Ханс Кристиан Андерсен. «Ромашка». Урок русской литературы в 4-м классе

- 10:13Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Цель: показать детям, как светлый и чудесный мир благородства и любви проникает в сердце читателей.

Елена ЖАЛОБА,
учитель начальных классов
ГУО «Корнадская базовая школа»
Свислочского района,
Гродненская область

                                

 

Тема: Х.К.Андерсен «Ромашка».

Класс: 4.

Цель: показать детям, как светлый и чудесный мир благородства и любви проникает в сердце читателей.

Задачи:

– продолжить знакомство с творчеством датского писателя Х.К.Андерсена; формировать интерес к его творчеству;
– выявить знания учащимися сказок писателя, прочитанных самостоятельно;
– расширять литературные представления о жанровых особенностях сказки;
– развивать умение подробного пересказа;
– развивать умение составлять характеристику героев по внешнему описанию, отношению героев к окружающему миру, их внутренним душевным состояниям;
– обучать умению выявлять главную мысль произведения;
– формировать умение соединять различные виды искусства (литература и музыка) для углубленного осмысления художественного произведения;
– воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: текст сказки Г.Х.Андерсена «Ромашка» у каждого ученика, карточки с деформированным планом и набор иллюстраций для работы в парах, карточки-задания, маршрутный лист (Приложение).

 

Ход урока

I Организация начала урока

– Давайте определим девиз нашего урока:

Д – думай, доказывай;
Р – рассуждай;
У – узнавай;
Г – говори.

 

II Введение в новую тему

Чтение учителем диалога Знатока и Максима Книжника о писателе Х.К.Андерсене и его творчестве (с. 68–69).

– В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

Краткий пересказ самостоятельно прочитанных сказок Х.К.Андерсена (по желанию учащихся).

– А какие сказки Андерсена вы читали?

 

III Работа над сказкой

Выразительное чтение учителем сказки «Ромашка».

– Где происходят сказочные события?

Выявление эмоционального восприятия.

– Какое настроение появилось у вас после прочтения сказки?

– А что вы знаете об этом удивительном цветке?

Рассказ заранее подготовленного ученика о ромашке:

Ромашка – удивительный красивый цветок с нежными белыми лепестками. Она похожа на маленькое солнышко. У нас растёт много ромашек: на полях и лугах, а также может распуститься возле каждого дома и радовать нас своей красотой. Когда видишь её, невозможно оторвать глаз.

Этот скромный цветочек к тому же является лекарственным растением. Если заварить ромашку и прополоскать больное горло, то боль проходит.

Многие поэты прославили красоту этого цветка, а композиторы написали про него песни. Не зря говорят, что это звезда, упавшая с неба.

 

Словарная работа

Задание 1. «Что лишнее»

Стимул: прочитайте слова на доске (на листочках): роскошные, благость Божья, благоухать, досада, затрепетать, знобит, мука. Отметьте непонятные вам слова.

Задачная формулировка: найдите в таблице лишние источники, которые не помогут вам уточнить значение этих слов.

А

Орографический словарь

Б

Толковый словарь

В

Словарь синонимов

Г

Учебник литературного чтения

Д

Физическая карта полушарий

Инструмент проверки (ключ). Верные ответы: А, В, Д – 2 балла; другой вариант ответа – 0 баллов.

– Значение непонятных слов посмотрим в толковом словаре.

 

Выборочное чтение и анализ сказки

– Прочитайте, как росла и распускалась Ромашка. Почему она была счастлива?

– Как вели себя пышные цветы в палисаднике?

– Как относится к ним автор?

– Почему Жаворонок прилетел к Ромашке?

– Что чувствовала Ромашка, когда Жаворонок спустился к ней?

– Они стали друзьями?

– Что случилось утром?

– Прочитайте, как Ромашка стала пленницей.

– Расскажите, как страдали в неволе Жаворонок и Ромашка? Почему?

– А как себя вели другие цветы?

Составление характеристики мальчиков-героев сказки.

– Что вы можете сказать о мальчиках?

– Как повели себя мальчики, увидев мёртвого жаворонка? Прочитайте.

 

Задание 2. «Верно – неверно»

Стимул: вы послушали сказку Х.К.Андерсена «Ромашка».

Задачная формулировка: отметьте в таблице верные высказывания.

А

За городом, у самой дороги, стояла дача.

Б

Ромашка росла в саду.

В

Ромашка была довольна.

Г

Жаворонок опустился в сад к пионам и тюльпанам.

Д

Ромашке всей душой хотелось помочь.

Е

Дети выпустили жаворонка на волю.

Инструмент проверки (ключ). Верные ответы: А, В, Д – 2 балла, другой вариант ответа – 0 баллов.

 

– Ребята, не показалось ли вам, что цветы в сказке Андерсена – это люди?

– Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль?

 

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

 

Задание 3. «Архитекторы»

Стимул: сейчас я предлагаю вам побыть архитекторами. А кто такие архитекторы?

Задачная формулировка: расположите по порядку действия, изображённые на иллюстрациях, и соотнесите их с пунктами плана (карточки-иллюстрации в конвертах на партах).

Источник информации:

1. Ромашка распустилась.
2. «Как я счастлива!»
3. Гордые цветы.
4. Встреча с жаворонком.
5. Девушка срезает цветы в саду.
6. Жаворонок в западне.
7. Мальчики выкапывают дёрн с ромашкой.
8. В клетке с жаворонком.
9. Гибель птички.
10. На пыльной дороге.

Инструмент проверки. Правильное выполнение задания – 3 балла; другой вариант ответа – 0 баллов.

 

Задание 4. «Главные герои сказки»

Стимул: Кто из сказочных персонажей вам симпатичен?

Задачная формулировка: Кто из героев сказки говорит эти слова? Впишите в таблицу имена героев сказки.

1

Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует!

 

2

Вот здесь можно вырезать славный кусок дёрна!

 

3

Какой ужас! Теперь им конец!

 

4

Ах, какая славная мягкая травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице!

 

5

Давай вырвем цветок!

 

6

В садике цвело множество пышных, гордых цветов.

 

7

Какие они нарядные, красивые!

 

8

И ты завянешь здесь, бедный цветок.

 

Инструмент проверки (ключ). 1, 3, 7 – Ромашка; 2, 5 – Мальчики, 4, 8 – Жаворонок. За правильное выполнение задания – 3 балла; другой вариант ответа – 0 баллов.

 

Определение развязки сказки.

– Как заканчивается сказка?

– Конец у сказки очень грустный: Жаворонок погибает, а что случилось с Ромашкой?

– С какой интонацией надо читать концовку сказки?

– Что в сказке похоже на быль?

– Случилось ли вам наблюдать похожие события в жизни?

 

Определение характера музыки для основных эпизодов сказки.

– Представьте, что вы композиторы. Какую музыку вы сочините к началу, середине и к концу сказки? Она должна быть весёлой, грустной или задумчивой?

 

IV Итог урока. Рефлексия

Составить синквейн (работа в парах): два прилагательных, три глагола, фраза из четырех слов по теме, синоним темы.

Ромашка
добрая, чуткая
сочувствует, переживает, радуется
Маленький цветочек с золотым сердечком.
Подруга

 

Жаворонок
свободолюбивый, красивый
поёт, радует, тревожится
Бедняжка жаворонок попался в западню.
Певец

 

V Домашнее задание

– Перечитать сказку, подготовиться к пересказу самого интересного эпизода.

 

VI Оценка работы на уроке

– Давайте обратимся к вашим маршрутным листам. Посчитайте полученные баллы за выполненные задания.

 

 

Приложение

 

Маршрутный лист ученика (ученицы) ______________________________

№ задания

Содержание задания

Полученные за задания баллы

1

«Что лишнее?»
Найдите в таблице лишние источники, которые не помогут вам уточнить значение этих слов.

 

2

«Верно – неверно»
Отметьте в таблице верные высказывания

 

3

«Архитекторы»
Расположите по порядку действия, изображённые на иллюстрациях, и соотнесите их с пунктами плана

 

4

«Главные герои сказки»
Кто из героев сказки говорит эти слова?

 

 

Общее количество баллов за выполненные задания

_____баллов

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий