Урок построен по технологии обучения «Активная оценка». Основываясь на постоянной обратной связи, помогает повышению мотивации и успеваемости учащихся, особенно тех, кто испытывает трудности в обучении.
Виктория МАСТАБАЙ,
учитель химии и биологии
ГУО «Стреличевская средняя школа имени В.Н.Марченко»
Хойникского района,
Гомельская область
Цель урока
предполагается, что к концу урока учащиеся будут:
– знать жизненные формы растений и роль растений в природе;
– уметь распознавать по рисункам жизненные формы растений, а также приводить примеры видов растений, исходя из жизненных форм;
– уметь обосновывать роль растений в природе и жизни человека.
Цель языком учащихся: к концу урока я смогу определять жизненные формы растений и называть их значение в природе и жизни человека.
Критерии достижения цели (НаШтоБЗУ).
Я буду успешен на уроке, если:
1. Дам определение понятия «жизненная форма».
2. Дам характеристику каждой жизненной форме растений и смогу назвать их, сравнивать, называя сходства и отличия.
3. Приведу на каждую жизненную форму по 5 примеров видов растений.
4. Определю по рисункам, к какой жизненной форме относится растение.
5. Перечислю значение растений в природе и жизни человека.
Задачи личностного развития: создать условия для развития навыков целеполагания, самооценки, рефлексии учащихся. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению предмета. Содействовать формированию навыков практического применения полученных знаний.
Ход урока
I Организационный этап
– Добрый день! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. Начать наш с вами урок я хотела бы с высказывания великого ученого Нильса Бора: «Противоположности – это не противоречия, это – дополнения», – поэтому надеюсь, что на сегодняшнем уроке мы будем с вами прекрасным дополнением друг к другу, и как единое целое будем двигаться к поставленной цели. Пусть ваша работа на уроке будет плодотворной и принесет пользу. Я желаю вам успеха!
II Ориентировочно-мотивационный этап
1. Актуализация знаний и мотивация на изучение новой темы
Прием «Кроссенс»
Учитель предлагает учащимся посмотреть на слайд, где изображен кроссенс, в центральном квадрате которого стоит вопросительный знак. С помощью наводящих вопросов учитель выводит учащихся на тему урока:
– Что изображено в квадратах?
– Чем отличаются объекты в квадратах между собой?
– Установите по возможности логическую связь между соседними квадратами.
– Что должно быть написано в центральном квадрате?
Если у учащихся возникают трудности при ответах, то учитель обращает внимание, что ответы они могут найти при изучении новой темы.
2. Целеполагание
В ходе беседы учитель предлагает назвать тему урока и сформулировать цель урока, а также критерии успеха при изучении этой темы. Учитель корректирует цель и критерии успеха, предлагает обратить внимание на слайд. Просит дать обратную связь с помощь приема «Светофор» – всем ли понятна формулировка цели и критериев успеха, все ли их понимают (зеленый – понятно, желтый – требует уточнения, красный – ничего не понятно).
III Операционно-познавательный этап
1. Изучение нового материала
Небольшой рассказ учителя об интересных растениях (гигантах, карликах, вечнозеленых и т.д.). Рассказ сопровождается презентацией.
2. Самостоятельная работа учащихся
Учитель организует работу по освоению понятия «Жизненная форма»:
1) Прочитать понятие на с.82 учебника.
2) Записать определение в тетрадь.
3) Выделить ключевой момент в определении понятия.
3. Фронтальная проверка понятия
Обратная связь с помощь приема «Светофор» – всем ли понятна формулировка.
4. Работа § 16 учебника. Заполнение таблицы
Жизненная форма |
Характеристика |
Представители |
Деревья |
Крупные растения с многолетним деревянистым стволом |
Дуб, береза, клен, ясень, рябина |
Кустарники |
У кустарников не один ствол, а несколько стволиков. Продолжительность жизни кустарника может быть очень большой, но отдельные его стволики живут сравнительно недолго |
Малина, сирень, орешник (лещина), крушина, бересклет |
Кустарнички |
Это маленькие кустарники. Высота их не превышает 1 м. Они широко распространены в тундре, высоко в горах, на болотах, в хвойных лесах |
Черника, брусника, голубика, клюква, вереск |
Травы |
Зеленые сочные неодревесневевшие стебли. |
|
– однолетние |
Живут в течение одного года. Весной или летом они развиваются из семян, затем цветут, образуют плоды с семенами и после этого отмирают |
Марьянник дубравный, пастушья сумка, сурепка, укроп, горох |
– двулетние |
Живут два года. В первый год у них развиваются вегетативные органы. На второй год формируются новые побеги, растения цветут, образуют плоды, семена и к осени отмирают |
донник желтый, свекла, |
– многолетние |
Надземные побеги после цветения и плодоношения отмирают. Из оставшейся под землей части на будущий год развиваются новые растения |
Цикорий, любка двулистная, нивяник, одуванчик, подорожник |
Самопроверка по образцу, представленному на слайде. Обратная связь с помощь приема «Светофор» – всем ли понятно по таблице.
Фронтальный опрос по проделанной работе:
– Какие жизненные формы растений существуют?
– Приведите на каждую жизненную форму по пять примеров видов растений.
– Назовите сходства и отличия между жизненными формами.
Физкультминутка
На доске размещены таблички с формами жизни растений. На партах у учащихся лежат карточки с видом растения, задача учащихся закрепить на доске карточки в соответствии с жизненной формой растений. Учитель корректирует действия детей.
5. Робота с кластером
Работа с текстом на с. 80 и в дальнейшем, после прочтения, заполнить кластер с использованием расположенных на доске объектов, добавив три пункта самостоятельно – значение растений для человека.
Самопроверка заполнения кластера и сверка с предложенным шаблоном. Обратная связь с помощь приема «Светофор» – всем ли понятен кластер.
Роль растений в природе:
1) при фотосинтезе выделяют кислород, который нужен всем живым организмам на земле;
2) поглощают углекислый газ;
3) формируют растительные сообщества, в которых обитают разные животные;
4) обеспечивают кормом и едой животных.
Значение растений для человека:
1) являются источником пищи;
2) используются в качестве лекарственных средств;
3) являются сырьем для производства бумаги.
IV Контрольно-коррекционный этап
1. Возвращение к приему «Кроссенс»
Учитель предлагает учащимся составить логическую цепочку (рассказ) о жизненных формах растений и об их роли в природе и для человека, используя знания, полученные на уроке.
2. Контроль знаний и умений
Учащиеся индивидуально выполняют задания выходного контроля.
Взаимопроверка и самооценка учащихся. Обратная связь с помощью приема «Светофор» о качестве выполнения выходного теста.
Тест
1-й уровень
Выбрать 1 правильный ответ
Какую жизненную форму имеет сирень:
А – дерево; Б – кустарник; В – трава; Г – кустарничек.
2-й уровень
Дописать определение.
Жизненная форма растений – это…
3-й уровень
Распределить виды травянистых растений (пастушья сумка, морковь, сурепка, одуванчик, капуста, подорожник) по группам:
А – многолетние; Б – двулетние; Г – однолетние
4-й уровень
Соотнеси название растений с их формой жизни. Ответ заполни в форме: 1А2Б3В4Г.
Форма жизни |
Характеристика |
1. Деревья |
А. Низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками высотой 8–50 см |
2. Кустарники |
Б. Многолетние растения с одним одревесневшим стволом |
3. Кустарнички |
В. Имеют много стволиков, которые отходят от одного основания |
4. Травы |
Г. Имеют ежегодно отмирающие травянистые зелёные побеги |
5-й уровень
Австрийский профессор ботаники Фридрих Вельвич нашел при изучении ангольской флоры необычное растение. Повидавшему в своей жизни различных представителей растительного мира профессору казалось, что такое и придумать невозможно. Он увидел нечто похожее на пень, от которого в обе стороны исходило два огромных буро-зеленых листа. Частыми сильными ветрами листья были разорваны на множество тонких лент.
Продолжительность ее жизни настолько велика, что и поверить трудно. Называют ее вельвичия удивительная или «царица пустыни». Исходя из данных характеристик и внешнего вида, предположите, к какой жизненной форме относится это растение, и способно ли оно фотосинтезировать, имея всего два листа.
Ответы:
1-й уровень: Б – кустарник. (2 балла)
2-й уровень: Жизненная форма – это своеобразный внешний вид растения, отражающий его приспособленность к определенным условиям окружающей среды. (4 балла)
3-й уровень: А – одуванчик, подорожник); Б – морковь, капуста; В – пастушья сумка, сурепка. (6 баллов, по 1 баллу за каждое правильное распределение растения)
4-й уровень: 1Б;2В;3А;4Г (8 баллов, по 2 балла за каждую правильную позицию).
5-й уровень: жизненная форма – дерево (т.к. есть пень), фотосинтез происходит в зеленых частях растения, независимо от их количества. (10 баллов; учитываем различные ответы учащихся и варьируем с количеством баллов)
V Подведение итогов
1. Самооценка
Возвращаемся к цели урока. Учащиеся дают обратную связь с помощью приема «Светофор» о степени достижения поставленной цели.
2. Выставление отметок за выполнение тестовой работы и за работу на уроке с комментариями учителя.
VI Домашнее задание
1) § 16, ответить на вопросы в конце параграфа (для тех, кто показал зеленый цвет);
2) Доработать вопросы, с которыми возникли проблемы (для тех, кто показал желтый цвет и красный);
3) Творческое задание по желанию учащихся (с. 80 учебника)
VII Рефлексия
Прием «Установи соответствия»
На уроке я работал |
Активно/пассивно |
Своей работой я |
Доволен/не доволен |
За урок я |
Устал/не устал |
Урок для меня показался |
Интересным/скучным |
Материал урока мне |
Полезен/бесполезен |