Игровое пособие “Мой безопасный дом”

- 13:40ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Авторские пособия, Методичка

Пособие «Мой безопасный дом» помогает формировать и закреплять у детей 4–7 лет представления о значимости безопасного поведения в быту через серию увлекательных дидактических игр и игровых упражнений.

Вера ИЛЬЧУК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка № 97 г. Гродно»

 

 

Полифункциональное игровое пособие «Мой безопасный дом» через серию увлекательных дидактических игр и игровых упражнений помогает формировать и закреплять у детей 4–7 лет представления о значимости безопасного поведения в быту для сохранения жизни и здоровья. Его можно использовать как в регламентированных, так и в нерегламентированных видах детской деятельности для реализации ряда образовательных задач, обозначенных в содержании образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования.

Пособие может быть использовано педагогическим работником для индивидуальной работы с ребёнком, а также для работы с небольшой подгруппой детей (3–4 человека). Сформировав у детей определённый игровой опыт, воспитатель дошкольного образования может предложить пособие для самостоятельной игры воспитанников (в том числе и режиссёрской).

Использование предлагаемого пособия в работе с детьми дошкольного возраста позволит разнообразить образовательный процесс, нацеленный на решение задач формирования культуры безопасности, придаст деятельности детей эмоциональную насыщенность, что позволит сделать обучение более эффективным, продуктивным.

Комплектация игрового пособия

Пособие представляет собой жилой дом в миниатюре. Дом разделён на четыре части, в каждой из которых реалистично воссоздана обстановка определённого помещения: прихожей, гостиной, кухни, ванной комнаты. Дом «оборудован» бытовой техникой (газовая плита, микроволновая печь, телевизор, утюг и т.д.), разнообразной мебелью (стол, стулья, кресла, шкафы, тумбочки и др.), предметами интерьера (картины, аквариум, напольная ваза с цветами, ковры, пледы) и т.п. Есть столовая и кухонная посуда, гладильная доска, аптечка с лекарствами. В доме открываются окна и двери, есть выход на балкон.

У игрушечного дома есть хозяева – девочка Маша и её родители. Вокруг этих персонажей разворачиваются различные сюжеты (игровые ситуации), в основе которых лежат знания правил безопасного поведения в быту.

Для моделирования разнообразных игровых проблемных ситуаций в комплектацию пособия входят дополнительные игровые атрибуты: верёвка, на которой сушится бельё, коробки со спичками, разгоревшийся огонь, человек-незнакомец и др.

Для усвоения детьми алгоритма вызова службы спасения в комплектацию игрового пособия входят обучающие карточки-схемы, для хранения которых предусмотрены специальные кармашки, имитирующие балкон. В таких же кармашках хранятся карточки с загадками об опасных предметах быта, которые также могут быть с успехом использованы взрослыми в процессе обучения детей правилам безопасного поведения.

Предполагается, что обстановка в доме может меняться, обновляться, дополняться. Так, например, при смене сезона в квартире может появиться новогодняя ёлка, а вместе с ней и новые потенциальные опасности.

 

Дидактические игры и упражнения. С использованием пособия «Мой безопасный дом»

 

1. «Внимание! Опасность!»

Цель: формировать (закреплять) у детей представления об опасных для жизни и здоровья ситуациях, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Материал: различные предметы быта, с помощью которых внутри дома моделируются опасные для жизни и здоровья ситуации (включённый утюг; незакрытый кран; открытая аптечка, градусник на полу; открытое окно, в которое выглядывает ребёнок; бельё, которое сушится над газовой плитой и др.)

Ход игры. Детям предлагается осмотреть помещения дома и определить, всё ли здесь в порядке, есть ли угроза жизни и здоровью жильцов. При обнаружении опасности ребёнок исправляет ситуацию (выключает утюг, закрывает окно, убирает градусник в аптечку и т.д.), объясняет, что могло случиться, если бы опасность не устранили вовремя.

 

 

2 «Вызов службы спасения»

Цель: формировать (закреплять) у детей представления о причинах возникновения экстремальных ситуаций и о необходимых действиях в случае той или иной опасности, об экстренных службах, их номерах телефонов.

Материал: карточки с изображением номеров телефонов служб спасения («101», «102», «103», «112»); наглядный алгоритм вызова служб спасения (в карточках-схемах); различные предметы быта, с помощью которых в доме моделируются чрезвычайные ситуации (пожар; ребёнок играл с содержимым аптечки – теперь плохо себя чувствует; незнакомец настойчиво стучится в дверь, а дома один ребёнок и др.); игрушечный телефон.

Ход игры. Взрослый обращает внимание ребёнка на заранее смоделированную проблемную ситуацию в доме, просит определить причину произошедшего. Затем спрашивает, какую экстренную службу спасения необходимо вызвать, просит найти карточку с соответствующим этой службе номером, помогает малышу составить краткий чёткий текст для вызова спасателей (с опорой на наглядный алгоритм). Далее ребёнку предлагается проиграть (смоделировать) вызов службы спасения с помощью телефона.

Через какое-то время игра усложняется:

Вариант 1. Ребёнку предлагается самостоятельно составить наглядный алгоритм из разрезных карточек-схем;

Вариант 2. Ребёнку предлагается смоделировать вызов без опоры на наглядный алгоритм.

 

3 «Из-за них случаются пожары…»

Цель: формировать (закреплять) у детей осознанное, осторожное отношение к предметам быта, которые часто являются причиной пожара; развивать мышление, речь.

Материал: обстановка кухни и гостиной, которые оборудованы электроприборами.

Ход игры. Детям предлагается осмотреть помещения игрушечного дома и найти здесь предметы, которые могут стать причиной пожара; рассказать, при каких обстоятельствах они могут стать опасными; порассуждать, могут ли люди обходиться в быту без этих предметов; сформулировать правила пользования электроприборами.

 

4 «Отгадай-ка» (загадки об опасных предметах)

Цель: закреплять у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; развивать внимание, мышление, речь.

Материал: карточки с загадками (Приложение); макет игрушечного дома, наполненного различными предметами быта.

Ход игры. Взрослый загадывает загадку, а дети ищут отгадку в игрушечном доме. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны. Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

 

5 «Мама может…, я могу…»

Цель: формировать (закреплять) у детей представления о правилах безопасного поведения дома; развивать мышление, речь.

Материал: макет игрушечного дома, наполненного различными предметами быта; фигурки ребёнка и взрослого (девочка Маша и её мама (папа) – хозяева дома).

Ход игры. Участники игры распределяют между собой роли – Маша и её мама (папа).

Вариант 1

Тот, кому досталась роль взрослого, должен назвать те действия, которые может выполнять в доме только взрослый («Я могу включать газовую плиту, нарезать фрукты, брать лекарства из аптечки, шить иглой, открывать дверь незнакомцу, забивать гвозди…»). «Ребёнок» в свою очередь называет то, что разрешено делать детям («Я могу играть с куклой, с котёнком, могу смотреть телевизор, лепить, рисовать, могу поливать цветы, мыть фрукты…»).

Вариант 2

«Ребёнку» предлагается перечислить те действия, которые ему категорически запрещено выполнять дома («Мне нельзя включать плиту, утюг…» и т.д.)

 

6 «Чего боится огонь?»

Цель: формировать у детей представления о правилах тушения малого огня, одежды.

Материал: макет игрушечного дома, наполненного различными предметами быта.

Ход игры. Детям предлагается осмотреть помещения игрушечного дома и найти здесь предметы, которые могут помочь потушить разгорающийся огонь (аквариум с водой, одеяло, земля в цветочном горшке и др.).

 

 

Приложение

Загадки об опасных предметах

И рубашки, и штанишки
Гладит он для вас, детишки.
Но запомните, друзья,
Что играть вам с ним нельзя! (Утюг)

Разогреет еду нам быстро и ловко

Стоящая в кухне… (Микроволновка)

Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит:
– Эй! Сними меня! – кричит. (Чайник)

Зашумела, загудела,

Постирала и отжала.
Что за чудная машина
Маме очень помогала? (Стиральная машина)

Я под мышкой посижу
И что делать укажу:

Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)

Как называется, дружок,

Любой лечебный порошок,
Спрессованный в лепешку?
Им лечат даже кошку. (Таблетка)

На столе, в колпаке

Да в стеклянном пузырьке,
Поселился дружок,
Развесёлый огонёк. (Настольная лампа)

Это тесный-тесный дом.

Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр. (Спички)

В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.
В нем летают чудо-птицы,
Бродят волки и лисицы.
В том окне чудес полно.
Что же это за окно? (Телевизор)

Грибникам он очень нужен,

Без него не сваришь ужин,
На охоту не пойдёшь,
Что же это? (Нож)

Стеклянная дверь,

Но прохода здесь нет.
В ту дверь проникает
Один только свет. (Окно)

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет. (Ток)

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий