8 ноября – Всемирный день градостроительства. Методическая разработка занятия

- 14:25Воспитательная работа, Сценарии

Материал разработан для проведения занятий в объединениях по интересам по направлениям «Экологическое воспитание», «Трудовое и профессиональное воспитание». Направлен на ознакомление учащихся с датой экологического календаря, актуальной экологической темой современности – градостроительством; на осознание учащимися значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, формирование экологических знаний и культуры поведения в природе; на ознакомление с профессией градостроитель и профориентацией учащихся.

 

Жанна САЛЕВИЧ,
педагог-организатор
ГУО «Слонимский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гродненская область

 

 

Тема: 8 ноября – Всемирный день градостроительства.

Раздел программы: экологическое воспитание.

Тип занятия: комбинированный.

Цель: расширение экологических знаний учащихся о датах экологического календаря; профориентация учащихся.

Задачи:

– познакомить учащихся с историей возникновения Всемирного дня градостроительства;
– расширить кругозор учащихся о профессии градостроитель и о важности его знаний в области экологии;
– формировать у учащихся экологическое сознание, экологическую культуру, способность понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему;

– развивать способность чувствовать, умение слушать окружающих;

– способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения;
– воспитывать уважительное отношение к градостроителям;
– развивать интерес учащихся к профессии градостроителя.

Возраст учащихся: 14–17 лет.

Формы и методы: рассказ, беседа, обсуждение, демонстрация.

– словесные: рассказ, беседа, объяснение, чтение.
– наглядные: презентация, фотографии.
– метод практической работы: мини-эссе «Город будущего».
– метод игры: викторина, игра для рефлексии.
– проблемный: рефлексия по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» [1].

Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийные презентации: «Чистый город – чистая планета», «Фотографии города Слонима» (https://docs.google.com/presentation/d/14irTWyRa-rmNwTXuNf1vL-iHHd6q2wFY/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true), карточки с пословицами для игры «Сложи пословицу», указка, двойные тетрадные листочки в широкую линейку и ручки для практической работы, разноцветные шляпы для рефлексии, жетоны, медали для награждения.

 

Ход занятия

1 Организационный этап

Под песню «Смелость города берёт» (слова С.Гребенникова и Н.Добронравова и музыка А.Пахмутовой, исполняет Э.Хиль) дети заходят в кабинет и садятся на заранее оборудованные места.

– Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствуем вас на нашем занятии.

Ребята, я предлагаю вам познакомиться с самым главным человеком, портрет которого находится в «волшебном сундучке» (дети заглядывают в шкатулки на столах перед ними и видят своё отражение в зеркале).

– Самый главный человек на земле – это вы сами. И поэтому вы в ответе за всё, что вас окружает. Посмотрите вокруг – какой удивительный, прекрасный мир окружает нас! И только от каждого из нас зависит, каким он будет завтра, послезавтра, через годы. В наших с вами силах сохранить мир для будущих поколений.

Я очень рада встрече с вами. Вы готовы начать наше занятие? (Ответы детей).

 

2 Подготовительный этап

– Внимательно послушайте, пожалуйста, стихотворение, а затем скажете мне, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

(Чтение стихотворения «Поздравление градостроителю» на фоне музыки).

Создаёшь, своих сил не жалея,
Ты дома, небоскрёбы, дворцы,
Чтоб отметить смогли поскорее
Новоселье в квартирах жильцы.
Ожиданьем прекрасных событий
Наполняешь ты души людей!
С днём рождения, градостроитель –
Воплотитель всех смелых идей!

– О чем мы сегодня будем говорить на занятии? (Ответы детей).

– Дорогие ребята! Я предлагаю вам познакомиться с одной из дат экологического календаря. Тема сегодняшнего занятия: «8 ноября – Всемирный день градостроительства» Это очень интересная и полезная тема.

Всемирный день градостроительства – это праздник, который посвящается развитию градостроительства как отрасли, благодаря которой все больше и больше людей может получить комфортное пространство для жизни. Актуальность градостроительства очевидна.

А кто же такой градостроитель? (Ответы учащихся).

Градостроитель – специалист в области планирования и развития городов и поселений. Градостроитель – профессия, уникальная как по своему содержанию, так и по масштабу объектов, с которыми приходится работать архитектору, ведь градостроительное проектирование подразумевает планировку не только улиц и районов, но и целых городских агломераций.

Городская агломерация – это скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций – одна из стадий урбанизации [2].

Области знания: экономика, социология, география, экология.

На нашем занятии мы поговорим об истории возникновения этой экологической даты, о том, что означают понятия: архитектурная экология, эргономичный, урбанизм, градостроитель, градостроительное проектирование, городская агломерация. Познакомимся с основными задачами градостроительства. Узнаем, что предпринято градостроителями в нашем городе Слониме для решения актуальной экологической проблемы современности – проблемы обращения с отходами. Мы напишем мини-эссе «Город будущего», и затем озвучим и обсудим их, поучаствуем в экологической викторине, поиграем. Самым активным ребятам по ходу занятия будут вручаться жетоны, а в конце занятия – медали.

 

3 Этап актуализации имеющихся знаний

Викторина «Градостроитель»

– Для того чтобы вспомнить основные моменты, связанные с градостроением, проведём викторину. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. За правильные ответы вы будете получать жетоны.

– Когда в Республике Беларусь отмечают день градостроительства? (8 ноября).

– Что такое градостроительство? (Градостроительство – теория и практика планировки и застройки городов [3]).

– Кто такой градостроитель? (Градостроитель – человек являющийся архитектором, специалистом в области планирования, строительства и развития городов и поселений. Он редко сам выполняет непосредственно строительные работы – скорее, в его обязанности входит планирование и авторский надзор за процессом строительства [4]).

– Что такое город? (Крупный населённый пункт, являющийся административным, промышленным, торговым и культурным центром района, области, жители которого заняты преимущественно вне сельского хозяйства [5]).

 

4 Этап работы по новому материалу

Рассказ «8 ноября – Всемирный день градостроительства»

– 8 ноября – Всемирный день градостроительства. Этот день учредил в 1949 году профессор Карлос Мариа делла Паолера из университета Буэнос-Айреса, основатель Института градостроительства в Школе архитектуры, для продвижения общественной и профессиональной заинтересованности в градостроительстве. Этот праздник отмечается более чем в 30 странах на четырех континентах. Это особый день для признания и поощрения роли строительства в создании жилых зданий. Всемирный день градостроительства – это возможность взглянуть на планирование с глобальной точки зрения, событие, призванное обратить внимание на воздействие на окружающую среду в результате развития городов и территорий.

В этот Всемирный день урбанизма подчёркивается признание и роль профессионального планирования и создания удобной и эргономичной городской среды.

Урбанизм – направление в градостроительстве, утверждающее необходимость создания и развития больших городов. Иногда применяется как символ градостроительства в целом [7].

Эргономичный – означает «комфортный», «удобный», «технически совершенный» [8].

– Дорогие ребята! Слово «экология» сейчас знакомо каждому учащемуся. Что же означает слово «экология»? (Ответы учащихся).

– Слово «экология» происходит от греческих слов «oikos» – «дом, жилище» и «logos» – «наука». Таким образом, экология – это наука о взаимодействии живых организмов с нашим общим домом – природой [6].

В повседневных разговорах слово «экология» употребляют для характеристики условий проживания: «хорошая экология», «плохая экология», «в нашем районе – ужасная экология» – смысл подобных высказываний ясен всем. В XXI веке, вне всякого сомнения, на первый план выдвигается экологический подход к строительству жилища. Главная роль здесь отводится архитекторам-градостроителям. Их новые идеи, приемы и способы проектирования с применением экологически чистых строительных и отделочных материалов и систем энергообеспечения помогут сделать среду обитания человека более комфортной и экологически безопасной.

Понятие «градостроительная (или шире – «архитектурная») экология» вошло в научный обиход в конце 1970-х годов.

Архитектурная экология – прикладная наука, которая определяет принципы формирования экологически комфортной среды архитектурно-строительными средствами и вырабатывает рекомендации по рациональной деятельности в системе «природа – город – человек» [9].

С точки зрения формирования системных градостроительных знаний и обоснованных эколого-градостроительных решений эта наука новая. Однако практической экологией люди начали заниматься очень давно, когда и слова такого не существовало. Где выбрать наиболее удачное место для строительства поселения, как правильно поставить дом, куда обратить окна, чтобы поймать солнце, как защитить двор и усадьбу от ветра и снежных заносов, каким образом вести пахотное хозяйство, чтобы не нарушить плодородие почвы, как уберечь свой кров от молнии, а посевы от града – все эти премудрости люди познавали веками и передавали из поколения в поколение.

Издревле человек строил жилище с учетом природно-климатических условий. В книге американского архитектора и ученого Дж.Аронина «Климат и архитектура» приводится масса примеров того, как человек научился использовать природно-климатические условия при строительстве жилища: круглые, обтекаемые для ветра дома есть у народов севера; хижины, поднятые над землей на сваях, – у жителей экваториальных стран; в Египте африканские «мазанки» без крыш. Их строят такими не от бедности, а для эффективного проветривания. Или пример из российской жизни: в старину на Урале, в Вятской губернии, чтобы защититься от непогоды, крестьяне часто перекрывали крышей весь двор. Белорусский дом конца XIX – начала ХХ века из плотно подогнанных толстых бревен удерживал тепло и объединял под общей крышей все дворовые постройки.

Белорусский дом конца XIX – начала ХХ века

Типичная туркменская юрта из войлока на деревянном каркасе рассчитана на противостояние степным ветрам и зимним холодам.

Туркменская юрта

Зимний дом эскимосов – яранга – строился приземистым, чтобы его легче было обогреть.

Зимний дом эскимосов – яранга

Абхазский дом покоится на столбах, чтобы избежать сырости.

Абхазский дом

 

В огромном городе можно найти уголки, дающие человеку, хотя бы временно, желанный экологический комфорт.

Между прочим, не только люди, но и животные «учитывают» особенности природы и климата при строительстве жилища. Мало кто знает, что, если повесить даже самый лучший домик для скворцов, обратив дырочку-леток не на восток или юго-восток, птицы в нем не поселятся. Им необходимы богатые ультрафиолетом утренние солнечные лучи.

– Ребята, а почему же воробьи живут в любых домиках? (Ответы детей).

– Потому, что воробей подобен человеку, городскому жителю: дали квартиру – радуйся, заселяйся, а уж потом будешь думать, что в ней хорошо, а что плохо.

До недавнего времени считалось, что экологией должны заниматься исключительно биологи. Действительно, они лучше других знают, какими должны быть условия жизни и среда обитания человека, растений и животных. Сегодня основы экологии изучают будущие юристы и металлурги, лесотехники и медики, инженеры и строители. Всем им в той или иной мере придется заниматься проблемами экологического мониторинга, улучшения окружающей среды, сохранения природных ресурсов, защиты человека от экологических стрессов. И конечно же, важное слово здесь могут и должны сказать архитекторы-градостроители, ведь само понятие «экология» (в переводе с греческого – «слово о доме») тесно связано с их деятельностью, направленной на то, чтобы сделать более рациональным и комфортным наш малый дом – жилище и большой – планету Земля.

Чтобы сохранить экологический баланс в будущем городе, градостроитель предусматривает меры по защите воды, воздуха и почв территории.

От таланта, мастерства данного специалиста зависит, станет ли его город, как пела группа «Браво», самым лучшим на земле или окажется местом, не приспособленным для комфортной жизни и работы людей.

– Ребята, мы всё это можем видеть на примере нашего родного города Слонима. Строительство новых многоэтажных жилых домов постепенно преображает наш город. Возводятся новые микрорайоны и жилые комплексы, рядом появляются торговые и развлекательные центры, образовательные и досуговые учреждения. Примером могут быть новостройки по улице Тополёвая, Ефросиньи Полоцкой, Франциска Скорины, проспекта Независимости.

         

       Улица Тополёвая                                     Улица Ефросиньи Полоцкой

              

Улица Франциска Скорины

Проспект Независимости

 

Наш город небольшой, но уютный, где жить по-настоящему комфортно. Новостройки пользуются спросом. Основные причины этого: благоприятная экология и отсутствие поблизости вредных производств; жильё, обеспеченное всей необходимой инфраструктурой, ведь здесь в достаточном количестве представлены школы, детские сады и другие социальные объекты.

На мультимедийной презентации демонстрируются фотографии города и комментируются учащимися.

– Ребята, хочется обратить внимание на то, как изменился наш город. Стал чистым, цветущим. Главная площадь в городе Слониме возле райисполкома с гербом города и фонтанами, построен новый театр, здание вокзала, новое здание суда и милиции, сквер на площади Ленина, центр культуры, новый собор.

        

     Герб города                                                   Главная площадь города

 

              Театр                                                              Здание вокзала               

      

             Здание суда                                                     Здание милиции

                                  

Сквер на площади Ленина

              

                      Центр культуры                                   Спасо-Преображенский собор

 

Благодаря градостроительству в нашем городе спроектирована, построена и функционирует станция сортировки твёрдых коммунальных отходов, что соответствует рациональному использованию ресурсов и бережному отношению к окружающей среде.

Выступление сопровождается показом мультимедийной презентации «Чистый город – чистая планета».

Слайд 1 – «Чистый город – чистая планета»
Слайд 2 – Слонимское ГУП ЖКХ. Станция сортировки твёрдых коммунальных отходов.
Слайд 3 – пропускной пункт.
Слайд 4 – доставка отходов на станцию.
Слайд 5 – погрузка отходов на транспортёр.
Слайд 6 – подача отходов на участок сортировки.
Слайд 7 – участок по сортировке отходов.
Слайд 8 – сортировка отходов.
Слайд 9 – ёмкости для сброса вторичного сырья в контейнеры.
Слайд 10 – контейнеры с отсортированным вторичным сырьём.
Слайд 11 – пресс для формовки вторичного сырья.
Слайд 12 – контейнеры с отсортированным и прессованным вторичным сырьём.
Слайд 13 – вывоз непригодных для переработки ТБО и приравненных к ним отходов.

– Экология – это широкомасштабное понятие, оно включает в себя охрану окружающей среды и контроль за рациональным использованием природных ресурсов.

Градостроительство и дальше будет развиваться, и специалисты в этой области будут всегда востребованы. В Белорусском национальном техническом университете есть кафедра «Градостроительство», которая создана в 1969 году как самостоятельное структурное подразделение.

– Ребята, познакомимся с основными задачами градостроительства, которыми является:

– создание городов и поселков, имеющих индивидуальный облик,
– решение городских экологических проблем,
– преодоление монотонности типовой застройки,
– сохранение и научно обоснованная реконструкция старых городских центров,
– бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями.

 

5 Этап релаксации

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперёд)
Будем жить все вместе в нём. (Приседают)

 

6 Этап самостоятельного применения знаний

Чтение сочинений учащимися

– Ребята, на прошлом занятии я просила вас написать сочинение на тему «Рассказ о малой родине». Кто прочитает нам своё сочинение?

Чтение сочинений учащимися. Вручение жетонов.

Учащаяся читает «Рассказ о малой родине».

Родину, как и родителей не выбирают. Мне посчастливилось родиться в прекрасной Республике Беларусь. Моей малой родиной стал красивый, уютный, чистый город Слоним, центр Слонимского района Гродненской области, один из старейших городов Беларуси, который возник на реке Щара при впадении реки Исса в ХI веке. В 1252 году Слоним впервые упоминается в Ипатьевской летописи. Этот год считается официальным годом основания города.

У моей малой родины богатое историческое прошлое. В городе Слониме много архитектурных памятников и достопримечательностей: Большая синагога – центр культуры и жемчужина архитектуры; костёл Святого Апостола Андрея построен в стиле позднего барокко; Ратуша; Усадьба Пусловских «Альбертин» – памятник усадебно-парковой архитектуры – представлена несколькими постройками и парковыми композициями. Особое внимание привлекают конюшни, построенные в стиле неоренессанса; Свято-Успенский монастырь в Жировичах – центр, оплот православия на белорусских землях, это архитектурный комплекс, в который входят: собор, церкви, колокольная, духовная академия и семинария, жилые корпуса, хозпостройки, трапезная, Дом паломника.

Всего на территории Слонимского района находится 90 историко-культурных ценностей, внесённых в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, из них 36 памятников архитектуры, 15 памятников истории, 39 памятников археологии.

Соборы, церкви, костёлы, синагога, мечеть – благословенна малой родины земля. Здесь живут добрые, справедливые, толерантные люди.

Слонимский район – единственное место в Беларуси, где растёт лапчатка скальная, которую относят к группе редких видов. Растение занесено в Красную книгу, а Белорусский национальный банк посвятил лапчатке скальной памятные монеты.

Мой город невероятно притягательный, душевный и достойный, и туристическая поездка в Слоним может стать отличной идеей, чтобы интересно и познавательно провести выходной день.

Горжусь я малой родиной своей, мне всё здесь дорого и сердцу мило. Плодородная земля Слонимщины взрастила много талантливых знаменитых людей: Иван Якимович Миско – известный скульптор и почётный гражданин своей малой родины, Иван Григорьевич Тихон – белорусский метатель молота, заслуженный мастер спорта Республики Беларусь и почётный гражданин своей малой родины; Сергей Николаевич Чигрин – белорусский литератор, историк, краевед, журналист; Ирина Войтка – поэтесса, заслуженный учитель Республики Беларусь. И чем старше я становлюсь, тем больше открываю для себя имён земляков, которыми можно гордиться.

Мой город как один из самых древних на белорусских землях, старинный центр культурной и духовной жизни принимал XXVI День белорусской письменности. В дни праздника был установлен памятник канцлеру Великого княжества Литовского, Слонимскому старосте Льву Сапеге; соавтором памятника является достойный сын Беларуси, наш земляк знаменитый скульптор Иван Миско.

Наш город небольшой, но уютный, в нем жить по-настоящему комфортно. Местные жители любят свой город и стараются сделать его уютнее и красивее. Большое внимание уделяется градостроительству. Новостройки пользуются спросом. Основные причины этого: благоприятная экология и отсутствие поблизости вредных производств; жилые районы обеспечены всей необходимой инфраструктурой, ведь здесь в достаточном количестве представлены школы, детские сады и другие социальные объекты. В городе принимаются меры для решения экологических проблем – построена и функционирует станция сортировки твёрдых отходов.

Труд очень важен в жизни человека. Ведь всё, что нас окружает, создаётся чьим-нибудь трудом. Мои земляки очень трудолюбивы.

Вкусную продукцию Слонимского мясокомбината знают далеко за пределами моей малой родины. Популярной стала вода «AKBA.BY», и в этом заслуга Слонимского водоканала. По итогам дегустации бутилированная вода «AKBA.BY» завоевала золотую медаль на форуме в Москве «Water show 2019». Пряжа камвольно-прядильной фабрики и слонимская мебель качественны и пользуются спросом.

Для меня моя малая родина, мой родной город Слоним – самое лучшее место на земле. Здесь живёт моя семья – самые родные, дорогие и близкие для меня люди.

Сочинение хочу закончить словами из песни Юрия Антонова:

Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные –
Свои родные милые места.

 

Игра «Сложи пословицу»

– Сейчас мы вспомним пословицы и поговорки про строительство, в которых отражается мудрость и наблюдательность народа.

Учащиеся делятся на две группы, выбирая определённый цвет фишек. Получают карточки с частями поговорок и пословиц. Необходимо найти им продолжение. Во время выполнения задания звучит музыка.

Долго строится – … стоимость утроится
Построили канал свет засиял
Кто строит, … тот и отвечает
Вовремя не построишь, … так все дело расстроишь
Добивайся успеха хорошего: … строй быстро и дешево
Каков маляр, … такова и окраска
Каков строитель, … таков и дом
Каков строитель, … такова и обитель
Обучишь молодежь быстрее стройку поведешь
Одно кривое окно … весь фасад портит
Правой рукой строит, … а левой ломает

Объяснение значения пословиц учащимися. Подведение итогов игры. Награждение жетонами.

Практическая работа в группах «Город будущего»

Мини-эссе «Город будущего» (10 мин.)

Учащиеся получают двойные тетрадные листочки в широкую линейку и ручки. Они выполняют практическую работу. Звучит музыка.

Учащиеся озвучивают свои работы. Затем внимательно прослушав предложенные эссе, обсуждают результаты сообща.

Награждение жетонами.

 

7 Итоговый этап

– Ребята, вот так незаметно наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового сегодня вы узнали? (Ответы детей).

Оценка работы учащихся на протяжении всего занятия. Подсчет жетонов и вручение медалей самым активным учащимся.

 

8 Этап рефлексии

Приём «Шесть шляп» (рефлексия по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» [1])

– А сейчас, ребята, я предлагаю вам разделиться на шесть групп, у каждой из которых – особая задача и, соответственно, шляпа определенного цвета, символизирующая эту задачу (воображаемая или сделанная из картона, цветной бумаги).

            Приём «Шесть шляп»

 

Задания для групп

– «Красная шляпа» – выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала. (Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?)

– «Черная шляпа» – выделить сложности, проблемы, связанные с изученной темой. (Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?)

– «Желтая шляпа» – обобщить все положительные аспекты темы. (Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?)

– «Белая шляпа» – объективно перечислить события, факты, новые сведения. (Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?)

– «Зеленая шляпа» – в любой оригинальной форме представить результаты изученного, попробовать подойти к вопросу творчески, неординарно. (Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?)

– «Синяя шляпа» – модератор руководит процессом, задавая вопросы для общего вывода. (Организация мышления. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?)

– Таким образом, мы видим, что равнодушных сегодня не было. Молодцы, ребята! Спасибо!

 

Мы познакомились с одной из дат экологического календаря, 8 ноября – Всемирный день градостроительства. Усвоив основные законы и принципы общей и архитектурной экологии, архитектор всегда будет стремиться создавать такие объекты, которые, говоря словами русского ученого-гигиениста Г.В.Хлопина, делают «развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни – наименее быстрым, жизнь – наиболее сильной и смерть – наиболее отдаленной» [12].

От людей зависит, каким будет наш город в ближайшем и отдалённом будущем. Возможно, кто-то из вас выберет своей профессией градостроительство, и 8 ноября – Всемирный день градостроительства, станет не только датой экологического календаря, но и вашим профессиональным праздничным днём. И помните, что человек совершенствуется только в делах и поступках, а не в суждениях и длинных прениях. Желаю вам быть экологически культурными людьми.

 

9 Информационный этап

– Тема следующего занятия – «Слоним в годы Великой Отечественной войны». Нужно каждому подготовить сообщение о событиях военных лет, которые происходили в Слонимском районе и городе Слониме. Изготовим письма-треугольники военного времени.

 

Литература и информационные ресурсы

1 Рефлексия по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2020/12/13/igra-dlya-provedeniya-refleksii. – Дата доступа: 25.09.2023.
2 Городская агломерация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vladyka23.ru/entsiklopediya/gorodskaya-aglomeraciya.html. – Дата доступа: 25.09.2023.
3 Градостроительство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/2375099. – Дата доступа: 25.09.2023.
4 Градостроитель [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.profguide.io/professions/gradostroitel.html. – Дата доступа: 25.09.2023.
5 Город [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/80. – Дата доступа: 25.09.2023.
6 Экология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/182. – Дата доступа: 25.09.2023.
7 Урбанизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4667/%D0%A3%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC. – Дата доступа: 25.09.2023.
8 Эргономичный [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/110498. – Дата доступа: 25.09.2023.
9 Архитектурная экология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://architecturalidea.com/arhitekturnaja-jekologija/. – Дата доступа: 25.09.2023.
10 Градостроительное проектирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/8_172645_gradostroitelnoe-proektirovanie.html. – Дата доступа: 25.09.2023.
11 Азбука градостроительной экологии [Электронный ресурс]. https://www.nkj.ru/archive/articles/3968/. – Режим доступа: – Дата доступа: 25.09.2023.
12 Слова русского ученого-гигиениста Г.В.Хлопина [Электронный ресурс]. https://www.stud24.ru/arhitecture/gradostroitelnaya-jekologiya/464650-1760893-page3.html. – Режим доступа: – Дата доступа: 25.09.2023.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий