Занятие направлено на формирование навыков коммуникации и взаимодействия с использованием элементов сказкотерапии.
Ольга НОВОГРАН,
учитель
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Новогрудского района»,
Гродненская область
nov_ckroir@yonovogrudok.by
Тема: «Мы все друзья»
Задачи:
– формировать навык доброжелательного общения друг с другом;
– развивать умение передавать чувства через ласковые, добрые слова, жесты;
– развивать мимику, пантомимику (невербальные средства общения), произвольность поведения;
– развивать мелкую и общую моторику; двигательную активность;
– развивать умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам;
– воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим, эмоциональную активность на состояние других людей.
Оборудование: аудиозаписи песен: «Песенка о дружбе», «Мы едем, едем, едем…», «Улыбка» и др.; демонстрационный материал «Поезд», «билетики» с изображением геометрических фигур; задание «Помоги вернуть сказочного друга»; панно «Корзина с цветами», пиктограммы («Здороваться», «Улыбаться», «Подниматься по лестнице», «Конфета», «Мы вместе» и др.).
Ход занятия
1 Организационный момент
Учитель: Ребята, послушайте загадку!
Рядом он с тобой всегда, если радость или беда.
В трудный час подаст он руку, он зовется твоим… (другом)
(Звучит аудиозапись песни «Песенка о дружбе», муз. В.Шаинского).
Сегодня мы будем говорить о дружбе. Давайте поприветствуем друг друга.
Игра «Приветствие друга»
Раз, два, три, руку другу протяни,
Слева друг и справа друг,
Ты мой друг и я твой друг.
Радостно и глубоко вдохнули
И друг другу улыбнулись.
2 Основная часть
Учитель: Итак, друг другу подарили свои улыбки, соединили ладошки дружбы. А сейчас будем называть имена своих одноклассников и поиграем в игру «Ласковое имя».
Игра «Ласковое имя»
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету («волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем
Учитель: Не все дети могут назвать свое имя, поэтому, чтобы лучше понимать друг друга, давайте попробуем поговорить без слов.
Игра «Как говорят части тела» или «Поговорим без слов»
Учитель: Покажи:
– как говорят плечи «Я не знаю» (пожать плечами);
– как говорит палец «Иди сюда» (поманить пальцем);
– как ноги капризного ребёнка требуют «Я хочу!», «Дай мне!» (топают);
– как говорит голова «Да» и «Нет» (кивнуть; повертеть головой);
– как говорит рука «Садись!», «Повернись!», «До свидания» (соответствующие жесты).
А теперь попробуйте прочитать мой рассказ без слов.
Задание «Рассказ без слов»
Действия педагога |
Смысл |
показывает на себя |
я |
перебирает пальцами, показывая ходьбу |
пошла |
движения руками при стирке |
стирать |
утирает лоб |
устала |
складывает ладошками вместе под щеку |
спать |
Учитель: А сейчас мы отправимся в путешествие по стране под названием Дружба. Угадайте, на чем мы будем путешествовать?
Он по рельсам быстро мчал –
Шпалы все пересчитал (поезд).
Чтобы отправиться в путь, вы должны выполнить задание 1, которое находится в 1-м вагоне.
Задание «Найди свое место в вагончике»
Дети определяют «места» в «вагоне» (используются карточки с изображением геометрических фигур). «Вагончики» отправляются (звучит музыка «Мы едем, едем, едем…»).
На сигнал «Остановка!» дети выходят, и выполняем 2-е задание из 2-го вагончика – «Отдых в кругу друзей».
Динамическая пауза
Справа друг и слева друг!
Вместе все в веселый круг!
Игра «Да-да-да. Нет-нет-нет»
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да)
Мы научимся играть? (Да-да-да)
Другу будем помогать? (Да-да-да)
Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (Да-да-да)
Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет)
Ну а споры разрешить? (Да-да-да)
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да)
Все мы верные друзья? (Да-да-да)
Настоящая семья.
Вместе учимся, играем,
И друг другу помогаем? (Да-да-да)
Сигнал «Остановка!»
Учитель: Выполняем задание 3-го вагончика. Нас ждут герои мультфильмов, у них случилась беда: подул волшебный ветер и разбросал друзей по миру, они просят вас вернуть им их друзей.
Задание «Помоги вернуть сказочного друга»
Звучит музыка, соответствующая определенной сказке. Необходимо построить «мостики дружбы» для сказочных героев.
– Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
– Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро)
– Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
– Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
– Забавные бурундуки Чип и …(Дейл).
– Добрая Белоснежка и…(семь гномов) и др.
Учитель: Молодцы, кому мы помогали? Друзьям всегда нужно помогать.
Упражнение «Я дрозд»
Когда дети сели по парам, они повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд (показывают на себя)
И ты дрозд (показывают на своего партнёра)
У меня нос (дотрагиваются до своего носа)
У тебя нос (дотрагиваются до носа своего партнёра)
У меня губки сладкие (дотрагиваются до своих губ)
У тебя губки сладкие (дотрагиваются до губ своего партнёра)
У меня щёчки гладкие (гладят свои щёки)
У тебя щёчки гладкие (гладят щёки своего партнёра)
И теперь и навсегда – мы настоящие друзья (хлопаем по ладошке).
Учитель: От ваших улыбок и хорошего настроения распустились на полянке «цветочки». Эти цветочки необычные, они помогут всем вам дружно выполнить задание 4-го вагончика.
Задание «Собрать цветы дружбы в корзину»
(Застегиваем на «корзине» на пуговицы «цветочки»).
Мы веселые друзья,
Ты и я, ты и я!
Мы друг другу помогаем,
Цветы в корзину собираем.
3 Заключительная часть
Учитель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по стране под названием Дружба. Чему учились (дружить)? Что такое дружба? (Дети отвечают, при возникновении трудностей с ответом используют пиктограммы ).
Для «неговорящих» детей с РАС дружба – это… (учащиеся совместно с педагогом подбирают пиктограммы).
4 Рефлексия
Учитель: Ребята, вам понравилось занятие? А теперь каждый покажет свой смайлик-солнышко: если понравилось – солнышко улыбается, если нет – солнышко грустит. Давайте и дальше будем учиться дружить: слышать друга, помогать друг другу, уважать друг друга.
Упражнение «Давайте будем дружить друг с другом»
Давайте будем дружить друг с другом, (поочередно протягивают руку друг другу)
Как птицы с небом, (потянуться руками вверх, встав на носочки)
Как травы с лугом, (присесть на корточки)
Как ветер с морем, (качают руками над головой вместе с туловищем)
Поля с дождями, (кружатся вокруг себя, попеременно взмахивая руками)
Как дружит солнце со всеми нами (подойти в круг и обняться).