Использование авторского игрового пособия «Колесо знаний» в работе по развитию связной речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

- 17:40КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Методичка

Дидактическое пособие можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. Оно служит мне незаменимым помощником на коррекционных занятиях не только по развитию связной речи, но и для развития фонематического восприятия, звукопроизношения и других компонентов речи.

 

Наталья ГОЛОВЕНКО
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад п. Первомайский» Лидского района,
Гродненская область
natalia.golovienko00@mail.ru

Развитие коммуникативных навыков и социальные отношения должны быть одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения образования. Социальные отношения формируются в игре, и чем разнообразнее будет игровой материал, тем эффективней будет взаимодействие и лучше будут развиты коммуникативные навыки детей. Предлагаю вашему вниманию мое авторское пособие «Колесо знаний», которое поможет решить важные задачи по развитию монологической речи и сделает занятия учителя-дефектолога более интересными и продуктивными.

Верхняя часть пособия изготовлена из древесноволокнистой плиты (ДВП), оклеенной клейкой пленкой. Можно использовать плотный картон. Сверху – диск со стрелкой и символы, которые можно использовать не только для развития связной речи, но и фонематического восприятия, психических процессов и т.д. Ножка изготовлена из пластиковой трубы, которая вставляется в подставку. Мешочки с заданиями подвешиваются на крючки. Высота пособия – 70 см.

 

Возрастная категория: средний и старший дошкольный возраст.

Цель: формирование умения составлять предложения, рассказы-описания, рассказы по серии сюжетных картинок, творческие рассказы, развитие высших психических процессов, пространственных представлений.

 

Игровое пособие «Колесо знаний»

При первом знакомстве с дидактическим пособием педагог предлагает самим детям рассказать, что это за игра и для чего она нужна. Дальше учитель-дефектолог организовывает одну из игр, описанных в методической разработке. Затем дети самостоятельно играют в известные игры или придумывают свои, используя имеющийся материал.

Правила игры. Дети становятся вокруг «Колеса знаний». Педагог ставит задачу и предлагает участникам по очереди покрутить диск, а стрелка укажет на мешочек с заданием, которое нужно выполнить. Знаки-символы будут являться планом или подсказкой.

 

Примеры дидактических игр с использованием пособия

Игра «Придумай загадку» 

Задачи: формировать умение составлять загадки, описывая предмет.

Ход игры

Ребенок крутит диск и из соответствующего мешочка достает картинку предмета, о котором нужно будет составить загадку-описание. Ребенок не показывает остальным воспитанникам картинку и описывает ее по плану (картинкам-символам).

– Послушайте и догадайтесь, о чем идет речь: он красный, круглой формы, резиновый, его можно отбивать от пола или катать друг другу. Еще его можно забрасывать в корзину и играть на улице. Дети отвечают: Это мяч!

 

Игра «Составь предложение с глаголом»

Задачи: формировать умение составлять предложения с определенным глаголом, обогащать глагольный словарь, формировать грамматические категории.

Ход игры

В каждом мешочке лежит карточка, на которой написан глагол (читает, варит, поет и т.д.). На верхней части круга расположены предметные картинки. Взрослый предлагает ребенку придумать как можно больше предложений не только с определенным глаголом, но и найти все картинки, которые подходят к нему. Например, ребенку выпал глагол чистить. Он выбирает подходящие картинки и составляет с ними предложения (Бабушка чистит окно. Брат чистит картошку на обед и т.д.)

   

Игра «Сравни два предмета»

Задачи: развивать связную монологическую речь путем сравнения двух предметов по тем или иным признакам.

Ход игры

В каждом мешочке лежит по две картинки. Детям предлагается сравнить (найти сходства и различия) предметы, изображённые на карточке (по цвету, форме, вкусу, материалу, из которого сделан предмет, и т. д.), используя в речи прилагательные, словосочетания, простые и сложные предложения. Дети по очереди называют сходства или различия предметов, соревнуясь между собой (кто больше назовёт).

 

Игра «Придумай рекламу»

Задачи: развивать умение детей составлять короткий связный рассказ (4–5 предложений), в котором необходимо дать максимум информации, используя минимальное количество слов; выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества, используя план-схему.

Ход игры:

Ребенок крутит диск и выбирает предмет для рекламы, который находится в мешочке. Нужно рассказать о предмете коротко, ясно, эмоционально, обращая внимание на характерные детали, используя план-схему.

 

Дидактическое пособие можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. Оно служит мне незаменимым помощником на коррекционных занятиях не только по развитию связной речи, но и для развития фонематического восприятия, звукопроизношения и других компонентов речи. Пособие активизирует интерес детей к познавательной деятельности, помогает лучше понять и запомнить информацию. Дети с удовольствием играют в игры, им интересно, какое задание находится в мешочках.

Опыт работы доказывает, что ежедневная и тщательно спланированная коррекционно-развивающая работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, а также использование интересных пособий на занятиях успешно решает задачи развития связной речи детей, развивает их коммуникативные способности, мышление, внимание, воображение, память и доставляет массу положительных эмоций и удовольствия для каждого ребенка.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий