Сегодня на нашем портале стартует новый авторский проект – «Педагог и культура». Его автор – Любовь Степановна Клепчукова, отличник образования Республики Беларусь, чье имя широко известно в педагогических кругах. Стремление к постоянному развитию как в профессиональном, так и в личностном плане позволили Любови Степановне стать настоящим лидером. Она прошла ступени от учителя до руководителя районного отдела образования, который возглавляла на протяжении пятнадцати лет.
Любовь КЛЕПЧУКОВА,
отличник образования Республики Беларусь
Что есть культура
«Сердце, воображение и разум – вот то, что мы называем культурой», – К.Г.Паустовский.
В русском языке слово культура состоит из двух слагаемых: «культ» – почитание, и «ур» – древнерусское слово, которое переводится как «свет». Таким образом, культура – почитание света.
Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной символики, в ней даны знания, она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями. Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества в целом.
В слово «культура» люди вкладывают самый различный смысл. Едино только одно: культура – это хорошо, бескультурье – плохо.
Если мы разберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного блага, очаг просвещения созидательной красоты. Ее великое древо питается неограниченным познанием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным. Культура – это душа человечества, заветный путь к совершенству. Это все, что создал человек: материальные и духовные ценности, технические средства, памятники архитектуры и литературы, письменность, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и др.
Убогое представление о культуре у тех, кто полагает, будто она сводится к утвержденным формулам и правилам. Это не роль, которую играет человек, а свет истинной сути, который он проявляет во всем, что делает. Никакое философствование не принесет плодов до тех пор, пока не будет распространено в практической жизни. Сила традиций и сила творчества в их сочетании – источник культуры. Культура – великий учитель того, как следует жить, это стремление к совершенству посредством познания того, что более нас заботит, того, о чем думают и говорят.
Что значит быть культурным
Культура имеет разные уровни, поэтому нет некультурных людей, есть малокультурные, или имеющие низкий уровень культуры. Давайте сначала разберемся, что значит быть культурным.
Культурная среда развивает и обогащает человека, улучшает качество жизни, способствует эмоциональной и психологической устойчивости, регулирует отношения между людьми. Высокий уровень общей культуры –характеристика зрелого общества.
Культура объединяет все стороны человеческой личности и ее жизни. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к ее разным формам – вот черта истинно культурного человека. Проще жить на поверхности, слыть человеком культурным, а не быть им (А.Мурзич). Очень важная черта культурного человека – разборчивость. Мы должны уметь разбираться в чем-то, с чем имели дело, понимать плохие и хорошие моменты, уметь выделять важное, ценное. Ориентироваться на высокие духовные и нравственные ценности, стремиться наполнить душу прекрасным и возвышенным. Высочайшая возможная стадия нравственной культуры – когда мы понимаем, что способны контролировать даже свои мысли.
Еще одна немаловажная черта культурного человека – разносторонность. Культурный человек – это тот, кто кроме своей профессиональной отрасли интересуется еще очень многим в жизни, например, искусством, литературой, историей, музыкой и т.д.
Чтобы стать культурным человеком, требуется время. Распределяйте время на различные занятия. Не стоит тратить его впустую. Займитесь тем, что в будущем приблизит вас к вашей цели – стать культурным человеком.
Повышение культурного уровня – занятие на всю жизнь, а не временное, задуманное только для того, чтобы произвести впечатление на окружающих. Культура существует для того, чтобы внедрять ее в свою жизнь, получать удовольствие, а не просто для изучения или познания.
Потребляя «продукты» культуры, созданные другими людьми, не забывайте, что важно создавать и свои произведения. Развивайте свое хобби.
«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться», – Б.Паскаль.
Повышение культурного уровня
Назовем несколько направлений деятельности педагога по повышению культурного уровня.
1. Не забывайте про интеллектуальные развлечения: культура и знания не отделимы.
2. Занимайтесь самообразованием.
3. Путешествуйте.
4. Регулярно интересуйтесь музыкой, пробуйте научиться играть на музыкальном инструменте.
5. Интересуйтесь изобразительным искусством, попробуйте заняться одним из видов, которое ближе вам;
6. Займитесь фотографией.
7. Изучайте разные культуры и общества. Изучайте иностранные языки.
8. Посещайте выставки, музеи, семинары, смотры-конкурсы, лектории, экскурсии и другие места, где в интересной и легкой форме можно получать дополнительные знания.
9. Изучайте и применяйте цифровые технологии, искусственный интеллект.
10. Больше читайте разной литературы.
11. Пробуйте участвовать в различных спортивных занятиях. Занимайтесь спортом.
12. Используйте телевидение, интернет как средство передачи разнообразной информации.
13. Пробуйте заняться писательской деятельностью, пишите стихи, рассказы и т. д.
14. Регулярно бывайте на природе.
15. Уделите внимание психологии, это поможет сформировать навыки общения с различными категориями людей.
16. Учитесь понимать суть проблем через юмор.
17. Регулярно смотрите документальные, художественные кинофильмы.
18. Следите за модными тенденциями в различных сферах жизни.
19. Общайтесь с людьми, имейте друзей и берегите близких.
20. Играйте в различные игры, в том числе и с использованием интернет-ресурсов.
21. Развивайте свое хобби.
22. Изучайте медицинскую литературу для профилактики заболеваний и следите за своим здоровьем, питанием.
Сегодня мы рассматриваем очень важный вопрос – формирование культуры педагога. В дальнейшем будем разбираться подробнее в содержании направлений деятельности педагогических коллективов и педагогов по формированию общей культуры. Приведем конкретные примеры эффективной работы, обменяемся опытом.
«Раньше я говорил: «Я надеюсь, что все изменится». Затем я понял, что существует единственный способ, чтобы все изменилось – измениться мне самому…» – Джим Рон.