Организация проектной деятельности как способ формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся, или Как помочь самореализации ученика. Семинар-практикум

- 13:09Стиль работы, Стиль работы. Педагогический лайфхак

Особое значение для развития межпредметных компетенций учащихся приобретет проектная деятельность, выступая в роли универсального инструмента для развития творческих способностей учащихся, умения свободно ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления, которые лежат в основе метода проектов. В этой связи заявленная тема сегодняшнего семинара-практикума становится особенно актуальной.

Лариса БАКУН,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Россь»
Волковысского района,
Гродненская область

 

 

Цель: способствовать совершенствованию профессиональной компетенции учителей географии в вопросах организации проектной деятельности как способа формирования личностных качеств, метапредметных и предметных знаний учащихся.

Задачи:

– актуализировать и привести в систему знания педагогов по организации проектной деятельности с учащимися по географии;   
– смоделировать с участниками семинара-практикума последовательность действий, алгоритм работы над проектом;
– обсудить методические подходы, приёмы и формы работы с учащимися, выделить из них наиболее эффективные для самореализации, личностного роста, формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся

Оборудование: учебные пособия по географии для 9-го класса; раздаточный материал для работы в группах; логотипы предприятий и производственных объединений Республики Беларусь(по теме проекта).

Эпиграф: «Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим», – Карл Роджерс, американский психолог.

 

Ход семинара-практикума

І Организационно-мотивационный этап

Ведущий приветствует всех присутствующих, акцентирует их внимание на эпиграфе, предлагает обсудить его.

Ведущий. Современное общество стоит перед необходимостью обновления содержания и качества образования. Образовательный стандарт общего среднего образования Республики Беларусь ориентирован на развитие личности учащегося. Это подразумевает не только освоение учебной программы по предмету, но и формирование универсальных действии, т.е. межпредметных умений.

Особое значение для развития межпредметных компетенций учащихся приобретет проектная деятельность, выступая в роли универсального инструмента для развития творческих способностей учащихся, умения свободно ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления, которые лежат в основе метода проектов. В этой связи заявленная тема сегодняшнего семинара-практикума становится особенно актуальной.

После оглашения темы семинара ведущий предлагает обсудить и сформулировать цель и задачи мероприятия.

 

ІІ Информационно-деятельностный этап

Ведущий. Открывая наше мероприятие, хотелось бы обратить внимание присутствующих, что на всём его протяжении будет преобладать групповая форма работы.

В начале нашей совместной работы целесообразно напомнить, что школьный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Основные этапы работы над проектом

Организационно-подготовительный

– определение темы, цели и задач
– поиск необходимой для начала проектирования информации
– разработка плана реализации идеи

Поисковый

– сбор, анализ и систематизация информации
– выделение, формулирование и проверка гипотезы
– оформление макета или модели проекта
– самоконтроль

Обобщающий

– оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм
– подготовка устной презентации
– защита содержания проекта
– рефлексия

 

Часто алгоритм работы над проектом представляют в виде шести «П»:

1) Проблема
2) Проектирование (планирование)
3) Поиск информации
4) Продукт
5) Презентация проектного Продукта
6) Портфолио

Следует отметить, что на этапе оформления проекта собранные и разработанные материалы необходимо структурировать. Обычно в проектах выделяют следующие разделы:

– титульный лист;
–  оглавление/ содержание;
– краткая аннотация/ введение;
– основная часть (ход работы);
– заключение (итог, вывод);
– библиография.

Наконец, одним из важных этапов успешного проекта является его презентация, то есть представление и защита. Для этого существует множество форм, например:

– макет географического объекта;
– карта-путеводитель;
– экскурсия;
– презентация;
– наглядное пособие;
– статья, газета, журнал;
– видеофильм и т.д.

В рамках работы нашего семинара-практикума мы попытаемся смоделировать процесс создания учебного проекта по географии. Тема проекта, над созданием которого мы будем работать, звучит следующим образом: «Дом, в котором будем жить, или Сделано в Беларуси».

Ведущий предлагает участникам определить цель и сформулировать задачи учебного проекта

Цель проекта: разработать модель строительства жилого дома с использованием материалов, произведённых в Республике Беларусь, на каждом этапе его возведения и благоустройства.

Задачи:

– проанализировать производство строительных, отделочных материалов и иных промышленных товаров Республики Беларусь;
– отобрать предприятия и производственные объединения республики, на которых могут осуществляться закупки материалов;
– аргументировать выбор предприятий и их продукции.

Ведущий. Работу над проектом организуем в группах. Каждая группа будет работать по определённому вопросу, который соответствует отдельному разделу проекта. Результаты работы каждая группа представит к защите. Для того чтобы по окончании работы проект имел завершённую форму, ещё до проведения семинара был оформлен титульный лист проекта, содержание/оглавление, разработана вводная часть проекта (Приложение 1), в ходе совместной работы сформулирована цель и определены задачи проекта. Таким образом, конечным итогом семинара-практикума станет разработанный совместно готовый учебный проект.

Раздел 1 (первая группа) – закладка фундамента, возведение стен, кровля, столярное оборудование. Результаты работы группа представляет к защите в соответствии с Приложением 2.

Раздел 2 (вторая группа) – коммуникации, отопление, внутренняя отделка. Результаты работы оформить к защите в соответствии с Приложением 3.

Раздел 3 (третья группа) – оснащение мебелью и бытовой техникой, декорирование помещений (Приложение 4).

Заключение (четвёртая группа) – рецензирование проекта, выводы (Приложение 5).

Для работы группам выделяется 25–30 минут. После этого каждая группа представляет свой раздел к защите. В ходе защиты используются логотипы предприятий (Приложение 6).

Ведущий. Образовательная и обучающая ценность проекта заключается в том, что посредством его выполнения удаётся решить следующие задачи:

– закрепить, расширить и углубить знания учащихся по теме: «География хозяйства Беларуси»;
– продолжить развивать умения работать с источниками географической информации, применять географические знаний для решения практических задач;
– формировать положительный имидж Республики Беларусь, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

 

ІІІ Подведение итогов. Рефлексия

Ведущий. В конце нашего семинара-практикума мне хотелось бы вернуться к его теме, которая звучит следующим образом: «Организация проектной деятельности как способ формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся, или Как помочь самореализации ученика». Чтобы подвести итоги работы, обсудим вопрос: «Какие личностные, предметные и метапредметные компетенции учащегося развиваются в ходе разработки проектов?»

Предлагаю рабочим группам заполнить таблицу, в которой основные характеристики метода проектов будут преломляться сквозь призму сегодняшней темы, то есть с точки зрения формирования и развития личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся.

Для заполнения группам предлагается таблица-пустографка, время обсуждения – до 10 минут. После этого – подведение итогов работы групп.

Критерии, характеризующие проектную деятельность

Предполагаемые ответы

I группа

Цели организации проектной деятельности с учащимися

– получение учащимися углубленных знаний по отдельным темам;
– формирование общеучебных умений учащихся; развитие творческой самостоятельности;
– формирование интереса к учебной деятельности, что достигается на основе целенаправленной, управляемой деятельности учащихся по изучению той или иной проблемы

Роль учителя

демократичный руководитель, консультант, помощник

Роль учащегося

активный участник процесса проектирования, автор и исполнитель проекта

II группа

Предметные компетенции, которые формируются у учащихся в процессе проектной деятельности

– овладение знаниями о современной географической картине мира на основе усвоения системы научных географических знаний (знать и понимать основные географические понятия, связи и закономерности);
– умение работать с источниками географической информации (картами различного содержания, текстовыми источниками и ресурсами интернет);
– умения составлять описания и характеристики географических объектов и явлений, объяснять их существенные признаки;
– умение применять географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов

III группа

Личностные компетенции учащегося, формирующиеся в ходе проектной деятельности

– формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– развитие социальных чувств и качеств личности: патриотизма, эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, желания ее сохранять и рационально использовать

IV группа

Метапредметные компетенции, формирующиеся у учащегося в ходе проектной деятельности

– умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
– организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
– работа индивидуально и в группе;
– умение определять цели учебной деятельности, выбирать средства деятельности, ее осуществление, оценка результатов;
– способность самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
– подготавливать презентации при работе с информационными технологиями

 

Ведущий. Подводя итоги семинара-практикума, следует подчеркнуть, что проектная деятельность действительно имеет огромный потенциал для повышения предметной компетенции учащихся, их личностного роста и развития.

 

Приложения 1-5

Приложение 6

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий