Урок памяти «Пусть горит свеча Памяти» для учащихся 1-4-х классов

- 9:24Воспитательная работа, Работа по военно-патриотическому воспитанию

Занятие направлено на воспитание у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, её героическому прошлому.

 

Тереса ШУМСКАЯ,
воспитатель группы продленного дня
ГУО «Гераненская средняя школа» Ивьевского района,
Гродненская область

 

Цель: расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны.

Задачи:

– формировать интерес к истории своего народа, гордость за людей, которые сумели выстоять и победить врага;
– воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к Родине, её героическому прошлому, ответственность за настоящее и будущее своего народа.

Участники: учащиеся 1–4-х классов.

Оборудование: аудиозаписи (гул самолетов и взрывы бомб, голос Левитана, звук метронома), карта Республики Беларусь, бумажные свечи, фотографии Брестской крепости, Хатыни, Тростенца, Красного Берега, фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце» (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина).

Приложения: Приложения

 

Ход мероприятия 

Воспитатель.

Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава.
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой, мирной тишиной.

Ребята, у нас сегодня не обычное занятие, а урок памяти. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей) Верно, сегодня мы с вами будем вспоминать подвиг героев, события Великой Отечественной войны, а также познакомимся подробнее с историей некоторый населенных пунктов Беларуси и мемориальных комплексов. Но для начала, давайте поиграем.

Игра «Поменяйтесь местами»

– Поменяйтесь местами те, кто пришел в школу пешком.
– Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое.
– Поменяйтесь местами те, кто родился летом.
– Поменяйтесь местами те, у кого много друзей.
– Поменяйтесь местами те, кто любит проводить время с друзьями.
– Поменяйтесь местами те, кто умеет танцевать.
– Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние питомцы.
– Поменяйтесь местами те, кто родился и живет в Республике Беларусь.

Воспитатель. Мы живем в Республике Беларусь. Здесь живут наши родители, бабушки и дедушки, жили наши предки. Это очень красивая земля.

– Назовите столицу нашей Родины. Покажите на карте Беларуси город Минск.
– А кто знает, какое звание носит наша столица? (Город-герой)
– Звание герой кроме города Минска носит крепость в городе Брест. Получили они это звание после Великой Отечественной войны.
– Ребята, а что такое война? (Ответы детей)
– Какие слова ассоциируются у вас с этим словом? (Ответы детей)

Наша Родина не только красивая, но и многострадальная. Наш урок Памяти посвящен страшным событиям, которые происходили во время Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года был выходной день. Спали города и сёла, после выпускных вечеров веселилась молодёжь. Выпускники мечтали о своём будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали четыре утра…

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Звучит аудиозапись (гул самолетов и взрывы бомб, затем голос Левитана – объявление о начале войны).

Воспитатель. Война… Мы знаем о ней по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек.

22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы… Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то очень далеко, в прошлое перед зловещим словом «война».

Когда мы вспоминаем тех, кто умер, зажигаем свечи. Этим мы как бы говорим, что мы помним о них. Чтобы не забыть – надо помнить, а, чтобы помнить – надо знать. Сегодня мы зажжем на карте Беларуси символические свечи в память о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.

Зажги свечу ты в память о погибших!
Огонь святой вдруг память оживит…
И вспомнишь ты людей, так жизнь любивших…
Их только память наша воскресит!
Зажги свечу ты в память о погибших!
За тех, кто жизнь свою не пощадил.
За тех, кто пал, за них – недолюбивших,
Кто от беды и слез людей собой прикрыл.

Ребята, а что вы знаете о Брестской крепости? (Ответы детей)

На доску прикрепляется название «Брестская крепость» (Приложение 1).

Самыми первыми приняли удар фашистов пограничники и защитники Брестской крепости. Немецкая армия нанесла главный удар артиллерией по казармам, а также по той части гарнизона, где располагался офицерский состав. Защитники были застигнуты врасплох. Покинуть крепость было невозможно, поскольку немецкая артиллерия вела огонь по подступам к самой крепости и ее воротам. Застигнутые врасплох внезапным артиллерийским ударом защитники Бреста в большинстве своем были погребены в казармах. Большинство командования было уничтожено немцами в ходе артиллерийской подготовки атаки. В 4 часа 45 минут начался штурм. Советские воины сражались храбро. Немцы с огромным трудом захватывали укрепления.
К утру 23 июня части наших стрелковых батальонов удалось покинуть крепость, остальные продолжали сражаться с гитлеровцами. Немцы каждый день совершали до десяти штурмов, но обороняющиеся держались.
Лишенные командования, бойцы Красной Армии начали самостоятельно объединяться в небольшие боевые группы, выбирать себе командиров и продолжать оборону Брестской крепости. Однако 24 июня немцы заняли почти всю цитадель.
Бои продолжались до 29 июня. В результате большая часть защитников крепости погибла или была пленена. Чтобы прекратить сопротивление, гитлеровцы сбросили на Брестскую крепость более 20 авиабомб весом по 500 кг каждая, начались пожары.
Но оставшиеся в живых бойцы не сдавались, они продолжали активное сопротивление, оборона Брестской крепости продолжалась, несмотря на значительно превосходящие силы напавшего противника.
Наши солдаты сопротивлялись немецкой армии в казематах крепости до августа 1941 года. В итоге немецкое командование приказало затопить подвалы казематов.

Война в сорок первом нагрянула,
Фашисты ворвались в рассвет.
И судьбы она разрывала
Пять страшных кровавых лет.
Пылали хлеба и станицы,
Рушились города.
Оставлены были границы.
Голод, разруха, беда…

Воспитатель. Много дней и ночей продолжалась эта страшная война. Сколько судеб покалечила! Сколько домов разрушила! Много матерей не дождались своих сыновей. Давайте вместе зажжем свечу в память о солдатах и офицерах Советской Армии, погибших защищая нашу Родину. (На карту Беларуси прикрепляется «Свеча Памяти»)

Кто-нибудь из вас был в Хатыни? Что вы знаете о ее истории? (Ответы детей)

На доску прикрепляется название «Хатынь» (Приложение 2).

Много городов, сел разрушила на своём пути немецкая армия. Одна из таких деревушек – Хатынь. Небольшая деревушка с бревенчатыми домами, березами и рябинами под окнами, стояла на опушке леса. До войны в ней жили люди, сажали картошку, доили коров, радовались теплу и жаворонкам, никого никогда не обижали, никому не пожелали никогда худого. Воду брали из четырех деревенских колодцев. Мужчины пахали поля и косили луговые травы, женщины растили детей. В деревне работала кузница, начальная школа, сельский магазин. Магазин торговал солью, спичками и керосином. Иногда привозили сахар, конфеты и другие сладости, которые любила хатынская детвора.
22 марта 1943 года все жители белорусской деревни Хатынь (149 человек, из них – 76 детей) были сожжены заживо за то, что помогали партизанам. Чудом выжили дети Виктор Желобкович, Антон Барановский, Володя Яскевич, Соня и Саша Желобкович. Из взрослых спасся 56-летний Иосиф Каминский. Именно этот человек, выходящий из пепла со смертельно раненым сыном на руках, стал прототипом для скульптуры «Непокоренный человек».
Рядом с памятником «Непокоренный человек» и братской могилой погибших жителей Хатыни, расположено «Кладбище невозрожденных деревень».

Ученик.

В Хатыни четыре колодца,
(В былом – 26 дворов…)
В мир над колодцами льётся
Реквием колоколов:
– Родимые, помните, помните…
Живые – мы вечно в огне.
Сто сорок девять нас – помните!
Силой пусть станет гнев!
Пусть жгучая боль, словно пропасть,
Стоит на пути войны.
Пусть партизанские тропы
Памяти будут верны.
– Помните!
– Помните!
– Помните!

Вновь иней на деревьях стынет.
По синеве, по тишине
Звонят колокола Хатыни.
И этот звон болит во мне.
Перед симфонией печали
Молчу и плачу в этот миг,
Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик.
Над белой тишиной Хатыни
Колокола, – как голоса
Тех,
Что ушли в огне и дыме
За небеса.

Воспитатель. Зажигаем свечу в память о сожженных заживо жителях Хатыни. (На карту Беларуси прикрепляется «Свеча Памяти»)

Ребята, кто знает, что такое концентрационные лагеря? (Ответы детей) Как сокращенно их называли? (Ответы детей)

На доску прикрепляется название «Тростенец» (Приложение 3).

Тростенец – один из самых крупных лагерей смерти Второй мировой войны. Жизнь заключенных в этом лагере была очень недолгой. Жили в бараках, построенных из сырых досок, а питались отходами с кухни подсобного хозяйства, при этом работали по 12–15 часов.
Здесь погибали мирные жители, военнопленные, а также евреи из других стран. Всего в этот лагерь смерти было доставлено около 20 тысяч евреев. На конечной станции требовали сдать багаж. При этом успокаивали: все вещи будут возвращены на новом месте переселения. А в подтверждение выдавали квитанцию о принятии багажа. После чего людей загоняли в грузовики, но вместо обещанного нового «дома», те оказывались у огромных рвов в Благовщине, где их массово и расстреливали.

Их сгоняли в душный крематорий,
Оттеснив подальше от дверей.
Все смешалось: детским крикам вторил
Стон обезумевших матерей!
Как земля от ужаса стонала,
Черным дымом покрывалось небо.
Стоны, крики – все потом стихало,
Дети не просили больше хлеба…

На территории Беларуси было свыше 260 лагерей смерти для военнопленных, для гражданского населения, женских лагерей, пересыльных лагерей СС, гетто.

Воспитатель. Зажигаем свечу в память о замученных, расстрелянных, сожженных в лагерях смерти. (На карту Беларуси прикрепляется «Свеча Памяти»)

В концлагерях были не только взрослые. Также были и детские лагеря. Кто-нибудь знает, где находился самый известный детский концлагерь? (Ответы детей)

На доску прикрепляется название «Красный Берег» (Приложение 4)

Детский концлагерь был организован в 1943 году. Это был один из крупнейших детских донорских концлагерей. В нем содержались дети в возрасте от 8 до 14 лет, которых насильно отнимали у матерей. Детей фашисты привозили из всех районов, где была война. Страшно подумать, но во время сортировки некоторые малыши даже хотели попасть в донорский концлагерь. Были наслышаны, что здесь немцы не бьют, моют чуть ли не каждый день, хорошо кормят, а на обед дают сладкое. Для изголодавшихся детей это был предел мечтаний. У детей брали кровь для нацистских солдат и офицеров, а тех, кто оставался жив, отправляли в Германию. Выживали немногие. По данным историков, в концлагере были замучены 1975 узников.

Во время рассказа воспитателя на экране демонстрируются кадры из хроники.

Ученик.

Стоит ребёнок в стёртых башмаках,
К военным тянет голую ручонку,
Он голоден, в глазёнках страх,
А на руке огнем горит наколка.
Наколка-номер, больше ничего,
Нет имени, фамилии, нет мамы.
Концлагерем зовётся жизнь его,
Но тянет ручку к людям он упрямо.
Смотрите, люди, и запомните навек,
И больше никогда не повторите:
Саласпилс, Освенцим, Майданек.
В глаза ребёнку этому смотрите.

Воспитатель. Зажигаем свечу в память о детях, замученных в концлагерях. (На карту Беларуси прикрепляется «Свеча Памяти»)

Не обошла стороной война и наш район. За три года оккупации нашего района немцы уничтожили 3885 человек, в том числе 1615 женщин и 736 детей.

На доску прикрепляется название «Ивьевский район» (Приложение 5)

В 1942–43 годах были сожжены деревни Верещаки, Бакшты, Ковалевы, Матыковщина, Юровские, Ятолтовичи. В них было сожжено 115 дворов, погиб 131 человек. Деревни Юровские и Ковалевы не были восстановлены после войны.
Жуткую расправу над жителями деревни Ятолтовичи фашисты учинили утром 22 февраля 1943 года. Под предлогом всеобщего собрания начали заходить в каждый дом и выгонять всех на улицу Согнав местных в гумно, заперли его и подожгли. Не пощадили никого. В огненной ловушке оказались старики, женщины и дети. В тот день были заживо сожжены 96 сельчан. Лишь пепел оставили каратели от всей деревни.
В городском посёлке Юратишки гитлеровцы согнали в сарай и сожгли более ста стариков, женщин и детей. Красноармейцев, попавших в плен, частично вывозили на работы в Германию, остальных – расстреливали. Перед расстрелом людей заставляли копать себе могилы.
Полному уничтожению подлежали евреи. После захвата Ивья оккупанты силой переселяли сюда еврейское население. В Ивье находилось около трёх тысяч евреев со всего района. Немцы устраивали частые погромы. 2 августа 1941 года во время погрома оккупанты отобрали 220 человек. После издевательств они были расстреляны возле деревни Стоневичи. 12 мая 1942 года немцы окружили еврейский район, вывели из него всех жителей, отобрали из них 2500 человек – женщин, детей, стариков – и погнали к деревне Стоневичи. Там им было приказано копать могилы, после чего начался расстрел. Детей не расстреливали, их бросали живыми в ямы, потом засыпали негашеной известью и землёй.

Воспитатель. Зажигаем свечу в память о жителях Ивьевского района, погибших в годы Великой Отечественной войны.

(На карту Беларуси прикрепляется «Свеча Памяти»)

В память о тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину… О тех, кто умер от мучений и пыток в фашистских лагерях, кто сгорел в газовых камерах и взорвался на снарядах… Кто защищал от обстрела детей и стариков… В память о них сегодня мы зажжем свои символические свечи…

На партах лежат бумажные свечи, «зажжем» – раскрасим их огоньки.

Ребята «зажигают» – раскрашивают огоньки свечек и прикрепляют их вокруг надписей «Брестская крепость», «Хатынь», «Тростенец», «Красный Берег», «Стоневичи»). (Приложение 6)

Ученик.

Зажгите свечи вы за всех погибших,
Пускай горят они огнём сердец,
Цветами жизней на войне возникших,
За то, что не пришёл с войны отец.
За братьев, не вернувшихся из боя.
За мужа, за невесту, за жену,
За жизнь детей, отнятую войною,
За холод, голод и сплошную тьму.
За тех, кто не дожил до этой встречи,
Зажгите свечи все…
Зажгите свечи…
Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Воспитатель. Почтим память погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

Минута молчания. Звучит метроном

Воспитатель. Всё дальше уходят в историю от нас события войны, но мы всегда будем помнить тех, кто отдал за нас жизнь, пусть всегда будет мир!

Нам нужен мир на голубой планете!
Его хотят и взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли –
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

Песня «Пусть всегда будет солнце!» (Приложение 7)

 

Список использованных источников
1 Беларусь сегодня [Электронный ресурс] / Мемориальный комплекс “Тростенец”. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/uvidet-i-ne-zabyt-trostenec.html – Увидеть и не забыть – Дата доступа: 16.09.2022.
2 Беларусь сегодня [Электронный ресурс] / Первые дни войны. – Режим доступа : https://www.sb.by/articles/umirali-no-ne-sdavalis324.html – Умирали, но не сдавались – Дата доступа: 16.09.2022.
3 Виртуальный музей «Дорогами Победы» [Электронный ресурс] / Оккупационный режим. – Режим доступа: https://igspl.by/vm/?9 – Ивьевский район в годы оккупации – Дата доступа: 16.09.2022.
4 Гродзенская праўда [Электронный ресурс] / Жизнь. – Режим доступа: https://grodnonews.by/news/zhizn/istoriya_sozhzhennoy_derevni_iz_sotni_selchan_derevni_yatoltovichi_na_ivevshchine_v_gody_voyny_fashisty_ne_ostavili_v_zhivykh_nikogo.html – История сожженной деревни – Дата доступа: 16.09.2022.
5 LiveJournal [Электронный ресурс] / Беларусь. – Режим доступа: https://anonimusi.livejournal.com/1035703.html – Мемориал «Памятник детям-жертвам Великой Отечественной войны» в деревне Красный Берег – Дата доступа: 16.09.2022.
6 Образовательная социальная сеть nsportal.ru [Электронный ресурс] / Я – классный руководитель! – Режим доступа: https://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/05/12/klassnyy-chas-pepel-khatyni – Классный час «Пепел Хатыни» – Дата доступа: 16.09.2022.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий