Повышение познавательного интереса к учебному предмету «Математика» через выполнение занимательных заданий в V–VI классах. Описание опыта педагогической деятельности

- 16:18II И III СТУПЕНИ, МАТЕМАТИКА, Математика. Материалы к урокам, Методичка

Предложенный опыт может быть использован на учебных и факультативных занятиях по математике как начинающими, так и более опытными педагогами.

Наталья ДЕРКАЧ,
учитель математики
ГУО «Гимназия г. Дрогичина»,
Брестская область

 

 

1 Информационный блок

1.1 Название темы опыта

Повышение познавательного интереса к учебному предмету «математика» через выполнение занимательных заданий в V–VI классах.

 

1.2 Актуальность опыта

Знания, полученные без интереса, не становятся прочными, быстро забываются. Поэтому одной из важнейших и труднейших задач обучения является формирование интереса к учению. С каждым годом все большее число учащихся относятся к учебе равнодушно, в том числе и к изучению математики. Этот школьный предмет воспринимается ими как скучный и не интересный. Кроме того, переход от обучения на I ступени общего среднего образования к обучению на II для каждого обучающегося является стрессовой ситуацией: ребенок вынужден приспосабливаться к новому образу жизни, другим условиям образовательной деятельности, взаимоотношениям не с одним-тремя педагогами, а с большим количеством учителей. Чтобы у учащегося не пропадал интерес к учебной деятельности, которой ему предстоит заниматься ближайшие несколько лет, необходимо проводить такие учебные занятия, на которых интересно работать, думать, рассуждать, находить решения, делать выводы. Учащиеся II ступени общего среднего образования должны получать удовлетворение от процесса приобретения математических знаний.

Активность учащихся на учебном занятии может быть повышена при помощи целенаправленных педагогических воздействий. Один из способов такого воздействия является применение занимательных заданий. Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает учащегося в активное сотрудничество с учителем на учебном занятии, будит любознательность и поощряет его к самостоятельным открытиям, что является важнейшем условием осознанного усвоения материала. Использование различного занимательного материала позволяет создать на учебном занятии благоприятную рабочую атмосферу, снизить утомляемость, поддерживать внимание у учащихся и повысить интерес к учебному занятию по математике.

 

1.3 Цель опыта: повысить качество знаний учащихся по математике посредством развития познавательного интереса к учебному занятию по математике у учащихся V–VI классов через использование занимательных заданий.

 

1.4 Задачи опыта

– подобрать и систематизировать различные виды занимательных заданий, направленных на развитие познавательного интереса у учащихся V–VI классов;

– определить этапы учебных занятий, на которых применение занимательных заданий наиболее эффективно;

– проанализировать эффективность использования занимательных заданий, способствующих развитию познавательного интереса у учащихся V–VI классов.

 

1.5 Длительность работы над опытом

Продолжительность работы 2014–2015, 2018–2019 годы. На первом этапе был подобран и систематизирован материал по теме. Второй этап работы был направлен на внедрение системы занимательных заданий на учебных занятиях по математике. Заключительным этапом стал анализ эффективности использования данных заданий.

 

2 Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта

Занимательные задания на учебных занятиях по математике в V-VI классах способствуют развитию познавательного интереса к предмету и как следствие ведут к повышению качества математических знаний учащихся.

 

2.2 Описание сути опыта

Что такое занимательность? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Изучив большое количество литературы по психологии и педагогике, я сделала вывод о том, что практически все авторы, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми материала.

Согласно К.Д.Ушинскому, всю занимательность обучения принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием учебного занятия) и «внутреннюю». Все материалы занимательного характера можно разбить на три группы: материалы, занимательные по содержанию; материалы, занимательные по форме; материалы, занимательные по форме и содержанию. Основу занимательности, используемой на учебных занятиях, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.

К характерным признакам занимательных заданий следует отнести их развивающую направленность, использование нестандартных форм и способов представления данных, в качестве исходных данных и ситуаций вымышленных или реальных персонажей, оперируя которыми требуется достигнуть заданной цели, необычно поставленный вопрос. Решение занимательной задачи может строиться на рассуждении без применения математических действий.

Существует большое количество организационных форм обучения, через которые можно реализовать занимательность. Такие формы могут использоваться в V и VI классах – это уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-аукционы и т. д.

Включение в задания элементов занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала позволяет повысить познавательный интерес к уроку математики.

Занимательные задания для учебного занятия подбираются мною в соответствии с целью урока и делятся по содержанию на задания, позволяющие повторить пройденный материал согласно продуманному плану, на задания по повторению материала, который будет использоваться при объяснении нового материала, задания, направленные на пропедевтику нового материала, задания для закрепления и обобщения.

В настоящее время имеется огромное количество видов занимательных заданий. Изучив и проанализировав литературу разных авторов, посвященную использованию занимательных заданий на учебных занятиях по математике, я пришла к выводу, что можно выделить следующие: математические кроссворды, ребусы, викторины, задачи со спичками, задачи со сказочными персонажами, задачи в стихах, задачи-шутки, исторические задачи, задачи с интересными фактами из жизни, задачи-схемы, рисунки, чертежи, логические задачи, комбинаторные задачи, задачи с геометрическим содержанием и многие другие.

Некоторые виды занимательных заданий можно охарактеризовать следующим образом:

1. Кроссворд – это игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. Термин «кроссворд» образовался из сочетания двух английских слов «cross» – «пересечение» и «word» – «слово». Как и в загадках, в кроссворде надо определить названия объектов по их краткому описанию. Однако одному описанию может соответствовать несколько объектов. И тогда начинает действовать правило: «В местах пересечений буквы должны совпадать». Таким образом, разгадывание кроссвордов – это обработка информации по определенным правилам (Приложение 1).

2. Ребус – это загадка, в которой зашифровано с помощью рисунков, фигур или знаков какое-то слово. Название «ребус» произошло от латинской пословицы «Не словами, а при помощи вещей (rebus)». Главное отличие ребуса от загадки состоит в том, что информация представлена в нем не в виде описания, а в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками. Ребус не содержит характеристик какого-либо объекта, а представляет «зашифрованную» рисунками и знаками информацию. Результатом разгадки может оказаться слово или фраза, поговорка или известное изречение (Приложение 2).

3. Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны (Приложение 3).

4. Использование заданий исторического содержания на уроке позволяет учителю процесс обучения сделать более интересным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует реализации межпредметных связей, воспитанию учащихся (Приложение 4).

5. Логические задачи, так же, как и математику, называют «гимнастикой ума». Но, в отличие от математики, задачи на логику – это занимательная гимнастика, которая в увлекательной форме позволяет испытывать и тренировать мыслительные процессы, иногда в неожиданном ракурсе. Для их решения нужна сообразительность, иногда интуиция, но не специальные знания (Приложение 5).

6. Развитию пространственного воображения и интуиции учащихся способствуют задачи геометрического содержания. Они продуктивно подготавливают учащихся к изучению курса планиметрии (Приложение 6).

7. Существует очень большое разнообразие дидактических игр с математическим содержанием (Приложение 7). В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема, т.е. игра выполняет на уроке те же функции, что и занимательная задача. Так как дидактическая игра может носить и репродуктивный, и творческий характер, то можно выделить два вида таких игр: игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания; математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания.

Для каждого занимательного материала, который предполагаю использовать на уроке, выясняю: будет ли он занимательным для учащихся данного класса? Органично ли он войдет в структуру урока? Будет ли его использование эффективным?

Эффектно представить занимательный материал, которого нет в учебнике, помогают мультимедийные презентации. Моим учащимся нравится использовать на учебных занятиях электронные средства обучения, которые помогают реализовать занимательные задания наиболее продуктивно. Например, полюбившееся обучающимся гимназии QR-коды, я использую при создании разнообразных занимательных заданий: ребусов, рисунков, зашифровки слов и фраз. Для выполнения таких заданий учащиеся пользуются своими личными гаджетами.

При подготовке к учебному занятию, изучаю возможность использования на нем занимательных заданий, на каком этапе их применение будет наиболее продуктивным, какой материал может быть представлен в увлекательной форме, какое учебно-методическое обеспечение для этого потребуется.

Из своего опыта применения занимательных заданий в образовательном процессе по математике, могу сделать вывод о том, что упражнения занимательного характера могут практиковаться почти на каждом учебном занятии по математике. В зависимости от темы и материала урока, они могут применятся на этапе актуализации опорных знаний, этапе целеполагания или этапе контроля и коррекции знаний.

Учебное занятие рганизационный момент) может начинаться с рифмованных строк, загадки, пословицы, поговорки, эпиграфа к уроку, с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме занятия. В начале учебного занятия учащимся можно предложить разгадать ребус, рассмотреть картинки на слайде и определить, что их объединяет, посмотреть, что зашифровано QR-кодом. Такое начало урока создает у учащихся позитивный настрой, способствует активизации их внимания, настраивает на изучаемую тему.

На этапе проверки домашнего задания можно использовать множество различных игр, например, «Собери пазлы» из правильных ответов домашнего задания (учащиеся собирают картинку или фразу, связанную с темой урока), «Светофор» (на экран выводятся ответы, а учащиеся с помощью зеленой и красной карточек показывают, согласны они с данным ответом или нет), «Найди пару» (на карточке или экране выводится домашнее задание и ответы, которые зашифрованы QR-кодами, задача учащихся – расшифровать коды и соотнести задания с правильными ответами), «Рисуем ответ» (учитель задает вопросы по домашнему заданию, а учащиеся изображают ответ на бумаге).

В своей практике на этапе актуализации опорных знаний часто использую анаграммы. Учащимся предлагается заполнить таблицу буквами, которые соответствуют правильным ответам на предложенные устные примеры, вопросы по пройденному материалу, тестового задания. Из собранных букв получается фраза или ответ на заранее поставленный вопрос. Также на этом этапе использую кроссворды, викторины, различные устные логические задачи, игры: «Аукцион», «Брейн-ринг», «Крестики-нолики», «Математическое лото» и многие другие. Например, на учебном занятии по теме «Действия с десятичными дробями» на этапе устного счета можно предложить вычислить устно примеры и узнать, какую книгу будет интересно прочитать (Приложение 8).  

На этапе целеполагания можно предложить учащимся задачу с жизненным содержанием, которая создаст проблемную ситуацию и позволит сформулировать тему и цели урока. Также можно предложить готовый набор слов на карточках, при помощи которых учащиеся сами формулируют цели урока (изучить, узнать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, сравнить, сделать вывод, систематизировать, вырабатывать навыки и т. д.).

На этапе контроля и коррекция знаний предлагаю учащимся тест или самостоятельную работу с последующей само- или взаимопроверкой, где правильным ответам соответствуют определенные буквы или слова из которых получается фраза, например, «молодцы» или половица, афоризм или крылатое выражение про учение. Также ответам учащихся могут соответствовать определенные цвета, согласно которым после выполнения теста они будут раскрашивать рисунок. При проверке учащиеся сравнивают свой рисунок с образцом и видят количество правильных ответов.

Рефлексия и подведение итогов. На этом этапе использую технику «Светофор», «Мишень успеха», «Рюкзак», «Пятерочка» и другие. Учащиеся с интересом подводят итоги урока, используя разный раздаточный материал и с удовольствие принимают участие в игре.

Однако, при включении занимательных заданий в образовательный процесс нужно помнить, что они не должны быть основным стимулом или мотиватором изучения математики, а служить только для развития познавательного интереса. Использование занимательных заданий целесообразно тогда, когда есть опасность непринятия учащимися какого-либо учебного задания; при прохождении сложных тем; при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить большое количество однотипных упражнений; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию. Однако применять много различных видов упражнений на одном учебном занятии нельзя, так как это утомляет учащихся и снижает их внимание.

 

3 Результативность и эффективность опыта

Решение математических задач в образовании занимает особое место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.

В ходе исследования уровня развития познавательного интереса к учебному занятию по математике посредством использования занимательных заданий было проведено анкетирование «Познавательные интересы учащихся» (Приложение 9).

Исследования показали, что система использования занимательных заданий на учебных занятиях по математике является достаточно успешной и эффективной: наблюдается значительное увеличение количества учащихся, у которых вызывает интерес изучение математики, привлекает предмет тем, что нравится выполнять занимательные задания; проявляется этот интерес в том, что большее количество учащихся стали посещать факультативные занятия по математике и увеличилось количество участвующих в олимпиадах и конкурсах. 

Основным критерием результативности опыта является повышение уровня качества знаний учащихся (Приложение 10).

Следует также отметить определенные условия, которые позитивно повлияли на эффективность использования занимательных заданий на учебных занятиях по математике:

доступность материала (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся V–VI классов);

правильно сформулированные инструкции;

нестандартность предъявляемого учебного материала;

систематичность использования занимательности на учебных занятиях;

создание ситуации комфорта (поддержание эмоционально-положительного фона на протяжении всего учебного занятия);

создание ситуации успеха.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование занимательных заданий на учебных занятиях положительно влияет на устойчивый интерес к изучаемому материалу, помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения.

 

Заключение

Целенаправленная работа по развитию познавательного интереса учащихся через использование занимательных заданий способствовала повышению качества знаний учащихся по математике. Система занимательных заданий рассчитана на организацию продуктивной работы и поддержание интереса к математике, на дальнейшее углубление знаний, на развитие мышления и творческих способностей учащихся. Решение интересных, занимательных задач создает атмосферу взаимодействия, способствует повышению математической культуры учащихся. Обучающиеся с низким уровнем обученности более активно проявляют себя при использовании заданий занимательного характера. Учащиеся стали более успешны на уроках, более уверенны при выполнении самостоятельных и контрольных работ. Повысилась успеваемость.

Таким образом, систематическое использование занимательных заданий повышает интерес к математике, развивает логику, смекалку учащихся, снимает психологическую нагрузку, помогает педагогу дисциплинировать учащихся, воспитывать у них навыки самостоятельности. Однако использование на уроках занимательных заданий требует от учителя тщательной подготовки, так как необходимо иметь четкое представление об объеме всей порции заданий на данном учебном занятии.  

Опыт работы предоставлялся на заседаниях учебно-методических объединений учителей математики, физики и информатики в Государственном учреждении образования «Гимназии г. Дрогичина».

Предложенный опыт может быть использован на учебных и факультативных занятиях по математике как начинающими, так и более опытными педагогами.

 

Приложения

 

Список использованных источников

1 Чернова, Т.А. Учение без принуждения / Т.А.Чернова. – Мозырь : Белый ветер. – 2007 г. – 61, /3/ – С. 9–10.
2 Гуцанович, С.А. Занимательная математика в базовой школе: Пособие для учителей / С.А.Гуцанович, издание 2-е, стереотипное. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 96  с.
3 Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. Лучшие логические задачи, головоломки и упражнения / Б.А.Кордемский. – Москва : Издательство АСТ: Мир и Образование, 2016. – 464 с. : ил.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий