Цель: показать детям, как светлый и чудесный мир благородства и любви проникает в сердце читателей.
Елена ЖАЛОБА,
учитель начальных классов
ГУО «Корнадская базовая школа»
Свислочского района,
Гродненская область
Тема: Х.К.Андерсен «Ромашка».
Класс: 4.
Цель: показать детям, как светлый и чудесный мир благородства и любви проникает в сердце читателей.
Задачи:
– продолжить знакомство с творчеством датского писателя Х.К.Андерсена; формировать интерес к его творчеству;
– выявить знания учащимися сказок писателя, прочитанных самостоятельно;
– расширять литературные представления о жанровых особенностях сказки;
– развивать умение подробного пересказа;
– развивать умение составлять характеристику героев по внешнему описанию, отношению героев к окружающему миру, их внутренним душевным состояниям;
– обучать умению выявлять главную мысль произведения;
– формировать умение соединять различные виды искусства (литература и музыка) для углубленного осмысления художественного произведения;
– воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: текст сказки Г.Х.Андерсена «Ромашка» у каждого ученика, карточки с деформированным планом и набор иллюстраций для работы в парах, карточки-задания, маршрутный лист (Приложение).
Ход урока
I Организация начала урока
– Давайте определим девиз нашего урока:
Д – думай, доказывай;
Р – рассуждай;
У – узнавай;
Г – говори.
II Введение в новую тему
Чтение учителем диалога Знатока и Максима Книжника о писателе Х.К.Андерсене и его творчестве (с. 68–69).
– В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.
Краткий пересказ самостоятельно прочитанных сказок Х.К.Андерсена (по желанию учащихся).
– А какие сказки Андерсена вы читали?
III Работа над сказкой
Выразительное чтение учителем сказки «Ромашка».
– Где происходят сказочные события?
Выявление эмоционального восприятия.
– Какое настроение появилось у вас после прочтения сказки?
– А что вы знаете об этом удивительном цветке?
Рассказ заранее подготовленного ученика о ромашке:
Ромашка – удивительный красивый цветок с нежными белыми лепестками. Она похожа на маленькое солнышко. У нас растёт много ромашек: на полях и лугах, а также может распуститься возле каждого дома и радовать нас своей красотой. Когда видишь её, невозможно оторвать глаз.
Этот скромный цветочек к тому же является лекарственным растением. Если заварить ромашку и прополоскать больное горло, то боль проходит.
Многие поэты прославили красоту этого цветка, а композиторы написали про него песни. Не зря говорят, что это звезда, упавшая с неба.
Словарная работа
Задание 1. «Что лишнее»
Стимул: прочитайте слова на доске (на листочках): роскошные, благость Божья, благоухать, досада, затрепетать, знобит, мука. Отметьте непонятные вам слова.
Задачная формулировка: найдите в таблице лишние источники, которые не помогут вам уточнить значение этих слов.
А |
Орографический словарь |
Б |
Толковый словарь |
В |
Словарь синонимов |
Г |
Учебник литературного чтения |
Д |
Физическая карта полушарий |
Инструмент проверки (ключ). Верные ответы: А, В, Д – 2 балла; другой вариант ответа – 0 баллов.
– Значение непонятных слов посмотрим в толковом словаре.
Выборочное чтение и анализ сказки
– Прочитайте, как росла и распускалась Ромашка. Почему она была счастлива?
– Как вели себя пышные цветы в палисаднике?
– Как относится к ним автор?
– Почему Жаворонок прилетел к Ромашке?
– Что чувствовала Ромашка, когда Жаворонок спустился к ней?
– Они стали друзьями?
– Что случилось утром?
– Прочитайте, как Ромашка стала пленницей.
– Расскажите, как страдали в неволе Жаворонок и Ромашка? Почему?
– А как себя вели другие цветы?
Составление характеристики мальчиков-героев сказки.
– Что вы можете сказать о мальчиках?
– Как повели себя мальчики, увидев мёртвого жаворонка? Прочитайте.
Задание 2. «Верно – неверно»
Стимул: вы послушали сказку Х.К.Андерсена «Ромашка».
Задачная формулировка: отметьте в таблице верные высказывания.
А |
За городом, у самой дороги, стояла дача. |
Б |
Ромашка росла в саду. |
В |
Ромашка была довольна. |
Г |
Жаворонок опустился в сад к пионам и тюльпанам. |
Д |
Ромашке всей душой хотелось помочь. |
Е |
Дети выпустили жаворонка на волю. |
Инструмент проверки (ключ). Верные ответы: А, В, Д – 2 балла, другой вариант ответа – 0 баллов.
– Ребята, не показалось ли вам, что цветы в сказке Андерсена – это люди?
– Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль?
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Задание 3. «Архитекторы»
Стимул: сейчас я предлагаю вам побыть архитекторами. А кто такие архитекторы?
Задачная формулировка: расположите по порядку действия, изображённые на иллюстрациях, и соотнесите их с пунктами плана (карточки-иллюстрации в конвертах на партах).
Источник информации:
1. Ромашка распустилась.
2. «Как я счастлива!»
3. Гордые цветы.
4. Встреча с жаворонком.
5. Девушка срезает цветы в саду.
6. Жаворонок в западне.
7. Мальчики выкапывают дёрн с ромашкой.
8. В клетке с жаворонком.
9. Гибель птички.
10. На пыльной дороге.
Инструмент проверки. Правильное выполнение задания – 3 балла; другой вариант ответа – 0 баллов.
Задание 4. «Главные герои сказки»
Стимул: Кто из сказочных персонажей вам симпатичен?
Задачная формулировка: Кто из героев сказки говорит эти слова? Впишите в таблицу имена героев сказки.
1 |
Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! |
|
2 |
Вот здесь можно вырезать славный кусок дёрна! |
|
3 |
Какой ужас! Теперь им конец! |
|
4 |
Ах, какая славная мягкая травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице! |
|
5 |
Давай вырвем цветок! |
|
6 |
В садике цвело множество пышных, гордых цветов. |
|
7 |
Какие они нарядные, красивые! |
|
8 |
И ты завянешь здесь, бедный цветок. |
|
Инструмент проверки (ключ). 1, 3, 7 – Ромашка; 2, 5 – Мальчики, 4, 8 – Жаворонок. За правильное выполнение задания – 3 балла; другой вариант ответа – 0 баллов.
Определение развязки сказки.
– Как заканчивается сказка?
– Конец у сказки очень грустный: Жаворонок погибает, а что случилось с Ромашкой?
– С какой интонацией надо читать концовку сказки?
– Что в сказке похоже на быль?
– Случилось ли вам наблюдать похожие события в жизни?
Определение характера музыки для основных эпизодов сказки.
– Представьте, что вы композиторы. Какую музыку вы сочините к началу, середине и к концу сказки? Она должна быть весёлой, грустной или задумчивой?
IV Итог урока. Рефлексия
Составить синквейн (работа в парах): два прилагательных, три глагола, фраза из четырех слов по теме, синоним темы.
Ромашка
добрая, чуткая
сочувствует, переживает, радуется
Маленький цветочек с золотым сердечком.
Подруга
Жаворонок
свободолюбивый, красивый
поёт, радует, тревожится
Бедняжка жаворонок попался в западню.
Певец
V Домашнее задание
– Перечитать сказку, подготовиться к пересказу самого интересного эпизода.
VI Оценка работы на уроке
– Давайте обратимся к вашим маршрутным листам. Посчитайте полученные баллы за выполненные задания.
Приложение
Маршрутный лист ученика (ученицы) ______________________________
№ задания |
Содержание задания |
Полученные за задания баллы |
1 |
«Что лишнее?» |
|
2 |
«Верно – неверно» |
|
3 |
«Архитекторы» |
|
4 |
«Главные герои сказки» |
|
|
Общее количество баллов за выполненные задания |
_____баллов |