Автоматизация звуков с помощью игровых приемов у детей с тяжёлыми нарушениями речи

- 12:40КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

Предлагаемые игровые приёмы по автоматизации звуков формируют у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи интерес к совместным играм, воспитывают чувство эмпатии, развивают способность к мимическому выражению эмоций, что способствует достижению наибольшего положительного результата в коррекционной работе по формированию произносительной стороны речи.

 

Ирина ГАЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 3 г.Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

Сформированность правильного звукопроизношения у ребёнка является не только залогом его гармоничного развития, но и необходимым условием и основой успешного обучения в школе. С каждым годом число детей старшего дошкольного возраста с дефектами произношения увеличивается.

Коррекционная работа по формированию произносительной стороны речи наиболее актуальна для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Особенно если речевые нарушения осложнены нарушениями внимания, памяти, мышления, неврологическими отклонениями. У обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи наблюдаются быстрая утомляемость и сниженная работоспособность, низкий уровень произвольного внимания.

Все перечисленные факторы усложняют и удлиняют коррекционную работу как по постановке, так и по автоматизации звуков.

В связи с этим учитель-дефектолог специальной группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи неоднократно задумывается над тем, как сделать коррекционные занятия по формированию произносительной стороны речи, а именно занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка. Ведь этап автоматизации звуков довольно длительный и трудоемкий. Хочется увлечь, удивить ребёнка, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать речевой материал.

Предлагаемые игровые приёмы направлены не только на автоматизацию у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи звуков в речи, но и на развитие мелкой моторики, развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

В ходе выполнения игровых заданий формируется интерес к совместным играм, вызываются положительные эмоции.

 

Игра «Запомни, повтори»

Цель: автоматизация звука [ж] в словах.

Оборудование: игровое пособие «Ёжик», сшитое из фетра; цветные прищепки.

Ребёнку предлагается поскорее собрать прищепки. Для этого надо правильно повторить слова за учителем-дефектологом. Ребёнок берёт прищепку, правильно повторяет слово и цепляет прищепку на ёжика.

 

Игра «Поможем мамонтёнку»

Вариант 1

Цель: автоматизация звука [с] в словах.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением мамонтёнка; 10–15 ведёрок, вырезанных из цветного картона, на обратной стороне наклеены предметные картинки, в названии которых есть звук [с] в определённой позиции или в разных позициях.

Ребёнку предлагается рассмотреть сюжетную картинку с изображением мамонтёнка. Объясняется, что мамонтёнок очень хочет пить. Мамонтёнок большой и потребуется много воды, чтобы напоить его. Для того чтобы мамонтёнок утолил жажду, надо подносить ведёрки с водой. Обращается внимание на то, что в ведёрках спрятаны картинки. Если ребёнок назовёт картинку правильно, то относит ведёрко с водой к мамонтёнку, а если нет – ведёрко откладывается в сторону.

Вариант 2

Цель: автоматизация звука [с] в предложениях.

Ребёнок помогает мамонтёнку утолить жажду, когда придумывает предложение со словом на звук [с].

 

Игра «Трудолюбивая кошечка»

Цель: автоматизация звука [р] в словах.

Оборудование: картинка с изображением кошки с лейкой; 10–15 разноцветных цветов из картона, на обратной стороне их наклеены предметные картинки, в названии которых есть звук [р] в определенной позиции или в разных позициях.

Ребёнок помогает кошечке поливать клумбу, называя картинку с обратной стороны цветочка, чётко и правильно произнося звук [р] в словах.

Игра «Самолёт»

Вариант 1

Цель: автоматизация изолированного звука [л].

Оборудование: картинка с изображением облаков с петляющими дорожками-лабиринтами; самолет из «киндер-сюрприза».

Ребёнку объясняется, что самолёт перелетит с одного облачка на другое по дорожке-лабиринту, только если он правильно произнесёт звук [л]. Ребёнок чётко и правильно произносит изолированный звук [л] – самолёт летит. Ребёнок допускает ошибку при произнесении изолированного звука [л] – самолёт прекращает полёт.

Вариант 2

Цель: автоматизация звука [л] в предложениях, чистоговорках.

По петляющим дорожкам-лабиринтам ребёнок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки на звук [л].

 

Игра «Музыкальные инструменты»

Вариант 1

Цель: автоматизация изолированного звука [р].

Оборудование: музыкальные инструменты (флейта, дудочка, свисток, колокольчик).

Ребёнок произносит изолированный звук [р]. Учитель-дефектолог оценивает правильное произношение звонком колокольчика (либо игрой на флейте, дудочке или свистке).

Вариант 2.

Цель: автоматизация звука [р] в слогах, словах.

Проводится аналогично варианту 1. Отрабатывается звук [р] в слогах и словах.

 

 

Игра «Волшебные лапти»

Цель: автоматизация звука [ш] в слогах, словах.

Оборудование: маленькие соломенные лапти.

Ребёнок «обувает» на указательный и средний палец ведущей руки лапти. Проговаривает речевой материал на звук [ш], поочерёдно переставляет пальчики по столу, как бы шагая в лаптях

 

Игра «Лесенка»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах.

Оборудование: деревянная лесенка со ступеньками; маленькие плюшевые игрушки собачки и мышки (можно заменить любыми игрушками из «киндер-сюрприза»).

Ребёнок повторяет слова за учителем-дефектологом, чётко и правильно произнося звук [ш]. Если слово произнесено правильно, собачка, которая находится на самой нижней ступеньке лестницы, поднимается на следующую ступеньку. Если допускает ошибку, собачка остаётся на ступеньке. Только повторив все слова правильно, ребёнок поможет встретиться собачке и мышке (она сразу находится на верхней ступеньке).

 

Игра «Улиточка»

Цель: автоматизация изолированного звука [л’] в слогах, словах.

Оборудование: изображение улитки с разноцветными шарами (синими, красными, желтыми, белыми).

Ребёнок проговаривает слог (слово) с автоматизированным звуком [л’], нажимая пальчиком на шарик определённого цвета, который предлагает нажать учитель-дефектолог. Сколько шариков заданного цвета – столько повторов.

 

Игра «Клоун»

Вариант 1

Цель: автоматизация звука [ч] в словах.

Оборудование: картинка с изображением клоуна; цветные шарики – кружочки из картона с предметными картинками на звук [ч] на обороте (звук [ч] в определённой позиции или в разных позициях).

Ребёнку предлагается рассмотреть волшебные шарики, которые подбросил вверх клоун, и назвать, что нарисовано на их обратной стороне, чётко и правильно произнося звук [ч].

Вариант 2

Цель: автоматизация звука [ч] в предложениях.

Ребёнок переворачивает цветной шарик, который подбросил клоун. Рассматривает картинку с изображением предмета на звук [ч] и составляет предложение с этим словом.

 

Игра «Собери матрёшку»

Цель: автоматизация звука [р] в слогах, словах.

Оборудование: деревянные матрёшки разной величины (5 шт.).

Матрёшки в разобранном виде. Учитель-дефектолог произносит слоговой ряд (либо слово) на звук [р]. Ребёнок собирает матрёшки, повторяя слоговой ряд либо слово, чётко и правильно произнося звук [р].

 

Игра «Что в мешочке?»

Цель: автоматизация звук [с] в словах.

Оборудование: картинка с изображением собачки, которая несёт подарки детям в мешке; разноцветные мешочки из картона, с обратной стороны которых картинки на звук [с].

Ребёнок рассматривает картинку с изображением собачки. Внимание ребенка обращается на то, что собачка принесла подарки. Ребёнок берёт мешочек, переворачивает его и называет картинку, чётко и правильно произнося звук [с] в определённой позиции или в разных позициях.

Игра «Повтори узор»

Цель: автоматизация звука [з] в слогах, словах.

Оборудование: деревянные геометрические фигуры.

Ребёнок выкладывает чередующиеся геометрические фигурки с одновременным произнесением слогов (слов) на звук [з]. Каждая геометрическая фигура обозначает слог (слово).

 

Таким образом, использование предложенных игровых приёмов на этапе автоматизации звуков способствует эмоционально приятному выполнению заданий обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи, что приводит к высокой результативности.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий