Социально-образовательный проект для учащихся «В напольную игру играем – свой город Жлобин изучаем»

- 9:10Дополнительное образование

Проект направлен на гражданское, патриотическое воспитание учащихся через создание и использование напольной игры «Город» на занятиях в объединении по интересам интеллектуального направления. Игра позволяет не только узнать исторические, культурные и социальные факты о городе Жлобине, его инфраструктуре, но и познакомиться с основными профессиями, заработать «деньги» с помощью своих знаний. Универсальность игры заключается в том, что её можно адаптировать под тематику любого города.

 

Инна ЧЕРНЯВСКАЯ,
методист,
ГУО «Жлобинский городской центр творчества детей и молодежи «Эврика»,
Гомельская область

 

 

Актуальность

В Концепции непрерывного воспитания детей и молодёжи говорится, что патриотизм, как важнейшая духовная и социальная ценность, является основой укрепления государственности. Именно поэтому наиважнейшая задача воспитания – формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. С привития любви к своей малой родине, гордости за её достижения возникает и чувство любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты родился и живёшь.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись постоянно. Важно найти такие формы работы, которые будут не только эффективными, но и привлекательными для учащихся. У педагога дополнительного образования возможности по использованию разных интересных форм работы намного шире, чем у школьного учителя. Воспитательный потенциал занятия объединения по интересам интеллектуального направления широк и разнообразен – вопросы могут быть из любой области знаний, в нашем случае могут напрямую или косвенно затрагивать тему патриотизма и гражданственности. Так возникла идея: разработать напольную игру «Город» с учащимися объединения по интересам и предложить другим объединениям включиться в проект, играя и познавая историю малой родины.

Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился». Она не теряет своей актуальности по сей день. Человеку необязательно покорять мировые вершины, можно с успехом на родной земле делать добро, работая на благо общества.

Цель: формирование гражданских и патриотических компетенций через организацию серии занятий в объединении по интересам интеллектуального направления с использованием напольной игры «Город».

Задачи:

– провести серию занятий в объединении по интересам интеллектуального направления с использованием напольной игры «Город»;
– выявить и устранить недостатки в знаниях о городе Жлобине у учащихся;
– сформировать новые компетенции в сфере трудоустройства и профессиональной деятельности в городе Жлобине у учащихся;
– развивать у учащихся интерес к исследованию малоизвестных фактов о городе Жлобине;
– воспитывать у учащихся патриотические и гражданские компетенции, необходимые для успешной реализации себя в своём родном городе, как востребованного специалиста.

Возраст учащихся: 9–12 лет.

Количество учащихся: 15 человек.

Сроки проведения: 3 месяца (сентябрь – ноябрь)

Ресурсы проекта

Для успешной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

– квалифицированный педагог дополнительного образования;
– группа учащихся объединения по интересам интеллектуального направления;
– помещение для занятий, оснащенное необходимым оборудованием и соответствующее нормам СанПин (учебный кабинет, актовый зал и т.п.);
– напольная игра «Город»;
– компьютер с доступом в интернет;
– цветной принтер;
– ламинатор;
– бумага формата А4;
– листы для ламинирования;
– мобильные телефоны с выходом в интернет;
– интернет-ресурсы;
– библиотека;
– музей.

Риски проекта и мероприятия по их локализации

Затруднения могут возникнуть из-за пробелов в знаниях учащихся. Они не смогут ответить на вопросы и заработать игровые деньги. Из-за этого возможна потеря интереса к игре. Чтобы компенсировать недостатки в знаниях, необходимо заранее подготовить учащихся.

Полученные результаты (качественные и количественные)

В рамках социально-образовательного проекта «В напольную игру играем – свой город Жлобин изучаем» учащиеся объединения по интересам «МУХА» изучили рынок труда, актуализировали знания по истории и традициям, символике города Жлобина. Узнали интересные и малоизвестные факты, что позволило многим учащимся посмотреть на свой город другими глазами. Благодаря проведенной подготовительной работе, учащиеся чувствовали себя более уверенно, темы игры были им знакомы и сам игровой процесс не вызывал затруднений.

Перспективы проекта: Социально-образовательный проект для учащихся объединения по интересам интеллектуального направления «В напольную игру играем – свой город Жлобин изучаем» может быть реализован в образовательном учреждении любого города.

Игра успешно проводится в центре творчества для учащихся объединений по интересам, где организатором выступает кружок «МУХА».

Проект жизнеспособен, так как в его реализации могут быть заинтересованы педагоги и учащиеся учреждений образования, для которых близок и понятен гражданско-патриотический характер проекта. Проект не требует больших финансовых затрат. Идея проекта актуальна и востребована.

Приложения: https://drive.google.com/file/d/1ROhf4HAmD6bkbbwwkFxFdBAHeA3wUSjH/view?usp=sharing

 

План действий по реализации проекта

I этап: подготовительный (сентябрь)

Цель: проектирование модели проекта, создание условий для его реализации.

Основное содержание деятельности:

– изучить нормативную базу по патриотическому воспитанию;
– ознакомиться с практикой проектирования проектов по патриотическому воспитанию образовательных учреждений Гомельской области, Республики Беларусь;
– проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта;
– провести тестирование учащихся объединения по интересам интеллектуального направления с целью выявления пробелов в знаниях j своем городе Жлобине;
– провести беседы по темам игры, посмотреть видеофильмы о городе Жлобине, организовать экскурсии на предприятия и учреждения города;
– разработать и оформить основные средства для реализации проекта: напольную игру «Город».

II этап: практический (октябрь)

Цель: реализация проекта.

Основное содержание деятельности:

– отработать содержание деятельности: организация серии занятий с использованием напольной игры «Город».

III этап: аналитический (ноябрь)

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Основное содержание деятельности:

– подготовить аналитические материалы по реализации проекта на основе тестирования учащихся, анализа их знаний до начала проекта и после его завершения, оценки результатов работы;
– систематизировать и усовершенствовать накопленный материал и издать информационный буклет;
– провести коррекцию затруднений в реализации проекта.

 

Содержание деятельности по разработке и реализации проекта

В процессе проведения занятий в объединении по интересам интеллектуального направления «МУХА» ГУО «Жлобинский городской центр творчества детей и молодёжи «Эврика» были выявлены значительные пробелы в знаниях учащихся основных общеизвестных фактов о своём городе Жлобине. Потребовался поиск новых форм, способных одновременно и заинтересовать учащихся, и помочь им устранить имеющиеся недостатки в знаниях. Возникла идея разработать напольную игру «Город». Впоследствии эта идея была реализована в рамках социально-образовательного проекта «В напольную игру играем – свой город Жлобин изучаем», где появилась конкретная цель, ориентированная на формирование патриотических компетенций учащихся.

Для эффективной реализации проекта был разработан план действий, который включает три этапа: подготовительный, практический и аналитический.

На подготовительном этапе необходимо было изучить нормативную базу по патриотическому воспитанию, в которую входят:

– Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996, 17 октября и 27 февраля 2022.
– Указ Президента Республики Беларусь от 1 января 2022 года №1 «Об объявлении 2022 года Годом исторической памяти».
– Закон о государственных символах Республики Беларусь от 4 января 2021г. №83-З.
– Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2022 года №50 «О республиканском плане мероприятий по проведению в 2022 году Года исторической памяти».
– Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года.
– Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 08.04.2022 №02-02-13/3/33 «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию с обучающимися».
– Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования.
– Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82).
– Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 № 312).
– Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020–2025 годы.
– Инструктивно-методическое письмо «О дополнительных мерах по совершенствованию военно-патриотического воспитания учащихся в учреждениях общего среднего образования».
– Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году».
– Инструкция о проведении воспитательной работы педагогическими работниками во внеучебное время с обучающимися (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 332 от 22.09.2022).

Далее необходимо было изучить опыт проектной деятельности по патриотическому воспитанию образовательных учреждений Гомельской области, Республики Беларусь. Нас заинтересовали:

1. Проект по формированию патриотического воспитания у детей в старшей разновозрастной интегрированной группе «Достопримечательности моего города Орша».
2. Инновационный проект «Внедрение модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа» ГУО «Зембинский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Борисовского района».
3. Республиканская интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by».
4. Опыт педагогической деятельности «Система работы по формированию гражданственности и патриотизма обучающихся средствами реализации педагогических проектов учреждений образования» город Старые Дороги.
5. Проект по патриотическому воспитанию «Растим патриотов Беларуси!» ГУО «Мотольская средняя школа» Ивановского района.
6. Педагогический проект «Воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе» Государственное учреждение образования «Средняя школа №4 г. Солигорска».

Проанализировав педагогические условия реализации проекта при оборудовании образовательно-развивающей среды необходимо обязательно учитывать:

– безопасность жизни и здоровья учащихся;
– достаточность материала;
– доступность расположения;
– тематика заданий должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.

При организации учебно-воспитательной деятельности педагогу необходимо использовать следующие методы:

– очень важно построить задания таким образом, чтобы учащиеся испытывали чувство удовлетворения своими успехами в процессе игры;
– методы, повышающие познавательную активность (сравнение, повторение, решение логических задач, исследование);
– методы, повышающие эмоциональную активность учащихся при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приемы, проблемные вопросы, игровые задания и упражнения);
– методы коррекции и уточнения представлений при проведении оценочной деятельности (опрос, анкетирование, беседа).

Педагог, реализующий проект должен быть достаточно квалифицирован, чтобы владеть приёмами и методами организации учебно-воспитательной деятельности с учащимися, знать историю, традиции и культуру своего города, быть уверенным пользователем интернет-пространства (уметь работать с такими веб-сервисами, как Google-формы).

Непосредственным средством обучения и воспитания патриотических компетенций является напольная игра «Город», для разработки и создания которой не требуются какие-либо материально-технические условия. Достаточно использовать следующие ресурсы:

– помещение для занятий, оснащенное необходимым оборудованием и соответствующее нормам СанПин (учебный класс, актовый зал и т.п.);
– компьютер с доступом в интернет;
– цветной принтер;
– ламинатор;
– бумага формата А4;
– листы для ламинирования;
– мобильные телефоны с выходом в интернет;
– интернет-ресурсы;
– библиотека;
– музей.

Для выявления пробелов в знаниях о своём городе Жлобине было проведено анкетирование учащихся объединения по интересам интеллектуального направления «МУХА». И началась работа по разработке напольной игры «Город». В процессе изучения материала появились риски, связанные с тем, что учащиеся не смогут ответить на некоторые вопросы и заработать игровые «деньги», что может снизить интерес к игре. Поэтому, одновременно с созданием заданий к игре «Город», проводились беседы по темам игры, были организованы просмотры видеофильмов о Жлобине и экскурсии на предприятия и учреждения города (РУП «Жлобинская швейная фабрика «ФРАНТишка», вокзал станции «Жлобин», Жлобинская районная библиотека имени Н.К.Крупской, стадион «Локомотив», магазин «Центральный»).

Итог подготовительного этапа – создание напольной игры «Город» (Приложение 1).

На втором этапе реализации проекта были организованы занятия с учащимися ОПИ «МУХА», используя напольную игру «Город». На первом занятии учащиеся познакомились с правилами игры, уточнили необходимые умения при использовании технических средств (мобильных телефонов) для сканирования QR-кодов и работы с Google-формами. На втором и последующих занятиях играли непосредственно в игру, сохраняя игровой прогресс. Выяснилось, что времени одного занятия недостаточно. Для того чтобы полностью пройти все станции по темам игры, оптимально восемь занятий. Некоторые вопросы в заданиях игры были сложными, но игра создавалась не с целью контроля знаний, а прежде всего с познавательной направленностью. Учащиеся должны были познакомиться с неизвестными им фактами о своём городе Жлобине. На последнем занятии учащимся снова было предложено пройти анкетирование для выявления степени сформированности основных знаний о городе Жлобине, его истории, культурных традициях, профессиональной деятельности. Опрос об отношении учащихся к своему городу как гражданина и патриота.

Заключительный этап – аналитический, целью которого стал анализ итогов реализации проекта. Для этого необходимо было проанализировать итоги первоначального и конечного анкетирования учащихся, поведение учащихся на занятиях в процессе игры и сделать сравнительный анализ, на основе которого выяснить степень сформированности основных гражданско-патриотических компетенций.

В рамках социально-образовательного проекта «В напольную игру играем – свой город Жлобин изучаем» учащиеся ОПИ «МУХА» на протяжении восьми занятий (24 академических часа) играли в напольную игру «Город», что позволило многим посмотреть на свой город другими глазами. Благодаря проведенной подготовительной работе учащиеся чувствовали себя более уверенно, темы игры были им знакомы и сам игровой процесс не вызывал затруднений. В процессе игры учащиеся познакомились с символами и историей города Жлобина (станция «Музей»), с культурными традициями и ремёслами (станции «Дворец культуры» и «Центр творчества»), административными и правоохранительными структурами города (станции «Администрация города» и «Милиция»), с образовательными и спортивными отделами (станции «Школа» и «Стадион»), с профессиями врача скорой помощи, учителя, художника-конструктора одежды, библиотекаря, разливщика стали, специалиста по оказанию розничных банковских услуг, продавца, экскурсовода, спасателя, составителя поездов, тренера, инспектора милиции, культорганизатора, педагога дополнительного образования, фармацевта. С заданиями на каждой станции учащиеся справились в среднем на 83 % (по итогам подсчёта рейтинга каждого игрока). Затруднения возникли в основном на станциях «Банк», «Музей», «Библиотека», где было слабое знание исторических фактов о возникновении города Жлобина. Анкетирование, проведённое с учащимися на подготовительном и аналитическом этапах, имело существенную разницу. В настоящее время не существует универсального индикатора для определения уровня патриотизма у того или иного человека. Но мы можем оценить тот опыт, те знания, полученные учащимися в процессе игры, и как они повлияли на гражданско-патриотическое становление личности. В качестве рефлексии в конце проекта был использован опрос, как один из наиболее распространённых методов анализа. Результаты опроса представлены в виде диаграмм.

Сравнительный анализ эффективности проекта: https://drive.google.com/file/d/1sWvgUZP5ZUTawDdBk75G9TJ6wZnZw2Uk/view?usp=sharing

Заключение

Социально-образовательный проект для учащихся «В напольную игру играем – свой город Жлобин изучаем» может быть реализован в образовательном учреждении любого города. Проект жизнеспособен, так как в его реализации могут быть заинтересованы педагоги и учащиеся учреждений образования, для которых близок и понятен гражданско-патриотический характер проекта. Проект не требует больших финансовых затрат. Идея проекта актуальна и востребована.

Созданная в рамках проекта напольная игра «Город», является той развивающей средой, новой интересной формой, способной увлечь учащихся к познанию и исследованию своего города. Именно игровые формы позволяют эффективно усваивать новые знания, что и произошло на занятиях с использованием напольной игры «Город».

Учащиеся, принимавшие участие в проекте, проявили неподдельный интерес к профессиональной и повседневной жизни города Жлобина. Это видно в итоговом опросе: ответы на 100 % отобразили их знания и гражданскую позицию. Из этого следует, что цели и задачи проекта выполнены.

По итогам проекта создан информационный буклет с содержанием напольной игры «Город» и фотоотчётом о ее проведении. (Приложение 2).

  

Литература и информационные источники

1 Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. – Минск : Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 02.03.2023.
2 Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100057&p1=1.– Дата доступа: 02.03.2023.
3 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15 июля 2015 № 82 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/. – Дата доступа: 02.03.2023.
4 Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020 г. № 312) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://adu.by/images/2021/03/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf. – Дата доступа: 21.02.2023.
5 Аноп, Л.Я. Жлобин. Историко-экономический очерк. Серия «Города Беларуси» / Л.Я.Аноп. – Мн., 1992.
6 Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования детей и молодёжи: опыт, проблемы, перспективы: в 2 ч. / Н.В.Васильченко (гл. ред.) [и др.] – Ч. 1. – Минск : НЦХТДМ, 2018. – 120 с.
7 Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования детей и молодёжи: опыт, проблемы, перспективы: в 2 ч. / Н.В.Васильченко (гл. ред.) [и др.] – Ч. 2. – Минск : НЦХТДМ, 2018. – 240 с.
8 Елісееў, М.З. Гісторыя Жлобіна // Камуніст.– 10 верасня 1983.
9 Культурная спадчына майго краю / складальнiкi : Т.П.Шарамет, П.С.Смаляная. – Мiнск : НЦМТДМ, 2017. – 192 с.
10 Кухарев, Н.В. Жлобин. Историко-этнографический очерк / Н.В.Кухарев. – Мн., 1975.
11 Памяць. Жлобiн. Жлобінскі раён. – Мн., Беларуская энцыклапедыя, 2000.
12 Радзiмы спадчына – мой гонар / складальнiкi : Шарамет Т.П., Смаляная П.С. – Мiнск : НЦМТДМ, 2017. – 256 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий