В помощь учителю-предметнику в реализации образовательных, развивающих, воспитательных целей через восприятие и понимание речи на слух на уроках немецкого языка на II ступени общего среднего образования (7–8 классы).
Мария СПЕТЕЛЮН,
учитель немецкого языка
ГУО «Начская средняя школа»
Вороновского района,
Гродненская область
Аудирование относится к рецептивному виду речевой деятельности и представляет собой восприятие и понимание речи на слух в момент ее порождения. В процессе обучения иностранному языку аудирование является средством и целью обучения. Через аудирование осуществляется освоение нового лексического состава и грамматической структуры. Без аудирования не может быть достигнута необходимая норма говорения, это две стороны устной речи.
Аудирование дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающего в то же время и развивающее воздействие на ребенка, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребенка и, прежде всего, слуховой памяти, столь важной не только для изучения иностранного языка.
Аудирование дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодией. Также аудирование используется как средство создания прочных слуховых явлений в единстве с их значением. Речевые действия, в основе которых лежат слуховые и семантические связи языковых явлений, обеспечивающие молниеносное их понимание при восприятии устной речи, можно назвать навыком аудирования. Успешность аудирования в частности зависит от потребности школьников узнать что-либо новое, от наличия интереса к теме сообщения, от создания объективной потребности учиться, а также от наглядности.
Процесс работы над текстом в обучении аудированию делится на три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Тест для учащихся предлагается в соответствии с их возрастными нормами и степенью владения иностранным языком.
Что можно предложить учащимся на предтекстовом этапе? Перед тем как слушать текст, учитель может записать на доске, на карточках, на слайде презентации новые незнакомые слова. С этими словами можно построить словосочетания или предложения, определить их грамматические функции. Следующий этап – дать задания школьникам на листах или на компьютере для ознакомления (не больше пяти заданий). После самостоятельного ознакомления с заданиями (знакомятся в течение 3–4 минут) учащиеся сдают листы учителю или откладывают их на край парты.
Текстовый этап – это знакомство с новым текстом. Знакомиться с текстом можно по-разному: прочитать его, прослушать через аудиозапись или, если есть такая возможность, прослушать каждому индивидуально в наушниках максимум два раза.
Послетекстовый этап предполагает обсуждение понимания прослушанного. Здесь рационально спросить учащихся о возникших непонятных словах, выражениях в тексте. После устранения недочетов приступаем к выполнению заданий, которые давались на предтекстовом этапе. Задания получает каждый ученик индивидуально на листах. Если есть возможность их выполнять на компьютере, учащиеся будут делать это с удовольствием.
Из опыта своей работы знаю, что ребята любят выполнять следующие задания:
– выбрать правильные варианты (Wähle die richtige Variante);
– определить, было это в тексте или нет (Falsch oder Richtig);
– соотнести части предложений (Was passt zusammen);
– ответить на 4–5 вопросов по тексту (Beantworte die Fragen);
– вставить в предложения пропущенные слова или словосочетания, или закончить предложение (Stelle die Wörter in die Lücken, ergänze die Sätze);
– охарактеризовать главного героя текста или свое отношение к происходящему и т.д.
В качестве примера предлагаю текст и задания к тексту в 7-м классе по теме «Жизнь в городе и деревне».
Перед слушанием текста обратить внимание на новые слова и выражения «einige der Wartenden», «verließ», «an dem Mann vorbeigefahren». Можно вспомнить достопримечательности второго по величине в Германии города Гамбурга, так как о нем будет идти речь в тексте. Для достижения воспитательных задач – проговорить с семиклассниками о том, хотели бы они посетить этот город и почему? Учитель может показать небольшое видео, презентацию или буклеты с достопримечательностями города Гамбурга.
На предтекстовом этапе предлагались выражения (на слайдах презентации) о правильном поведении и этикете в общественном транспорте. Исходя из них, ребята определялись, о чем будет идти речь в тексте.
После прослушивания теста и выполнения заданий к нему рационально еще раз обратиться к этим высказываниям и сделать вывод о том, как вести себя в общественном транспорте, в частности, в такси (о нем идет речь в предложенном тексте).
Проверить правильность выполнения заданий по прослушанному тексту можно разными вариантами: дети могут обменяться листами с выполненными заданиями, учитель будет называть правильный вариант или показывать на компьютере (осуществляется взаимопроверка); можно это сделать и фронтальным опросом; работой в группах.
Text „Maier reist in eine Großstadt“
Es war vor vielen Jahren. Der Bauer Maier wollte seinen Bruder in Hamburg besuchen. Er kam am Vormittag in der Stadt an.
Maier verließ den Bahnhof. Er war erstaunt über den lebhaften Verkehr auf den Straßen. Er schaute nach rechts und nach links, dann ging er vorsichtig über die Straße zur Straßenbahnhaltestelle. Viele Wagen fuhren vorbei, aber ein Wagen nach dem anderen war voll besetzt. Maier wartete und wartete…
Vor dem Bahnhof standen Taxis. Einige der Wartenden riefen ein Taxi und fuhren weg. “Das mache ich auch”, sagte Maier zu sich selbst. Also rief er ein Taxi und stieg ein. Er nannte dem Fahrer die Adresse seines Bruders.
Da fuhr der Wagen auch schon los. Maier war zufrieden. Die schnelle Fahrt gefiel ihm sehr. Er schaute zum Fenster hinaus. Da, war das nicht sein Nachbar aus dem Dorf? Natürlich! Maier klopfte ans Fenster und rief: “He, Werner!” Aber da waren sie auch schon an dem Mann vorbeigefahren.
Maier sah Lampen mit rotem, gelbem und grünem Licht. Bei Rot hielt das Taxi – Maier fiel nach vorn, bei Grün fuhr es wieder – Maier fiel zurück. Er freute sich wie ein Kind und hatte nur einen Wunsch, noch lange so zu fahren.
Nach einer halben Stunde waren sie aber am Ziel. “Hier ist das Haus”, sagte der Fahrer. “Fünf Mark, bitte”.
Maier stieg langsam aus und schaute in seine Brieftasche. Was? Er hatte ja nicht genug Geld! “Ich habe nur drei Mark”, sagte er. Der Fahrer wurde böse und rief: “Warum sind Sie dann so weit gefahren?” Maier lächelte freundlich und sagte: “Wissen Sie was? Fahren Sie mich doch für zwei Mark wieder zurück!”
Задания к тексту „Maier reist in eine Großstadt“
I Wählen Sie die richtige Variante.
1. Es war … .
a) im vorigen Jahr b) vor vielen Jahren c) im Januar
2. Maier verließ … .
a) den Bahnhof b) den Bahnsteig c) den Zug
3. Vor dem Bahnhof standen … .
a) Busse b) Autos c) Taxis
4. Einige der Wartenden riefen ein Taxi und … .
a) stiegen ein b) fuhren weg c) blieben stehen
II Falsch oder richtig?
1. Maier wollte zuerst mit der Straßenbahn fahren.
2. Er musste an der Straßenbahnhaltestelle lange warten.
3. Maier hatte nur einen Wunsch, nicht lange so zu fahren.
4. Unterwegs hatte er aus dem Fenster des Taxis seinen Dorfnachbarn gesehen.
5. Nach einer Stunde waren sie am Ziel.
III Ergänzen Sie die Sätze.
1. Der Bauer Maier wollte …
2. Er war erstaunt über …
3. Er schaute nach rechts und nach links, dann …
4. Viele Wagen fuhren vorbei, aber …
IV Beantworten Sie die Fragen.
1. Wann kam Maier in der Stadt an?
2. Welches Verkehrsmittel benutzte er dort?
3. Gefiel dem Mann diese Fahrt?
4. Warum wurde der Fahrer böse?
5. Welchen Vorschlag bekam er von Maier?
V Wie können Sie das Benehmen von Maier in einer Großstadt charakterisieren? (5–6 Sätze)
Предтекстовый этап – снятие фонетических трудностей, работа с незнакомыми словами, знакомство с заданиями к тексту, просмотр видеоролика и т.д.
Текстовый этап – слушание текста, сообщения, диалога, радиопередачи через аудиозапись или чтение учителем.
Послетекстовый этап – выполнение заданий учащимися фронтально, индивидуально, в группах; для слабоуспевающих учащихся можно составить план текста, внести небольшие подсказки.
Примеры заданий для учащихся на послетекстовом этапе
1) Falsch oder Richtig?
2) Wählt die richtige Variante.
3) Ergänzt die Sätze.
4) Was passt zusammen?
1. |
2. |
3. |
4. |
d |
a |
b |
c |
5) Setzt die fehlenden Wörter ein.
6) Welches Verb (oder welche Substantive) habt ihr im Text gehört? Wählt.
7) Ordnet die Zahlen (wenn im Text gibt es) dem Inhalt zu.
2020 |
5 |
1995 |
50 |
a)
b)
c)
d)
8) Wie sind die Namen (Vornamen) der Personen im Text? Unterstreicht die richtige Variante (z.B., der Junge – Paul, Erich, Felix)
9) Beantwortet die Fragen.
10) Wie könnt ihr das Benehmen (die Hauptfigur im Text und usw.) charakterisieren? Wie ist eurer Meinung nach…?