету и независимости был долгим и упорным. Нашим предкам пришлось выдержать немало испытаний, отстоять с оружием в руках право на существование белорусского народа. Мы, современные поколения, должны не только чтить и помнить подвиг белорусского народа, но и приумножать достигнутое на благо будущих поколений. Государство уделяет огромное внимание развитию образования и медицины, являющихся основной государства и краеугольным камнем государственной политики. Беларусь во многих мировых рейтингах занимает высокие позиции по уровню и качеству жизни, оказываемой медицинской помощи и уровню образования населения.

 

Слайд 15

Современный мир непростой. Перед нашим государством стоит большое количество вызовов, пройти которые мы способны только вместе. Мирное небо и независимость обеспечивают наши Вооруженные Силы, являющиеся важным компонентом безопасности страны. Небольшая, но вместе с тем эффективная и современная белорусская армия, является надежной гарантией того, что мы не допустим повторение событий прошлых лет.

 

Слайд 16

В основе будущего нашей страны стоит молодежь. Энергичная, целеустремленная, образованная. Только от нас с вами зависит будущее нашей страны. Наш созидательный и мирный труд – основа безопасности государств. И как верно отметил наш Президент: «Мотивированная, образованная, активная молодежь – это, по сути, стратегический ресурс развития любой страны. Ведь от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее государства, прогресс или деградация общества».

 

Слайд 17

Ко Дню народного единства киностудия «Беларусьфильм» анонсировала показ фильма «На другом берегу», рассказывающий о жизни в Западной Беларуси в 20-е годы XX века. Вы сможете посмотреть его дома самостоятельно. Сейчас я вам предлагаю посмотреть трейлер фильма.

 

Слайд 18

Педагог подводит итоги единого урока, возвращаясь к словам Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, вынесенным в качестве эпиграфа единого урока, и акцентирует внимание учащихся на понимании значимости единства белорусского народа для достижений нашей страны в различных сферах деятельности.

Беларусь всегда славилась традициями, добрыми, уважительными отношениями между людьми. Республика Беларусь сохраняет свою независимость и суверенитет благодаря народному единству и огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей – талантливых, квалифицированных, искренне желающих принести пользу своему народу. Сплоченность, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – эти качества всегда были главными для белорусов, такими и должны оставаться.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий