Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО “Ясли-сад № 2 г. Свислочи”,
Гродненская область
Тема: Осенний букет.
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования
Задачи:
– формировать умение выполнять послойный набрызг;
– продолжать формировать умение рисовать пальчиком, ватной палочкой, выполнять штампы живым листочком;
– продолжать формировать умение тонировать альбомный лист при помощи поролоновой губки;
– продолжать формировать умение пользоваться бумажным шаблоном;
– развивать зрительное восприятие, воображение;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– развивать позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе.
Предварительная работа:
– собрать на прогулке интересные, красивые листочки разных форм и размеров;
– подготовить листочки к занятию: очистить, прогладить утюгом;
– подготовить бумажные шаблоны ваз для букетов.
Оборудование:
– образец рисунка,
– магнитная доска,
– магниты.
Материалы:
– альбомный лист формата А4;
– листочки;
– бумажный шаблон вазы;
– гуашь;
– акварельные краски;
– стаканчик-непроливайка с водой;
– кисточки;
– палитра;
– поролоновая губка;
– ватная палочка;
– зубная щетка;
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Познавательная беседа
Я по садику гуляла
И листочки собирала.
Вот их сколько самых разных –
Желтых, бурых, даже красных!
Набрала большой букет –
Теплой осени привет!
Как прекрасны листья деревьев, как они стараются нас порадовать! Каждую весну мы видим, как распускается множество маленьких клейких листочков. Вот только что были голые ветки, а вот уже над ними появилась зеленая дымка из этих маленьких чудесных листьев. Летом мы привыкаем к зеленому цвету, к листьям и часто перестаем им радоваться.
Но с наступлением осени листочки опять начинают привлекать наше внимание своими яркими оттенками желтого, оранжевого, красного цветов. Удивительно, что даже упавшие на землю листья деревьев умеют дарить нам красоту. А перед тем как упасть, они очень недолго, но танцуют в воздухе, это их прощальный танец. Красивые опавшие листочки можно принести домой, поставить в вазу или засушить на память. Можно сделать множество интересных поделок или нарисовать рисунок в необычной технике. Именно такой рисунок я предлагаю вам нарисовать сегодня.
2 Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопают в ладоши)
Будем листья собирать. (Сгибают и разгибают кулачки)
Листья березы, (Загибают большой палец)
Листья осины, (Загибают указательный палец)
Листики тополя, (Загибают средний палец)
Листья рябины, (Загибают безымянный палец)
Листики клена мы соберем, (Загибают мизинец)
Маме осенний букет отнесем! (Двумя пальчиками одной руки шагают по ладони другой).
II Основная часть
1 Рассматривание образца рисунка
Предложить детям рассмотреть рисунок и обратить внимание на то, что листочки в вазе выглядят необычно: они на рисунке есть, но в то же время их будто нет. Как же они были нарисованы, если все листочки практически белого цвета? Чтобы получить изображение такого листочка необходимо использовать уже знакомую технику набрызг. В этом рисунке мы будем выполнять его послойно.
2 Рисование натюрморта
1 Тонируем альбомный лист: увлажняем его водой при помощи кисти, затем хаотично наносим акварельную краску. Используем желтый, оранжевый, красный цвета. Можно добавить немного зеленого. Очень быстро, пока краска не подсохла, выполняем губкой постукивающие движения по альбомному листу, равномерно распределяя акварель по всей его площади.
2 Выкладываем шаблон вазы и мелкие листочки. (При необходимости помогаем детям гармонично расположить листочки).
3 Сверху на мелкие листочки выкладываем более крупные. (Помогаем при необходимости).
4 На палитру выкладываем гуашь (красный, желтый, синий цвет), немного разводим водой и при помощи зубной щетки начинаем выполнять набрызг, уделяя внимание краям листочков.
5 Снимаем верхние крупные листья. Убеждаемся, что контур получился четкий. Если нет, то необходимо листочки аккуратно вернуть на место и повторить набрызг. (На этом этапе, в случае необходимости повторения действия, следует оказать помощь детям, чтобы листочки легли в первоначальное положение. Иначе силуэт листочка получится нечетким, смазанным).
6 Повторяем пункт 4, но уже с нижним слоем более мелких листочков.
7 Аккуратно снимаем и этот слой листочков. Убеждаемся в четкости их силуэтов. Также снимаем шаблон вазы.
8 Выкладываем нижние веточки на прежние места и повторяем набрызг, чтобы силуэты листочков остались и на поверхности вазы. (Контролируем, чтобы веточки легли ровно).
3 Физкультминутка «Листья и ветер»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам)
4 Дорисовка деталей
1 Коричневой краской тонкой кисточкой рисуем несколько веточек.
2 Красной краской указательным пальчиком рисуем ягодки.
3 Ватной палочкой гуашью белого цвета ставим точки-блики.
4 Гуашь зеленого цвета кисточкой носим на тыльную сторону живого листочка, прикладываем его к веточке и выполняем отпечаток. Делаем несколько таких отпечатков.
III Заключительная часть
Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают своё оценочное мнение.
Детям задаются вопросы: понравилось ли рисовать в новой технике? было ли сложно? что именно?
Если ребятам понравилась новая техника и они хотели бы порисовать, используя ее, дома, то необходимо пояснить, что для этого понадобится зубная щетка или кисточка с жестким ворсом.
Рисовать в этой технике можно не только листочки, но и любые другие предметы, имеющие плоскую форму. Необходимо их предварительно выложить в каком-либо сюжете и выполнить набрызг по контуру.
Рисунки собираются, просушиваются, помещаются в личные портфолио кружковцев.