Правильное дыхание – залог красивой речи

- 17:26КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Работа над звукопроизношением – сложный процесс, который начинается не с постановки звука, а с формирования правильного речевого дыхания.

 

Светлана ВАВИЛОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 31 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

Работа над звукопроизношением – сложный процесс, который начинается не с постановки звука, а с формирования правильного речевого дыхания. Правильное дыхание играет большую роль в общем развитии детей, укреплении их иммунитета и, самое главное, в формирования правильной и красивой речи. Как показывает практика, у большинства детей с нарушениями речи физиологическое и речевое дыхание оказывается не сформировано.

Речевое дыхание – это процесс, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания.

Неправильное речевое дыхание приводит к интонационным расстройствам речи, нарушению звукопроизношения, а в дальнейшем и нарушению лексики, грамматики, фонематических процессов.

Свою работу над звукопроизношением я начинаю с формирования правильно направленной воздушной струи, выработки длительного ротового выдоха и формирования умения экономно расходовать воздух в процессе речи. Внедряю в практику упражнения и игры по развитию речевого дыхания.

В настоящее время разработано множество методик и упражнений по развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Сначала я знакомлю детей с внешним выражение процесса дыхания, с рабочими движениями дыхательных мышц, предлагая упражнение «Животик-шарик» (Необходимо сесть ровно, спокойно, ладонь положить на живот (на область диафрагмы). При вдохе обращаем внимание ребенка на то, что животик надувается, как шарик. А при выдохе животик медленно уменьшается. При этом необходимо следить, чтобы плечи ребенка были опущены, не напряжены.) 

После начинаем тренировку и совершенствование навыка правильного дыхания в играх и игровых упражнениях «Задуй свечу», «Понюхай цветочек», «Вертушки».

Для изготовления атрибутов таких игр использую: султанчики из полосок бумаги, которыми украшаю хвосты у птичек, плавники у рыбок. Струей выдыхаемого воздуха играем с волчками, в футбол. Пытаемся устроить листопад из бумажных листочков, вьюгу из бумажных снежинок. Использую такие игры, как: «Лабиринт», «Воздушные фломастеры», «Веселые пузыри» (выдувание пузырьков в воде, пускание бумажных и пластиковых корабликов); надувание воздушных шариков, игра «Озорные насекомые» (бабочки, птички, стрекозы на ниточках и без).

Это помогает ребятам закрепить навыки медленного и целенаправленного выдоха.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий