Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Урок русского языка во 2-м классе

- 15:16Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации, заданием в конструкторе LearningApps.org. Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов, происходит через знакомство с продукцией известных белорусских брендов под девизом «Сделано в Беларуси».

Наталья ПРОНЧАК,
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия г. Ляховичи»,
Брестская область

 

 

Цели: углубить представления учащихся о роли слов, обозначающих признаки предметов и отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?

Задачи:

– учить находить и отличать слова, обозначающие предметы и признаки предметов;
– формировать умение устанавливать грамматическую связь между ними по вопросам, умение согласовывать прилагательные с существительным в роде и числе;
– развивать связную речь, память, логическое мышление;
– познакомить с белорусскими брендами (продукты питания, одежда, техника);
– воспитывать аккуратность, дисциплинированность, умение работать в группах и парах.

Презентация к уроку

Ход урока

І Организационное начало урока

– Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с небольшого упражнения, которое поможет настроиться на работу и создаст хорошее настроение.

Упражнение “Здравствуйте!” (показываю образец выполнения)

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

– желаю (соприкасаются большими пальцами);
– успеха (указательными);
– большого (средними);
– во всём (безымянными);
– и везде (мизинцами);
– Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

– Покажите готовность к работе с помощью линейки самооценки.

 

II Словарная работа. Чистописание

– Сейчас мы повторим словарные слова и заодно вспомним написание некоторых букв.

Задание: в тетради прописаны буквы а и о. Если в слове пропущена буква а, значит, записываете в строку с буквой а, если о – в строку с буквой о (Слайды 2–9).

М..локо, сах..р, Бел..русь, ябл..ко, яг..да, гор..д, м..газин.

– Сколько букв записали в каждой строке? (Три буквы – а, три буквы – о.)

– Оцените выполнение задания с помощью линейки самооценки.

– Продолжите ряды букв. Оцените по критерию «Аккуратность написания».

– Составьте предложение, используя все эти слова.

 

III Определение темы урока

– Поставьте вопросы к словам? (Что?)

– Что они обозначают? (Предмет.)

– На какой ещё вопрос могут отвечать слова, которые обозначают предмет? (Кто?)

– В каких случаях используем вопрос кто, а в каких – что? (На доске схема «Кто? что?»)

– Сейчас вы поработаете в группах, выполнив следующее задание: каждая группа получит карточку с названием предмета. Ваша задача – описать этот предмет (вкус, цвет, форму и т.д.).

Каждая группа зачитывает свои слова.

– Какой вопрос можно поставить к этим словам? (На доске схемы с вопросами какой? какая? какое? какие?)

САХАР

– Ребята, что вы знаете об этом продукте?

– Изготавливают ли сахар у нас в Беларуси?

– А кто-нибудь знает, как происходит процесс изготовления?

– Сейчас посмотрим небольшой видеоролик, чтобы вы знали, как сахар оказывается у нас на столе (https://youtu.be/wZnIauwlCpM).

– Может кто-то из вас знает, какие заводы по производству сахара известны у нас или за пределами нашей родины? (Слуцкий сахарорафинадный комбинат, Жабинковский сахарный завод, Городейский сахарный комбинат, Скидельский сахарный комбинат) (Слайд 10).

МОЛОКО

– Как вы думаете, чем полезны молочные продукты?

– Какие молочные продукты вы знаете?

– Попробуйте вспомнить самые известные предприятия по изготовлению молочных продуктов.

– Таких компаний, ребята, в Беларуси более 20. Самые известные из них: «Савушкин продукт», Слуцкий сыродельный комбинат, «Бабушкина крынка», Минский молочный завод № 1, Березовский сыродельный комбинат, «Беллакт» (известный производитель детского питания), «Молочный мир», Ляховичский молочный завод, Барановичский молочный завод и другие (Слайды 10–16).

– Я думаю, вы согласитесь, что один из самых вкусных молочных продуктов – сгущённое молоко. В Беларуси его изготавливают в городах Рогачев и Глубокое (Слайд 17).

– А хотите узнать, как его делают? Тогда предлагаю посмотреть небольшое видео (https://youtu.be/_nnveC721rA).

ЯГОДЫ

– Какие ягоды знаете?

– А кто знает, чем они полезны?

– Может кто-то может назвать предприятия по переработке ягод и овощей?

– Самые известные белорусские предприятия по переработке ягод – это Малоритский консервноовощесушильный комбинат (производитель детского питания «Топтышка»), «Туров-град», Борисовский консервный завод, Горыньский агрокомбинат, Ляховичский консервный завод и другие. (Слайд 18)

ЯБЛОКИ

– Ребята, какие сорта яблок вы знаете?

– Как вы думаете, почему необходимо употреблять яблоки в пищу?

– На территории Беларуси яблоки выращивают во многих хозяйствах (как государственных, так и частных). Их насчитывается более 100.

– Кто может назвать хозяйства нашего района, где выращивают яблоки?

– В нашем районе есть два фермерских хозяйства, которые занимаются выращиванием яблок – «Владимир плюс», где насчитывается более 80 000 яблоневых деревьев и «Яблоневый посад», где сейчас растет – 140 000 яблонь (Слайд 19).

 

IV Сообщение темы и целей урока

– Теперь давайте все вместе попробуем сформулировать тему урока.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?  И еще будем учиться находить их в тексте.

– Что обозначают эти слова? (Признаки предметов.)

– А также мы вспомним и узнаем, какие товары – техника, транспорт, одежда, обувь и другие – производятся в Беларуси и пользуются спросом не только в нашей стране, но и за ее пределами.

 

Физкультминутка (Слайд 20)

https://youtu.be/5DPOxxf0lek

 

V Изучение нового материала

1 Выполнение упражнения

– Ещё немного о фруктах и овощах мы узнаем, работая с упражнением 22. (Запись предложения по образцу, один учащийся у доски).

2  Задание на карточках (в парах)

– Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах – карточки з заданием. Вам нужно прочитать предложения, поставить вопрос к выделенным словам, которые обозначают признаки предметов, а также вставить пропущенные слова.

1) Мои родители купили (________) новый холодильник марки ___________.
2) Мне подарили (________) красивые носки фабрики ___________.
3) Я очень люблю шоколад (________) «Любимая Алёнка» кондитерской фабрики __________________.
4) (________) Детское бельё, пижамы, брюки, блузы изготавливают в городе Жодино на фабрике ___________.

Слова-подсказки: «Конте», «Свитанок», «Коммунарка», «Атлант». (Слайд 21)

– Проверим выполненные задания (Слайд 22).

Самооценка.

 

Слайд 23

– Ребята, а кто знает, где ещё производят чулочные изделия? (Брестский чулочный комбинат, Брест).

– Какие ещё вы знаете кондитерские фабрики? («Спартак», Гомель; «Красный пищевик», Бобруйск; «Витьба», Витебск; «Слодыч», Минск).

– Какие белорусские бренды по производству одежды и белья знаете?

– Давайте будем знакомиться с самыми известными брендами. Женскую и мужскую одежду шьют на таких фабриках, как «Калинка», «Элема», «8 Марта», «Надэкс», «Элиз», «Коминтерн», «Славянка», «Бугалюкс». Фабрики «Алеся», «Полесье», «Элма» производят верхний трикотаж, а «Свитанок», «Купалинка», «Любава», «Марк-Формэль» – бельевой. «Милавица», Serge – нижнее белье. На Витебском меховом комбинате производят одежду из меха, а головные уборы шьют на предприятии «Людмила». Ну и, наконец, наверное, многим из вас известный бренд – детская одежда Marusya.

 

VI Закрепление изученного материала

(Слайды 24–25)

1 Игра «Собери пазл»

https://learningapps.org/watch?v=p5t0q3b1k23

2 Игра «Найди свою группу»

Задание. У каждого учащегося карточка со словом. Нужно найти свою группу, правильно поставив вопрос к слову.

– Большой, известный, горький, сладкий, прочный, надёжный.

– Вкусная, новая, зимняя, спортивная, тонкая, женская.

– Хорошее, зимнее, вкусное, красивое, белое, красное.

– Известные, сладкие, детские, красивые, интересные, новые.

 

VII Домашнее задание

Упр. 25

 

VIII Подведение итогов урока. Рефлексия

– Вы действительно хорошо поработали. Молодцы!

– Оцените свою работу на уроке.

– Я буду читать утверждения. Если согласны – улыбка, если есть затруднения – равнодушие, если не согласны – грусть.

– Я могу назвать вопросы, на которые отвечают слова-признаки.
– Я умею найти их в предложении.
– Я хорошо поработал(а) на уроке.
– Мне все было понятно.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий