Многообразие растений. Урок биологии в 7-м классе

- 16:01II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Сценарии, Методичка

Урок построен по технологии обучения «Активная оценка». Основываясь на постоянной обратной связи, помогает повышению мотивации и успеваемости учащихся, особенно тех, кто испытывает трудности в обучении.

Виктория МАСТАБАЙ,
учитель химии и биологии
ГУО «Стреличевская средняя школа имени В.Н.Марченко»
Хойникского района,
Гомельская область

 

 

Цель урока

предполагается, что к концу урока учащиеся будут:

– знать жизненные формы растений и роль растений в природе;
– уметь распознавать по рисункам жизненные формы растений, а также приводить примеры видов растений, исходя из жизненных форм;
– уметь обосновывать роль растений в природе и жизни человека.

Цель языком учащихся: к концу урока я смогу определять жизненные формы растений и называть их значение в природе и жизни человека.

Критерии достижения цели (НаШтоБЗУ).

Я буду успешен на уроке, если:

1. Дам определение понятия «жизненная форма».
2. Дам характеристику каждой жизненной форме растений и смогу назвать их, сравнивать, называя сходства и отличия.
3. Приведу на каждую жизненную форму по 5 примеров видов растений.
4. Определю по рисункам, к какой жизненной форме относится растение.
5. Перечислю значение растений в природе и жизни человека.

Задачи личностного развития: создать условия для развития навыков целеполагания, самооценки, рефлексии учащихся. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению предмета. Содействовать формированию навыков практического применения полученных знаний.

 

Ход урока

I Организационный этап

– Добрый день! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. Начать наш с вами урок я хотела бы с высказывания великого ученого Нильса Бора: «Противоположности – это не противоречия, это – дополнения», – поэтому надеюсь, что на сегодняшнем уроке мы будем с вами прекрасным дополнением друг к другу, и как единое целое будем двигаться к поставленной цели. Пусть ваша работа на уроке будет плодотворной и принесет пользу. Я желаю вам успеха!

 

II Ориентировочно-мотивационный этап

1. Актуализация знаний и мотивация на изучение новой темы

Прием «Кроссенс»

Учитель предлагает учащимся посмотреть на слайд, где изображен кроссенс, в центральном квадрате которого стоит вопросительный знак. С помощью наводящих вопросов учитель выводит учащихся на тему урока:

–  Что изображено в квадратах?
– Чем отличаются объекты в квадратах между собой?
– Установите по возможности логическую связь между соседними квадратами.
– Что должно быть написано в центральном квадрате?

Если у учащихся возникают трудности при ответах, то учитель обращает внимание, что ответы они могут найти при изучении новой темы.

 

2. Целеполагание

В ходе беседы учитель предлагает назвать тему урока и сформулировать цель урока, а также критерии успеха при изучении этой темы. Учитель корректирует цель и критерии успеха, предлагает обратить внимание на слайд. Просит дать обратную связь с помощь приема «Светофор» – всем ли понятна формулировка цели и критериев успеха, все ли их понимают (зеленый – понятно, желтый – требует уточнения, красный – ничего не понятно).

 

III Операционно-познавательный этап

1. Изучение нового материала

Небольшой рассказ учителя об интересных растениях (гигантах, карликах, вечнозеленых и т.д.). Рассказ сопровождается презентацией.

2. Самостоятельная работа учащихся

Учитель организует работу по освоению понятия «Жизненная форма»:

1) Прочитать понятие на с.82 учебника.
2) Записать определение в тетрадь.
3) Выделить ключевой момент в определении понятия.

3. Фронтальная проверка понятия

Обратная связь с помощь приема «Светофор» – всем ли понятна формулировка.

4. Работа § 16 учебника. Заполнение таблицы

Жизненная форма

Характеристика

Представители

Деревья

Крупные растения с многолетним деревянистым стволом

Дуб, береза, клен, ясень, рябина

Кустарники

У кустарников не один ствол, а несколько стволиков. Продолжительность жизни кустарника может быть очень большой, но отдельные его стволики живут сравнительно недолго

Малина, сирень, орешник (лещина), крушина, бересклет

Кустарнички

Это маленькие кустарники. Высота их не превышает 1 м. Они широко распространены в тундре, высоко в горах, на болотах, в хвойных лесах

Черника, брусника, голубика, клюква, вереск

Травы

Зеленые сочные неодревесневевшие стебли.
Они часто ниже деревьев и кустарников

 

– однолетние

Живут в течение одного года. Весной или летом они развиваются из семян, затем цветут, образуют плоды с семенами и после этого отмирают

Марьянник дубравный, пастушья сумка, сурепка, укроп, горох

– двулетние

Живут два года. В первый год у них развиваются вегетативные органы. На второй год формируются новые побеги, растения цветут, образуют плоды, семена и к осени отмирают

донник желтый, свекла,
морковь, капуста, незабудка лесная

– многолетние

Надземные побеги после цветения и плодоношения отмирают. Из оставшейся под землей части на будущий год развиваются новые растения

Цикорий, любка двулистная, нивяник, одуванчик, подорожник

 

Самопроверка по образцу, представленному на слайде. Обратная связь с помощь приема «Светофор»  всем ли понятно по таблице.

Фронтальный опрос по проделанной работе:

– Какие жизненные формы растений существуют?
– Приведите на каждую жизненную форму по пять примеров видов растений.
– Назовите сходства и отличия между жизненными формами.

 

Физкультминутка

На доске размещены таблички с формами жизни растений. На партах у учащихся лежат карточки с видом растения, задача учащихся закрепить на доске карточки в соответствии с жизненной формой растений. Учитель корректирует действия детей.

 

5. Робота с кластером

Работа с текстом на с. 80 и в дальнейшем, после прочтения, заполнить кластер с использованием расположенных на доске объектов, добавив три пункта самостоятельно – значение растений для человека.

Самопроверка заполнения кластера и сверка с предложенным шаблоном. Обратная связь с помощь приема «Светофор» – всем ли понятен кластер.

 

Роль растений в природе:

1) при фотосинтезе выделяют кислород, который нужен всем живым организмам на земле;
2) поглощают углекислый газ;
3) формируют растительные сообщества, в которых обитают разные животные;
4) обеспечивают кормом и едой животных.

Значение растений для человека:

1) являются источником пищи;
2) используются в качестве лекарственных средств;
3) являются сырьем для производства бумаги.

 

IV Контрольно-коррекционный этап

1. Возвращение к приему «Кроссенс»

Учитель предлагает учащимся составить логическую цепочку (рассказ) о жизненных формах растений и об их роли в природе и для человека, используя знания, полученные на уроке.

2. Контроль знаний и умений

Учащиеся индивидуально выполняют задания выходного контроля.

Взаимопроверка и самооценка учащихся. Обратная связь с помощью приема «Светофор» о качестве выполнения выходного теста.

 

Тест

1-й уровень

Выбрать 1 правильный ответ

Какую жизненную форму имеет сирень:

А – дерево; Б – кустарник; В – трава; Г – кустарничек.

2-й уровень

Дописать определение.

Жизненная форма растений – это…

3-й уровень

Распределить виды травянистых растений (пастушья сумка, морковь, сурепка, одуванчик, капуста, подорожник) по группам:

А – многолетние; Б – двулетние; Г – однолетние

4-й уровень

Соотнеси название растений с их формой жизни. Ответ заполни в форме: 1А2Б3В4Г.

Форма жизни

Характеристика

1. Деревья

А. Низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками высотой 8–50 см

2. Кустарники

Б. Многолетние растения с одним одревесневшим стволом

3. Кустарнички

В. Имеют много стволиков, которые отходят от одного основания

4. Травы

Г. Имеют ежегодно отмирающие травянистые зелёные побеги

5 уровень

Австрийский профессор ботаники Фридрих Вельвич нашел при изучении ангольской флоры необычное растение. Повидавшему в своей жизни различных представителей растительного мира профессору казалось, что такое и придумать невозможно. Он увидел нечто похожее на пень, от которого в обе стороны исходило два огромных буро-зеленых листа. Частыми сильными ветрами листья были разорваны на множество тонких лент.

Продолжительность ее жизни настолько велика, что и поверить трудно. Называют ее вельвичия удивительная или «царица пустыни». Исходя из данных характеристик и внешнего вида, предположите, к какой жизненной форме относится это растение, и способно ли оно фотосинтезировать, имея всего два листа.

Ответы:

1-й уровень: Б – кустарник. (2 балла)

2-й уровень: Жизненная форма – это своеобразный внешний вид растения, отражающий его приспособленность к определенным условиям окружающей среды. (4 балла)

3-й уровень: А – одуванчик, подорожник); Б – морковь, капуста; В – пастушья сумка, сурепка. (6 баллов, по 1 баллу за каждое правильное распределение растения)

4-й уровень: 1Б;2В;3А;4Г (8 баллов, по 2 балла за каждую правильную позицию).

5-й уровень: жизненная форма – дерево (т.к. есть пень), фотосинтез происходит в зеленых частях растения, независимо от их количества. (10 баллов; учитываем различные ответы учащихся и варьируем с количеством баллов)

 

V Подведение итогов

1. Самооценка

Возвращаемся к цели урока. Учащиеся дают обратную связь с помощью приема «Светофор» о степени достижения поставленной цели.

2. Выставление отметок за выполнение тестовой работы и за работу на уроке с комментариями учителя.

 

VI Домашнее задание

1) § 16, ответить на вопросы в конце параграфа (для тех, кто показал зеленый цвет);

2) Доработать вопросы, с которыми возникли проблемы (для тех, кто показал желтый цвет и красный);

3) Творческое задание по желанию учащихся (с. 80 учебника)

 

VII Рефлексия

Прием «Установи соответствия»

На уроке я работал

Активно/пассивно

Своей работой я

Доволен/не доволен

За урок я

Устал/не устал

Урок для меня показался

Интересным/скучным

Материал урока мне

Полезен/бесполезен

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий