Систематическое использование математических задач межпредметного и практико-ориентированного содержания способствует дальнейшему обучению и успешной социализации учащихся в обществе.
Татьяна ЗАЙЦЕВА, учитель начальных классов,
Татьяна ЧАЙКИНА, заместитель директора по учебной работе
ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область
Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность – способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. Одним из ее видов является математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики, выражать хорошо обоснованные математические суждения.
Через содержание учебного материала математики, через построение урока или занятия педагогу необходимо найти то направление, которое приведёт к достижению учащимися хорошего уровня математической грамотности. Согласованность в обучении математики с разными компонентами начального образования – развитием речи, выработкой навыков чтения и письма, формированием представлений об окружающем мире и эстетического вкуса, будет способствовать формированию трех компонентов математической грамотности:
– пониманию необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач, умению видеть учебные ситуации, которые требуют математических знаний;
– способности устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией;
– овладению математическими фактами, использованию математического языка для решения учебных задач или построения математических суждений на примере задач практического содержания.
Комплекс трех компонентов – это три группы заданий, которые необходимо систематически выполнять учащимся в урочной и внеурочной деятельности.
1-я группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления. Использование таких задач расширяет кругозор младших школьников, способствует математическому развитию. Для ребят особенно важно почувствовать успех и пережить радость от самостоятельно выполненного задания. Педагогу нужно все время обращать внимание на ситуации (задания), которые будут стимулировать у учащихся потребность и желание изучать математику.
Задача. Сергею дали задание: выбрать корзины для сбора апельсинов, лимонов и груш. Но он сомневается, какие корзины подойдут. Помогите для каждого фрукта подобрать корзину соответствующей формы. В таблице запишите буквы соответствующих корзин (рис.1).
В каждом классе в учебнике по математике особое место занимают задания на финансовую грамотность. Опыт показывает, что в начальных классах сделать экономику понятной помогают дидактические игры и игровые занятия. Например, игровое упражнение «Копилка» не только помогает отрабатывать вычислительные навыки, но и развивает мышление, память. Перед учащимися четыре копилки с монетами (рис. 2). Цель игры: выбрать, в какой копилке больше денег.
При изучении умножения на многозначные числа, оканчивающие нулями, ребятам можно предложить задачу:
Маме на день рождения подарили 5 банкнот номиналом 100 рублей и 5 банкнот номиналом 200 рублей. Сколько всего денег подарили маме? Сможет ли она купить себе планшет за 1300 рублей? Будет ли остаток? Какой?
Если дети будут чётко понимать, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, они быстрее осознают устройство взрослого мира.
2-я группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики: сравнение предметов (фигуры) по форме или размерам; сравнение чисел; сравнение разных способов вычисления, с выбором наиболее удобного; анализ структуры числового выражения, для определения порядка выполнения арифметических действий. Для успешного выполнения таких заданий, у учащихся должно быть сформировано смысловое чтение текстов: информационно-содержательного, инструктивного, справочного, текста-обращения, текстовой задачи.
Например, в 3-м классе учащимся предлагается необычная математическая разминка «Какие числа зашифрованы?».
1. Количество гласных звуков [а] в словосочетании «Красная Шапочка» умножьте на количество сантиметров в метре.
2. Количество метров в 1 км умножьте на количество звуков в названии материка, на котором вы живёте.
При изучении темы «Меры длины. Метр» ребята коллективно решают следующую задачу:
Существуют санитарные нормы, которые определяют высоту парт для школьников разных ступеней обучения. Определи, верно ли подобрана для тебя парта. Задание: выбери подходящий инструмент и измерь высоту своей парты, ответ запиши в тетрадь (предлагаются рулетка, линейка длиной 30 см, метровая линейка, сантиметровая лента). Сравни полученные данные с таблицей и запиши. Сделай вывод, исходя из таблицы.
Размеры мебели «Столы ученические»
Номер парты | Группа роста (в см) | Высота над полом крышки края стола (см) |
1 | 100–115 см | 46 см |
2 | 115–130 см | 52 см |
3 | 130–145 см | 58 см |
4 | 145–146 см | 64 см |
Оценивание:
1) Правильно выбран инструмент (рулетка, метровая линейка, сантиметровая лента) и верно определен номер парты – 9–10 баллов.
2) Выбрано два инструмента и верно определен № парты – 7–8 баллов.
3) Выбран один инструмент и верно определен № парты – 5–6 баллов.
4) Неверно выбран инструмент – 0 баллов.
В данной задаче ключевая компетентность – информационная. Ребятам необходимо извлечь информацию из таблицы и применить для поиска ответа.
3-я группа – задачи, в которых необходимо выполнить задания на понимание и применение математической символики и терминологии, на построение математических суждений (рассуждений). Важно включать детей в ситуации спора, дискуссии, вызванные каким-либо противоречием. Пример такой задачи следующий.
Цена детского билета в будний день на утренний сеанс в кинотеатре составляет 400 копеек, а на вечерний – на 100 копеек больше. В выходные дни и утром, и вечером детский билет стоит в 2 раза дороже, чем на утренний сеанс в будние дни. Цена билета для взрослого в будние и в выходные дни на утренний сеанс составляет 900 копеек, что на 300 копеек дешевле, чем на вечерний. Дети до 5 лет – бесплатно.
Заполни таблицу.
|
Утро |
Вечер |
||
будний день (руб.) |
выходной день (руб.) |
будний день (руб.) |
выходной день (руб.) |
|
Детский |
|
|
|
|
Детский до 5 лет |
|
|
|
|
Взрослый |
|
|
|
|
В данном задании проверяется умение преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу. Учащимся предлагается вставить в предложенную таблицу информацию из текста, при этом переводя величины в наибольшие, решив косвенную задачу.
«Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно», – говорил А.Н.Колмогоров.
Систематическое использование математических задач межпредметного и практико-ориентированного содержания будет способствовать дальнейшему обучению и успешной социализации учащихся в обществе.
Список источников
1 Фролкова, Т.А. Функциональная грамотность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dpo-smolensk.ru/RUMO/UMO-pred_EMC/fg-1.pdf – Дата доступа: 05.02.2023.
2 Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. PISA-2018 в Республике Беларусь. Математическая грамотность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.adu.by/images/2021/05/Kn3-PISA-2018-matem-gramotnost.pdf – Дата доступа: 14.02.2023.
3 Соловьева, Р.Г. Как сделать изучение математики интереснее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/4504-kak-sdelat-izuchenie-matematiki-interesnee – Дата доступа: 10.02.2023.