Одним из средств, которое дает возможность учителю-дефектологу визуализировать буквы и слова, одновременно активизируя познавательную деятельность учащихся, являются онлайн-сервисы. Наиболее простыми в использовании и вместе с тем эффективными являются сервисы для создания облаков слов.
Светлана МАЦУКА,
учитель-дефектолог
ГУО «Гимназия г.Дрогичина»,
Брестская область
1 Информационный блок
1.1 Тема опыта
Использование сервиса «Облако слов» как средства, способствующего автоматизации звуков у учащихся, в условиях работы пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения общего среднего образования.
Актуальность опыта
Правильное и четкое произношение звуков речи является необходимым не только для общения, но и получения качественного образования, поэтому нарушения звукопроизношения у обучающихся I ступени общего среднего образования вызывают тревогу как у родителей, так и у педагогов.
Опыт работы учителей-дефектологов показал, что одним из самых длительных, энергозатратных и сложных является этап автоматизации поставленных звуков. Большое число существующих пособий не позволяют решить в полной мере коррекционно-педагогические задачи, стоящие перед школьным пунктом коррекционно-педагогической помощи, поэтому необходимо искать нестандартные дидактические средства, которые могут помочь коррекции звукопроизношения у обучающихся на I ступени общего среднего образования.
Визуализация информации позволяет увеличить эффективность коррекционно-педагогических занятий. Одним из средств, которое дает возможность учителю-дефектологу визуализировать буквы и слова, одновременно активизируя познавательную деятельность учащихся, являются онлайн-сервисы. Наиболее простыми в использовании и вместе с тем эффективными являются сервисы для создания облаков слов, например, сервис WordCloud.prо. Облака слов позволяют показать наглядно информацию и сделать процесс произношения звуков, слов увлекательным.
1.3 Цель опыта
Повышение эффективности коррекционно-педагогической работы по автоматизации звуков у младших школьников на основе коррекционно-развивающего потенциала онлайн-сервисов по созданию облака слов.
1.4 Задачи опыта
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по созданию и использованию визуального приема «Облако слов».
Разработать с помощью онлайн-сервисов и систематизировать дидактические задания, способствующие автоматизации поставленных звуков у младших школьников.
Проанализировать результативность и оценить эффективность разработанного комплекса дидактических заданий.
1.5 Длительность работы над опытом
Всю деятельность в процессе опыта можно условно разделить на три этапа:
– подготовительный: ноябрь 2019 – май 2020;
– практический: сентябрь 2020 – декабрь 2022;
– обобщающий: сентябрь 2022 – февраль 2023.
2 Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
Использование дидактических заданий, созданных на основе коррекционно-развивающего потенциала онлайн-сервисов «Облако слов», позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогической работы по автоматизации звуков и способствует развитию познавательных процессов у младших школьников.
2.2 Описание сути опыта
Известный педагог, психолог А.А.Вербицкий считает, что процесс визуализации – это «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [1, c. 12]. Такое определение позволяет показать отличие понятий «визуальный», «визуальные средства» от понятий «наглядный», «наглядные средства».
В педагогике понятие «наглядный» всегда основано на демонстрации конкретных предметов, процессов, явлений, представление готового образа, а не рождаемого. Визуализация, как следует из определения Вербицкого А.А., опирается на механизмы мышления и охватывает его различные уровни.
Способ представления материала в виде изображений основывается на важности зрительного восприятия, необходимого для формирования образного мышления. Применение визуализации информации на коррекционно-педагогических занятиях помогает учащимся с нарушениями речи эффективно усваивать материал и переносить навыки формирования образов в другие виды деятельности. При помощи визуальных объектов становится возможным обучать учащихся алгоритму построения речевого высказывания, правильному проговариванию поставленных звуков, стимулировать их речевую активность, учитывая состояние эмоционально-волевой сферы и интересы ребенка. Поэтому с целью создания современной эффективной образовательной среды, ориентированной на каждого учащегося пункта коррекционно-педагогической работы, посредством визуализации текстового материала использую трансформацию речевого материала, приведенного в разной методической литературе по коррекции нарушений речи, с помощью онлайн-сервисов «Облако слов».
Средств для создания облака слов очень много, например, Таgxedo-Creator, Tagul, WordIOut, WordCloud.prо и другие. Поэтому мною была проведена работа по изучению возможностей использования сетевых сервисов «Облако слов» для создания дидактических заданий и отобран один, показавшийся наиболее приемлемым и простым – сервис WordCloud.prо. WordCloud.prо позволяет представить облако слов в любой форме, изменить цвет букв, размер, положение, фон, расстояние между словами, подобрав именно то оформление, которое наиболее полно и эффективно отражает содержание занятия. Сервис WordCloud.prо автоматически выделяет более крупным размером слова, которые чаще встречаются в тексте. Одним из преимуществ сервиса является то, что полученное облако можно сохранить на компьютере в виде графического изображения в разных графических форматах и необходимом качестве. Сохраненное изображение потом можно вставить в презентацию, текстовый документ и т.п. или распечатать (в качестве раздаточного материала для учащихся).
Сетевые сервисы создания облаков слов предоставляют педагогу возможность создания собственных материалов для работы по любой теме. Педагогу необходимо выбрать тему, придумать текст, воспользоваться готовыми шаблонами, а сервис красиво оформит облако слов. Сервисы создания «облаков» способствует созданию оригинального, наглядного задания, представленного в задуманном виде, за минимальное время.
Разрабатывая дидактический материал с помощью сервисов облаков слов использовала материал, представленный в таких литературных источниках, как «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» (Большакова С.Е.), «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» (Ефименкова Л.Н.), «Логопедические упражнения» (Ткаченко Т.А.), «Обучаем писать и читать без ошибок» Ястребова А.В. [2, 3, 4, 5].
Дидактические задания разрабатывала по следующим направлениям:
– автоматизация поставленного звука в слогах;
– автоматизация поставленного звука в словах;
– автоматизация поставленного звука в предложениях;
– работа с деформированным предложением.
Для активизации познавательной деятельности, автоматизации звуков, я предлагала учащимся облака слов, в которых заключен определенный текст. При выполнении заданий им необходимо было обратить внимание на форму, цвет шрифта, ключевые слова, в первую очередь, для того чтобы предположить, о чем будет этот текст, затем, анализируя его, выделить ключевые слова, прочитать их и т.д. В ходе такой работы у учащихся развивались такие психические процессы, как восприятие, внимание, воображение, которые необходимы для запоминания текста, при этом ключевые слова запоминаются достаточно быстро для детей с речевыми нарушениями и потом легко воспроизводятся.
На этапе автоматизации звука в слогах использовала, созданные «облака» в виде нужной буквы, которые заполнены слогами с отработанным звуком. Для выработки быстрого, четкого переключения артикуляционных позиций для каждого звука подобраны слоги с чередованием гласных, твердых и мягких согласных, которые произносятся несколько раз в определенном ритме (Приложение 1).
Для автоматизации звуков в словах созданы «облака-образы» в форме лебедя, клубники, жирафа, пирамиды, корабля, прямоугольника, цветка, бабочки, ракеты и др. (Приложение 2).
Задания с облаками слов разнообразны и направлены не только на автоматизацию звуков, но и на развитие внимания, мышления, например, «найди слова, в которых звук в начале, середине, конце слова»; «выдели лишнее слово и объясни, почему оно лишнее»; «найди и прочитай слова, отличающиеся одной буквой»; «прочитай действия и скажи, кто их может выполнить». С облаками слов можно организовывать игровые ситуации «Найди пару», «Исключи лишнее», «Аукцион» и др.
Для формирования навыков слогового анализа и синтеза слов разработаны разные варианты заданий: «Найди слоги», «Составь слово», «Растущие цепочки слов» и другие (Приложение 3). Причем для различных заданий могут быть использованы одни и те же облака слов.
Для работы с деформированным словом созданы облака слов в форме «убежавшей» буквы, которую необходимо автоматизировать, и «облака-образы», состоящие из слов-анаграмм (Приложение 4).
«Облака-образы» используются и для такого вида заданий, как прочитай, произнеси, составь чистоговорку, в которых учащихся привлекает рифмованная фраза (Приложение 5). Правильное и четкое ее проговаривание способствует автоматизации звуков в речи.
Сложным этапом работы над дикцией является проговаривание скороговорок – коротких правильных в синтаксическом плане фраз. Обучающимся предлагается расшифровать облако слов со скороговоркой, произнести ее, при этом визуальный образ помогает запомнить и проговорить скороговорку (Приложение 6).
Привлекали внимание учащихся задания, состоящие из «облаков», представленных в форме образа, отражающего смысл деформированного предложения. На этапе автоматизации звуков в предложении учащиеся восстанавливали деформированное предложение, учились ставить логические ударения в словах, определяли количество, последовательность и место слов в предложении (Приложение 7).
Опыт работы показывает, что использовать облака слов можно на разных этапах занятия, при выполнении разных заданий (Приложение 8).
Успешность коррекционно-педагогической работы невозможно представить без взаимодействия с законными представителями учащихся. Для повышения компетентности родителей проводились беседы, консультации по темам «Использование приема «Облако слов» для заучивания чистоговорок и скороговорок», «Думаем, читаем – звуки повторяем», в ходе которых раскрывалась важность визуализации информации для детей.
2.3 Результативность и эффективность опыта
Для определения эффективности и результативности использования дидактических заданий, созданных с помощью сервиса WordCloud.prо, в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи в 2021/2022 учебном году проводилась сравнительная диагностика сформированных умений учащихся, в работе с которыми применялись авторские задания, и учащихся, которым не предлагались задания с облаками слов. В ходе проведения диагностики изучались длительность автоматизации поставленного звука в слогах, длительность поставленного звука в словах, длительность автоматизации поставленного звука в предложениях, скорость работы с деформированным предложением.
Проведенный сравнительный качественный анализ результатов диагностики, позволил сделать вывод, что более высокого уровня сформированности умений и навыков достигли учащиеся, в работе с которыми применялись авторские дидактические задания. У них наблюдалось сокращение периода автоматизации поставленных звуков (Приложение 9).
Наблюдения показали, что у учащихся уменьшилось количество специфических ошибок при работе с деформированным предложением, они стали быстрее составлять из слов, входящих в «облако», предложения, скороговорки, правильно ставить логическое ударение, проводить языковой анализ и синтез.
С целью изучения эффективности использования на коррекционно-педагогических занятиях средства визуализации «Облако слов» было проведено анкетирование учащихся, в котором приняло участие 15 обучающихся 1–3-х классов. Результаты анкетирования показали, что у всех учащихся, принявших участие в анкетировании, предложенные задания с использованием облака слов вызывали интерес. Все обучающиеся отметили, что предлагаемый в виде облако слов визуальный образ помог им проговаривать скороговорки, трудноговорки, чистоговорки. 93 % опрошенных отметили, что облака слов помогают быстрее и легче запоминать материал.
Таким образом, анализ проведенной работы позволяет сделать вывод, что включение в работу учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической работы дидактических заданий, разработанных при помощи сервисов «Облако слов», позволяет автоматизировать поставленные звуки, проводить языковой анализ и синтез, развивать интонационную выразительность, развивать такие психические процессы, как восприятие, внимание, память.
В ходе работы над темой опыта мною разработаны различные задания и облака слов, предназначенные для индивидуальной работы с учащимися, памятка для создания облака слов в сервисе WordCloud.prо. Задания и облака слов систематизированы в пособии «Облако слов».
3 Заключение
Коррекционно-развивающий потенциал онлайн-сервиса WordCloud.prо «Облако слов» позволяет создать условия для эффективной работы с учащимися, имеющими трудности в произношении отдельных звуков, в креативной форме представляя речевой материал.
Использование на групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-педагогических занятиях комплекса специально разработанных дидактических заданий в виде «облаков-букв», «облаков-образов» способствует закреплению правильного произношения, повышает интерес к коррекционно-педагогическим занятиям, позволяет сделать занятие продуктивней, выполнение заданий интересней, а совместную работу – активней.
Вместе с возможностями, которые облака слов предоставляют для работы с учащимися, сервис способствует совершенствованию профессиональных компетенций учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи, в частности эффективного использования цифровых инструментов в своей профессиональной деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в разработке и апробировании дидактических заданий по автоматизации звуков речи у учащихся начальных классов. В 2021/2022 учебном году разработанное пособие «Облако слов» было представлено на районном конкурсе дидактической продукции «Методическая весна – 2022».
Опыт работы по использованию дидактических заданий, разработанных с помощью сервиса «Облако слов», представлен коллегам на заседании районного методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи (март 2021 г.), отмечен дипломом I степени на районном этапе республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании» (май 2022).
В дальнейшем планирую пополнить предметно-игровую среду пособиями, состоящими из «облаков», представленных в форме того или иного образа, отражающих смысл деформированного предложения.
Приложения: 1Приложения
Список использованных источников
1 Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. – М. : Логос, 2009. – 336 с.
2 Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей / С.Е.Большакова. – М. : ТЦ Сфера, 2021. – 64 с.
3 Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н.Ефименкова. – М. : Просвещение, 1991. – 224 с.
4 Ткаченко, Т.А. Логопедические упражнения / Т.А.Ткаченко. – М. : Эксмо, 2005. – 224 с.
5 Ястребова, А.В. Обучаем писать и читать без ошибок / А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. – М. : АРТИ, 2007. – 360 с.