Беларусь – имя Родины моей. Занятие по образовательной области «Ребёнок и общество» для детей с тяжелыми нарушениями речи (5–6 лет)

- 17:19ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Занятие по образовательной области «Ребёнок и общество» для детей с тяжелыми нарушениями речи (5–6 лет).

 

Ирина КЛИМОВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 34 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Программные задачи:

расширять представления о географическом расположении Республики Беларусь на географической карте;
– развивать умение рассказывать о государственных символах Республики Беларусь;
– формировать представления о своем населенном пункте, его достопримечательностях, символике;
– приобщать детей к истории, культуре своей страны;
– развивать диалогическую речь, мышление, воображение, память, внимание;
– воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к Родине, эмоционально-позитивное отношение к родному городу, гордость за него.

Материал и оборудование: карта Беларуси, плакат с изображением государственных символов Республики Беларусь (герб, флаг), мультимедийная презентация «Достопримечательности Лиды», мнемосхема «Любовь к Родине ни в огне не горит, ни в воде не тонет», атрибуты рыцаря (шлем, щит, меч), герб города Лиды, части-пазлы «Герб Лиды», воздушные шары, костюм Джина для взрослого, аудиозапись шума ветра, ритмичной музыки.

 

Ход занятия

Воспитатель дошкольного образования. Ребята, поприветствуем друг друга:

Что за чудо-чудеса:
Вот тебе моя рука,
Вот ладошка правая, вот ладошка левая!
Скажем всем, не тая: это все мои друзья!

Воспитатель дошкольного образования. На берег Лидского озера выбросило необычный сосуд. Он такой красивый и похож на волшебный. Как вы думаете, какой сказочный герой может в нем находиться? (Джин.)

(«Помогите!» – слышен голос из кувшина)

Воспитатель дошкольного образования. Вы слышали, кажется, он просит о помощи? (Ответы детей.) Да! Это Джин! Освободим его. А что для этого нужно сделать? (Разбить, потереть кувшин.) Кувшин очень красивый. Попробуем его хорошенько потереть.

 

Упражнение на дыхание

Воспитатель дошкольного образования. Покажем, как мы стараемся освободить гостя. Глубоко вдохнули, выдохнули: «У-у-ух, у-у-ух!».  (Дети трут кувшин, появляется Джин.)

Джин. О, маленькие повелители, ап-чхи! Это я – могучий волшебник добрый Джин. Спасибо, что выпустили меня!

Проплывал я много стран
Видел реки, океан,

Видел сёла, города.
А теперь попал куда? (В детский сад «Вяселка».)

Джин. Ребята, очень люблю путешествовать и хотел бы больше узнать о вашей стране. Вы мне поможете? А полетим мы на волшебном ковре-самолете.

Воспитатель дошкольного образования. Мы полетим очень-очень высоко, выше птиц и облаков. Очень красиво. А теперь приземлимся, что видим впереди? (Карту Беларуси.)

 

Игра «Прочитай карту»

Детям предлагается рассмотреть карту и ответить на вопросы.

Воспитатель дошкольного образования. На что похожа наша страна? (На кленовый лист, на зубра).

Какого цвета больше на карте? (Зеленого, потому что много лесов и лугов).

Почему называют синеокой? (Много рек, озер).

Замечательное это слово – Беларусь, хорошее, доброе. А почему так назвали нашу страну? Присядем на скамейки и расскажем Джину. (Белая льняная одежда, светлый цвет волос.)

Дети садятся на скамейки.

 

Игра «Объясни пословицу»

Воспитатель дошкольного образования. Уважаемый Джин, наши ребята знают много пословиц о родной стране. Попробуем с вами прочитать.

Дети читают мнемосхему: «Любовь к Родине ни в огне не горит, ни в воде не тонет».

Как вы понимаете пословицу? (Не существует такой силы, которая бы помешала любить родную землю). Какие еще знаете?

1. Человек без Родины, что соловей без песни. каждого должен быть родной край, ведь без него человек теряет часть себя.)
2. Где кто родился, там и пригодился. (Где человек родился, там и живет, учится, работает.)
3. Всюду хорошо, а дома лучше. ак бы хорошо не было в гостях, на море или на отдыхе, но дома все родное).
4. Где ни жить – Родине служить. (Даже если пришлось уехать в другую страну, о родной земле забывать нельзя.)

 

Воспитатель дошкольного образования. У каждого государства есть знаки отличия – символы. Какие? (Герб, флаг, гимн.) А сейчас вместе с Джином превратим наши руки в бинокли и внимательно рассмотрим герб нашей республики. Помните, что в бинокль можно увидеть только один предмет.

Дети подходят к плакату с изображением государственных символов Республики Беларусь.

 

Игра «Я – герб, ты – моя частичка»

Дети называют:

Я вижу колосья.
Я вижу красную звезду.
Я вижу кленовый листок – контур нашей республики.
Я вижу красный клевер.
Я нашел голубые цветы – это лен.
Я вижу в середине земной шар.
А я вижу лучи солнца.
А я вижу внизу красно-зеленую ленту.

Воспитатель дошкольного образования. Да, ребята, герб нашей страны, как яркая книга, рассказывает о родной Беларуси. Лучи восходящего солнца говорят о счастливой жизни. Земной шар – о том, что белорусы готовы дружить со всеми народами земли. Колосья обозначают новый урожай. Клевер – корм для животных, разведением которых занимаются жители республики. Лен – растение, из которого белорусы шьют одежду, скатерти, салфетки. Красная звезда – символ мужества нашего народа.

Когда исполняется государственный гимн? (При вручении наград, на важных мероприятиях.) Как его нужно слушать? (Стоят в знак уважения.)

Посмотрите на флаг. Из каких цветов он состоит? (Ответы детей.) Что обозначает зеленый цвет? (Цвет природы.) Красный? (Знак победы и счастливой жизни.) Что видим на белом фоне? (Белорусский орнамент.)

 

Игра «Собери трехцветный флаг»

Детям предлагается собрать трехцветный флаг из воздушных шаров, которые прикреплены на стульчиках детей, и подарить Джину.

Джин. Спасибо, ребята, что рассказали мне о вашей стране. Такая богатая, интересная у вас страна. Но мне нужно возвращаться в свою сказку, меня там ждут… До свидания.

Джин «улетает».

 

Физкультминутка

Детям предлагается отдохнуть, повеселиться. Звучит ритмичная белорусская музыка. Дети выполняют танцевальные движения.

 

Воспитатель дошкольного образования. А еще нас можно назвать лидчанами, потому что мы с вами живем в городе…(Лида.). В нашем городе много есть запоминающихся мест. Посмотрите на фотографии и расскажите, какие места вы могли бы показать гостям города.

Игра «Мой город»

Дети рассказывают по слайдам мультимедийной презентации.

1 Это автовокзал. Сюда приезжают гости города.
2 Это гостиница. Здесь любят останавливаться гости.
3 Я вижу Лидский замок. Здесь часто проводят рыцарские турниры.
4 Люди нашего города занимаются спортом, катаются на коньках в «Ледовом дворце», «Олимпии».
5 Как нужно вести себя в библиотеке? (Ответы детей.)
6 Это знак – символ в честь 2000-летия Рождества Христова. Находится на ул. Варшавской.
7 В городском сквере располагается памятник воинам-интернационалистам «Журавли».
8 Гости города могут посмотреть памятник Скорине, который напечатал первую белорусскую книгу.
9 Это Курган Бессмертия. Сюда приносят цветы на праздник 9 Мая.
10 Я вижу завод «Оптик». Там работает моя мама.

Воспитатель дошкольного образования. А вот на фото вы видите главную площадь нашего города.

 

Инсценирование «Рыцарь Лидского замка»

Выходит ребенок в костюме рыцаря.

Рыцарь. Меня называют рыцарем. Я живу в Лидском замке. Мне часто приходится принимать участие в рыцарских боях. Мое оружие – острый меч. Одет я в одежду из железа – латы. На голове – железный шлем. А еще у меня есть щит. Как вы думаете, ребята, зачем мне латы, шлем, щит? (Чтобы защищаться от противников.)

Воспитатель дошкольного образования. Рассмотрите доспехи рыцаря, вспомните, как они называются (Латы, шлем, щит.). Скажем вместе.

Интересно, как же рыцари отличаются друг от друга в бою?

Рыцарь. Мы прикрепляем на щитах знаки с разными рисунками.

Воспитатель дошкольного образования. Позже эти рисунки – гербы – стали придумывать не только рыцари, но и семьи, города.

 

Игра «Сложи герб»

Детям предлагается сесть за столы, внимательно посмотреть на герб Лиды, открыть конверты и попробовать сложить герб из частей.

 

Пальчиковая гимнастика

Детям предлагается поиграть с пальчиками. Используются массажеры су –джок.

Холмы, перелески, (делают массаж правой рукой)
Луга и поля – 
Родная, зелёная (делают массаж левой рукой)
Наша земля. 
Земля, где я сделал (делают массаж правой рукой)
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то (делают массаж левой рукой)
К развилке дорог.
И понял, что это (делают массаж правой рукой)
Раздолье полей – 
Частица великой (делают массаж левой рукой)
Отчизны моей.  

 Игра «Передай сердечко и скажи словечко»

Детям предлагается взять мягкую игрушку в виде сердца и сказать, за что мы любим свой город. 

Воспитатель дошкольного образования. Наше путешествие по родной Беларуси подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад.

Дети садятся на ковер. Звучит шум ветра.

Воспитатель дошкольного образования. На чем мы с вами путешествовали со сказочным героем? Как называется наша республика? Какая игра вам больше всего запомнилась? Что было самым интересным? Наш сказочный герой Джин оставил нам фотографии с достопримечательностями города Лиды. Выберите себе фото, на котором изображено место, где вы хотели бы побывать вместе с родителями.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий