Педагогическая мастерская «Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

- 14:03Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Мастер-класс

Цель мастер-класса: научить применять активные методы обучения на разных этапах урока.

Марина АНТОШУК, Людмила ШОЛОМИЦКАЯ,
учителя русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 10 г. Пинска»,
Брестская область

 

 

Цель: научить применять активные методы обучения на разных этапах урока.

Задачи:

– углубить знания об активных методах и приемах обучения и алгоритме их применения;
– создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
– отработать некоторые приемы и методы в программе мастер-класса.

Аудитория: учителя-предметники.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

 

Ход мастер-класса

1 Организационный момент

Участники мастер-класса выбирают разноцветные листья и рассаживаются в зависимости от выбранного цвета осеннего листа.

– Всем, кто пришёл нас поддержать, у кого прекрасное настроение, кто любит свою работу, кто не боится трудностей – здравствуйте!

 

Метод «Комплимент»

– Мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе в этот прекрасный осенний день, когда невозможно удержаться от комплиментов этой замечательной поре года.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

– Продолжите говорить комплименты осени.

Участникам предлагается назвать имена прилагательные, характеризующие красоту осени.

 

Тренинг «Я хороший учитель, потому что…»

– Уважаемые, красивые, умные, активные, жизнерадостные коллеги! Каждый из вас не зря выбрал профессию учителя. Любовь к детям привела вас в школу, и уже поэтому вы можете сказать: «Я хороший учитель, потому что…»

Участники называют своё качество, которое характеризует его как хорошего учителя.

 

 2 Сообщение темы и целей

Такие эмоциональные методы как «Приветствие», «Комплимент» могут стать основой для мотивации учебной деятельности учащихся.

Немецкий педагог Адольф Дистервег говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее добывать». Поэтому цель нашего мастер-класса – рассмотреть некоторые виды активных методов обучения, а также возможность применения их на различных этапах урока.

 

3 Теоритическая часть

3.1 Понятие об активных методах обучения

Активные методы обучения и воспитания – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся, ориентированных на получение индивидуальных образовательных результатов.

Активные методы обучения следует применять с целью:

– повышения учебной мотивации;
– активизации познавательной активности учащихся;
– развития способности к самостоятельному обучению;
– выработки навыков работы в коллективе;
– коррекции самооценки учащихся;
– формирования и развития коммуникативных навыков.

 

3.2 Применение активных методов

Активные методы обучения можно разделить условно на пять групп:

– методы начала урока,
– методы выяснения целей, ожиданий, опасений,
– методы презентации учебного материала,
– методы организации самостоятельной работы,
– методы рефлексии, подведения итогов.

В начале урока можно использовать такие методы, как «Галерея портретов», «Поздоровайся глазами, ладошками, локтями», «Комплименты» и многие другие. Цель применения этих методов состоит в том, чтобы настроить учащихся на работу, установить контакт между ними.

На любом уроке можно использовать активные методы для выяснения целей, опасений, ожиданий. Учителю это позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий для обеспечения личностно-ориентированного подхода. Учащимся это позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

К таким методам относятся «Фруктовый сад», «Разноцветные листья», «Воздушные шарики» и другие.

Во время презентации учебного материала лучше всего выбрать «Мозговой штурм» либо «Инфо-угадайку». На этом этапе важно структурировать материал и оживить внимание учащихся.

При выполнении самостоятельной работы лучше всего учащимся предложить выполнение кластера или же кроссенса.

Цель кластера заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Например, в седьмом классе можно предложить выполнить кластер до изучения части речи «Предлог» и дополнить после изучения данной темы.

Метод «Кроссенс» («пересечение смыслов») разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Первыми об этом методе узнали читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году.

Дети очень любят выполнять такие задания на уроках русской литературы. Например, после изучения басен И.А.Крылова можно предложить составить кроссенс по готовым иллюстрациям либо самим нарисовать эти иллюстрации. А на уроках русского языка метод можно применить при изучении темы «Фразеологизмы», «Синонимы», «Глагол» и т.д.

При подведении итогов применяем такие методы как «Мухомор», «Итоговый круг», «Мудрый совет», «Ромашка», «Цветик-семицветик». Задача этих методов – грамотно и интересно подвести итоги и завершить работу.

 

4 Практическая часть

Практическая часть проходит в форме активного метода «Автобусная остановка».

Участники мастер-класса поделены на группы (цвет осеннего листа соответствует определенному методу или приему: бордовый – «Четвертое лишнее», зеленый – «Кроссенс», желтый – «Кластер», красный – «Верно – неверно»). Участники распределяются «по автобусным остановкам», и выполняют задания соответствующим цветом маркера. В течение 5 минут в группах выполняются задания. Затем по команде ведущего группы переходят по часовой стрелке к следующей «автобусной остановке», выполняя свою часть задания. Когда группа возвращается к своей первой «остановке», она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.

 

Задания

Автобусная остановка «Верно – неверно»

Приём «Верные и неверные утверждения»

Да

Утверждения

Нет

 

1. Существует четыре познавательные функции деятельности учащихся: запоминание, осмысление, ощущение, восприятие. Считаете ли вы, что ощущение – первая ступень познавательной деятельности учащихся? 

 

 

2. Педагогика – в переводе с греческого означает «детовождение». 

 

 

3. Существует четыре функции педагога: оценочная, организаторская, планирование, управление. Верно ли, что главной функцией педагога в педагогическом процессе является оценочная? 

 

 

4. Акселерация – это процесс активной деятельности личности.

 

 

5. Педагогические инновации – это нововведения в учебно-воспитательный процесс, с целью повышения его эффективности. 

 

 

6. Холерик очень эмоционален, чрезмерно обидчив, робок, малообщителен, преувеличивает свои недостатки. 

 

 

7. Знание – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

 

 

8. Для проведения текущей аттестации учащихся установлены следующие виды контроля: поурочный и тематический.

 

 

9. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяются пять уровней учебной деятельности. Третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются отметками 5, 6 баллов.

 

 

10. Поурочный и тематический контроль осуществляется только в письменной форме.

 

 

Автобусная остановка «Кластер»

Тема: «Активные методы обучения». Каждая группа должна раскрыть по одному направлению: виды, цели, этапы применения и формы проведения.

 

Автобусная остановка «Четвертое лишнее»

1. Сказуемое, подлежащее, определение, прилагательное.
2. Прилагательное, междометие, существительное, числительное.
3. Шимпанзе, колибри, кенгуру, какаду.
4. Хороший, смелый, умный, добр.
5. Стекля..ый, серебря..ый, деревя..ый, оловя..ый.
6. Замоч..к, ключ..к, листоч..к, звоноч..к.
7. Пр..спокойный, пр..добрый, пр..градить, пр..глядеться.
8. Ц..клоп, ц..ган, ц..ркуль, ц..фра.
9. Ночь, дочь, рожь, мышь.
10. Любить, бить, давить, рубить.

 

Автобусная остановка «Кроссенс»

Группам предлагается составить два кроссенса по темам: «Басня» и «Фразеологизмы», используя предложенные иллюстрации и самостоятельно определив тему.

 

5 Подведение итогов

– В заключение хочется отметить, что уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

А наш мастер-класс хочется закончить притчей.

Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”.

Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.

Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить.

Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”.

На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.

Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне.

И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.

– Спасибо, коллеги, за работу! До новых встреч!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий