Обеспечить приобретение педагогами теоретических и практических навыков по использованию методов и приемов в развитии ключевых компетенций детей дошкольного возраста в процессе реализации задач учебной программы дошкольного образования.
Татьяна КОЗЕЛ,
педагог-психолог
ГУО «Детский сад № 27 г. Мозыря»,
Гомельская область
Цель: обеспечить приобретение педагогами теоретических и практических навыков по использованию методов и приемов в развития ключевых компетенций детей дошкольного возраста в процессе реализации задач учебной программы дошкольного образования.
Задачи:
– совершенствовать теоретические знания педагогов в развитии ключевых компетенций детей дошкольного возраста;
– формирование у педагогов интереса к внедрению в образовательный процесс приемов, игр по развитию ключевых компетенций детей дошкольного возраста;
– способствовать развитию личностных качеств педагогов: инициативности, решительности, умение рефлектировать.
Оборудование: интерактивный комплект; ноутбук; магнитные доски (2 шт.); маркеры (4 упаковки); магниты (20 шт.); таблички красного, зеленого, синего, желтого цвета; конверты с заданиями красного, зеленого, синего, желтого цвета (16 шт.); шесть цветных картонных шляп; учебная программа дошкольная программа (4 шт.); два круга желтого и зеленого цвета; листы А4; практический материал (игры для детей 3–6 лет (Приложение 4); песочные часы.
Форма работы: коллективная и групповая.
Презентация: 4К
Ход педагогической мастерской
Ведущий: Уважаемые коллеги, приглашаю вас принять участие в педагогической мастерской, тема которой «Развитие ключевых 4К-компетенций ребенка дошкольного возраста» (Слайд 1).
И сегодня будем говорить о ключевых компетенциях. Для начала давайте разберемся, что такое компетенция. Для этого давайте поиграем в интерактивную игру «Т – таблица». Ваша задача – записать с одной стороны «Компетенции – это…», с другой стороны «Компетенции – это не …». (Зачитываются результаты).
А теперь давайте с помощью ваших ответов и слайда выведем понятие «компетенции» (Слайд 2).
Компетенция – это набор знаний, навыков и личного опыта, необходимый для эффективного выполнения определённой деятельности (Слайд 3).
Мы с вами уточнили понятие «компетенция», а теперь нужно разобраться, что относится к ключевым компетенциям для детей дошкольного возраста. Посмотрите на экран (Слайд 4). Перед вами 10 самых востребованных качеств и навыков, которые определяют успешность человека в той или иной деятельности в XXI веке. Эти качества были сформулированы на Всемирном экономическом форуме в Давосе, где независимыми экспертами анализируется состояние экономического и социального развития стран. Со временем «10 навыков» трансформировались в более краткие концепты. Так появилась модель «4К» – четыре характеристики человека, начинающиеся на букву «к».
А какие компетенции, составляют модель «4К», сейчас мы с вами будем вместе разбираться. У вас за столами имеются цветные карточки определенного цвета, соответственно у нас будет 4 команды. (На столах лежат разноцветные конверты, по цвету карточки стола).
Возьмите конверт с номером 1, у каждой команды в конверте написана одна из компетенций. Ваша задача – через две минуты дать определение этой компетенции и записать его. Один участник команды будет давать определение одной из компетенций. (Выступление участников; записанные ответы вывешиваются на магнитную доску) (Приложение 1).
Отлично, а сейчас давайте посмотрим на экран и сравним наши ответы.
Критическое мышление – это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающаяся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождение причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы (Слайд 5)
Креативность – это способность человека к творческому решению задач, умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов (Слайд 6).
Коммуникабельность – способность высказывать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме, а также эффективно общаться в различных социальных и культурных контекстах (Слайд 7).
Кооперация – особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвует в одном и том же или в различных, но связанных между собой процессах труда. Кооперация тесно связана с коммуникабельностью (Слайд 8).
Вот мы и узнали, какие компетенции входят в модель «4К» (Слайд 9). Это четыре ключевых компетенции, которые необходимо развивать каждому ребенку для его успешности в будущем.
Предлагаю решить логические задачи, вам нужно будет определить, о какой компетенции говорится в поставленной задаче.
– Задание первой команде
Ложь или правда? Синий арбуз, который растет в Японии, меняет вкус, когда вы его едите. (Ложь, в природе не бывает синих арбузов, и арбузов, которые меняют свой вкус).
Для получения правильного ответа, что вы делали? (Сопоставляли, анализировали). Следовательно, какой навык вам помог решить эту задачу? (Критическое мышление).
– Задание второй команде
В 1925 г. Виктор Орвилл оказался в тюрьме, в одиночной камере. Стараясь не сойти с ума от одиночества, он придумал гениальное занятие: на полу, выложенном квадратной плиткой, он писал буквы, составлял из них слова. Позже он отправил свое изобретение в местную газету. На свободу Орвилл вышел, и на его счету в банке накопилась солидная сумма. Что придумал Орвилл? (Кроссворд). Какой навык ему помог? (Креативность) Девиз творческого человека: «Действуй! Даже будучи ограниченным в чем-то, можно делать, творить».
– Задание третьей команде
Послушайте притчу:
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
– Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
– Я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживёшь всех своих родных.
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.
Придворные очень удивились.
– Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? – спрашивали они.
На что последовал ответ:
– Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать.
Каким навыком не владел первый толкователь, но владел второй? (Коммуникацией)
– Задание для четвертой команды
Познакомьтесь с предложенной ситуацией и определите причину ее развязки.
Дизайнер Светлана получила выгодный заказ от клиента на изготовление рекламного баннера. Директор фирмы после согласования всех вопросов с заказчиком определил срок изготовления заказа – 1 день. Светлана подошла к выполнению задания ответственно и творчески, но работа заняла у нее 3 дня. Результатам клиент остался доволен, а Светлана ожидала одобрения директора, но получила выговор. Что на ваш взгляд, вызвало недовольство директора? (Светлана не обратилась за помощью, все героически выполнила сама, тем самым продемонстрировала неумение работать в команде).
Каким навыком она не обладает? (Кооперация, командная работа).
Мы научились отлично разбираться в 4К компетенциях, а теперь давайте определим, через решение каких задач учебной программы мы можем развивать эти компетенции у наших воспитанников. Возьмите конверты с цифрой 2 и программу дошкольного образования. В конверте у каждой команды написана одна из компетенций модели «4К», ваша задача подобрать задачи для развития этой компетенции по возрастам и записать их. (После окончания времени (5 минут) ответы озвучиваются и вывешиваются на магнитной доске) (Приложение 1).
Ведущий: У вас, возможно, возник вопрос, а почему именно эти компетенции так не обходимо развивать у детей. Посмотрите на экран, вы видите, что профессиональные навыки в современном мире принято делить на две группы: на гибкие – soft skills и жесткие – hard skills (Слайд 10).
Soft skills – надпрофессиональные навыки, которые не приобретаются в процессе обучения, а закладываются в детстве.
Нard skills – узкие профессиональные навыки, решение конкретных рабочих задач, приобретаются в процессе обучения.
Посмотрите на следующий слайд. На нем изображены различия между этими навыками (Слайд 11).
Предлагаю закрепить наши знания в делении профессиональных навыков. Возьмите конверт с цифрой 3. В нем находятся карточки с разными знаниями и умениями. Вам необходимо распределить их на две группы профессиональных умений: на гибкие – soft skills и жесткие – hard skills. (Ответы команд вывешиваются на магнитной доске) (Приложение 2).
Молодцы. Распределять профессиональные навыки мы уже можем с легкостью.
А сейчас предлагаю разобраться конкретно с профессиями, которые требуют определенных навыков. Для выполнения этого задания будем использовать круги Эйлера. В зеленый круг мы «выкладываем профессии», которые невозможны без жестких навыков (hard skills). В желтый круг – профессии, в которых нужны гибкие навыки (soft skills). В середину «размещаем профессии», требующие наличия как жестких, так и гибких навыков. Возьмите конверт с цифрой 4 и распределите профессии по кругам. (Маркетолог, робототехник, химик-лаборант, инженер-технолог, физик-ядерщик, разработчик ПО, врач, аналитик, воспитатель, главный бухгалтер, юрисконсульт, журналист, консультант, менеджер по туризму, медицинский представитель, менеджер по работе с клиентами) (Приложение 3).
А теперь давайте проверим, правильно ли мы справились с заданием (Слайд 12).
Как мы можем отметить, во многих профессиях не нужны жесткие навыки. При этом в современном мире высоких технологий, в котором искусственный интеллект превосходит способности человека в решении многих задач, многие профессии людей, где требовались жесткие навыки, заменяются работой искусственного интеллекта. Но известно одно, что искусственный интеллект не сможет заменить общение, командную работу, эмоциональный интеллект, творческий подход к решению поставленных задач. Следовательно, профессии будущего будут связаны с наличием у человека гибких навыков. В современном мире мягкие навыки называют компетенцией будущего.
Вот мы с вами и пришли к пониманию важности развития 4К-компетенций, а именно критического мышления, коммуникабельности, креативности, кооперации. Как важно развивать эти навыки у детей дошкольного возраста, не упустить сенситивные периоды развития, когда дети еще не скованы стереотипами.
Практическая часть
Предлагаю вашему вниманию практический материал, который вы можете использовать во всех видах детской деятельности для развития ключевых компетенций ребенка дошкольного возраста. (Раздаются распечатки с приемами, играми для детей 3–6 лет, Приложение 4).
А для примера предлагаю поиграть вам. Мы будем с вами создавать рекламу нашему учреждению. Для создания рекламы будем использовать один из приемов для развития критического мышления «Шесть шляп», который вы можете использовать на различных занятиях (Слайд 13).
Участникам раздаются шляпы разных цветов. Ваша задача состоит вот в чем: те, у кого белая шляпа, называют факты об учреждении; желтая – солнечная – называют положительные моменты; черная – отрицательная – называют проблемы и противоречия, аргументы против; те, у кого красная – эмоции – высказывают только эмоциональное восприятие, без выводов; те, у кого зеленая – творчество – предлагают новые фантастические и неожиданные решения. Синяя шляпа – будет у меня, это подведение итогов, выводы.
Выступление участников «Реклама учреждения».
У нас получилась замечательная реклама. Приглашаю вас стать в круг и ответить на следующие вопросы (Слайд 14):
Знал до изучения темы…
Узнал…
Могу применить…
Хотел бы узнать…
Спасибо всем за внимание и участие. Закончить нашу встречу хочу фразой известного педагога Джона Дьюи: «Если мы будем сегодня учить детей так, как учили вчера, мы украдём у них завтра» (Слайд 15).
Литература
1 Учебная программа дошкольного образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 № 229. – Аверсэв, 2022. – 380 с.
2 Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке : Практические рекомендации / авт.-сост. М.А.Пинская, А.М.Михайлова, – М. :Российский учебник, 2019. – 76 с.
3 Кашлев С.С.Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн. : Белорусский верасень, 2005. – 196 с.
Приложение 1
Критическое мышление |
Креативность |
Коммуникабельность |
Кооперация |
Приложение 2
Знание уголовного кодекса |
Знание административного кодекса |
Умение работать в 1С-бухгалтерии |
Знание учебной программы |
Умение проводить химические реакции |
Знание строения тела человека |
Умение починить электроприборы |
Знание правил дорожного движения |
Знание психофизических особенностей детей 3–6 лет |
Умение находить созвездия |
Знание географических объектов |
Знание иностранных языков |
Умение работать в 3D-программе |
Умение писать красивые статьи |
Умение писать в рифму |
Умение разбираться в специфике применения инструментов и строительных смесях |
Умение поддержать беседу |
Умение брать на себя ответственность |
Умение организовывать деятельность, день |
Умение анализировать, видеть причинно-следственные связи |
Умение общаться с людьми и налаживать контакты |
Умение правильно воспринимать и адекватно реагировать на эмоции людей |
Умение быстро адаптироваться к новой обстановке |
Умение работать в команде |
Умение договариваться |
Умение созидать |
Умение быть осознанным |
Умение слушать и слышать других |
Умение грамотно объяснять свои мысли, позицию |
Умение давать обратную связь |
Умение неординарно мыслить |
Умение проявлять самодисциплину |
Приложение 3
Менеджер по работе с клиентами |
Медицинский представитель |
Менеджер по туризму |
Консультант |
Журналист |
Юрисконсульт |
Главный бухгалтер |
Воспитатель |
Аналитик |
Врач |
Разработчик ПО |
Физик-ядерщик |
Инженер-технолог |
Химик-лаборант |
Робототехник |
Маркетолог |
Приложение 4
Приемы развития критического мышления
Корзина идей
Этот прием предполагает выяснить и накопить уже имеющиеся знания детей по данной теме. Например, его можно применять при календарно-тематическом планировании: открывать корзину в начале недели и предлагать детям положить в неё то, что им уже известно. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в неё. В течение недели мы узнаем что-то новое, и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.
Кластер
Как составляется кластер? В центре листа – наша тема, вокруг нее картинки – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией или стрелочкой с темой. У каждой крупной смысловой единицы свои картинки и т.д. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле темы. Как нам кажется, главный плюс этого приема – наглядность. Научив ребёнка верно переходить по кластеру от одной смысловой единицы к другой, мы помогаем ему в составлении полного и красочного рассказа по заданной теме.
Толстые и тонкие вопросы
Это способ организации взаимоопроса детей по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.
Приём направлен на реализацию трёх целей:
– обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
– отрабатывает умение формулировать вопросы;
– воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Примеры начала вопросов:
«Тонкие»: кто…, что…, когда…, может…, будет…, мог ли…, как звали…, было ли…, согласны ли вы…, верно…
«Толстые»: дайте объяснение, почему…, почему вы думаете…, почему вы считаете…, в чем разница…, предположите, что будет, если…
Дети учатся вести дискуссию, они отстаивают свое мнение, приводят аргументы. Самое интересное то, что с помощью таких вопросов быстрее осваивается и запоминается тема, легче понимаются произведения. И развивается речь, что очень важно.
Прогнозирование
Активизация представлений детей о содержании текста для чтения по теме, выраженной в его названии.
Пример. Тема «Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка». Как вы думаете, о ком вы сейчас узнаете из русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка»? Назовите (или выберите из набора иллюстраций).
Дерево предсказаний
Активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий.
Пример. Тема «Родной город». Какие ассоциации возникают при слове (название населенного пункта)? Называйте всё, что вспоминается.
Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком-символом. Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основными словами «город (название)» с помощью стрелок.
Синквейны-загадки
Первое слово – тема – не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.
Пример синквейна-загадки
???
добрый, дружелюбный
поет, учит, прощает
мурлыка и баюн
мультяшный герой
Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками
Приём помогает прорабатывать материал детально. Читая детское художественное произведение, нужно разметить его так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Во время каждой остановки надо спрашивать ребёнка: «Как ты думаешь, что будет дальше?», «Почему ты так думаешь?». Дочитав до финала, надо обсудить с ребёнком сходство и различие его версии с оригиналом.
Перемешанные события
Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем воспитатель читает произведение и предлагает исправить последовательность картинок. Иногда сам воспитатель может перемешать картинки в дидактической игре («Как хлеб к нам на стол пришёл» или «Дикие домашние животные» и т.д.), и уже дети в процессе игры исправляют неверное.
Заучивание по рисункам (схемам)
На каждую строчку стихотворения рисуется схема, которая помогает не только на слух, но и зрительно выстраивать цепочку строк, и стихотворение легче запоминается. Если схемы вывесить на доске в ряд, ребёнок, глядя на них, быстрее самостоятельно воспроизводит стихотворение вслух.
Кубик
Прием направлен на активацию мыслительной деятельности детей, обучение анализу, умению выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Каждая сторона кубика несёт вопрос: Что это? На что похоже? Как это делают? Для чего используют? За и против (положительное и отрицательное)
Пример. Тема «Спички»
Спички. Похожи на палочки. Деревянные палочки небольшого размера, на конце сера. Выстругивают из отходов дерева одинаковой длины и толщины палочки, один конец которых обмакивают в серу. Используют для того чтобы зажечь газ, развести костёр, растопить печь и т. д.
ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
Этот прием используется с детьми трехлетнего возраста и старше. Объявляем детям тему недели. Затем спрашиваем, что они знают по этой теме. Записываем их высказывания либо вывешиваем на доску схематические рисунки, соответствующие высказываниям. За каждое высказывание выдается красная карточка (вырезаем из цветной бумаги). Спрашиваем у детей, что они хотят узнать по этой теме и снова записываем их высказывания, рисуем схемы, выдавая ребенку зеленые карточки за каждое высказывание. После того как воспитатель ответит на все вопросы по объявленной теме и расскажет всю имеющуюся у информацию, спрашивает у детей, что они узнали нового. Снова записываем высказывания, выдаем желтые карточки за каждый ответ. Если желтых карточек больше, чем зеленых – материал усвоен, если нет, тему можно повторить на следующий день.
Приемы развития креативности
Слепой художник
Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.
Космическое путешествие
Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги – это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.
Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой – злые, на третьей – грустные и т. п.
Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
Волшебная мозаика
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур: несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Можно предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
Игры и упражнения на развитие коммуникабельности
Подари подарок другу (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу);
Сравнения (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение);
Улыбка другу (дети сидят в кругу, берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему улыбку);
Комплимент (дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят добрые слова, хвалят его: «Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…». – «Спасибо. Мне очень приятно!»
Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций. Например, ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы они тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
Пресс-конференция
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: «Твой выходной день», «Экскурсия в зоопарк», «День рождения друга», «В цирке» и др.). Один из участников пресс-конференции – «гость» (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
Путанка
В этой коммуникативной игре может быть два варианта.
Вариант 1. Путанка в кругу. Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя! Игроки запутывают круг – не расцепляя рук, перешагивая через руки, оборачиваясь и так далее. Когда путанка готова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук. Это очень веселая и увлекательная игра, в которую с огромным удовольствием играют и малыши, и подростки, и взрослые. Попробуйте – вам понравится!
Вариант 2. Змейка (автор варианта – Н.Ю. Хрящева). Игроки встают в линию и берутся за руки. Затем они запутываются (первый и последний игроки – то есть «голова» и «хвост» змеи проходят под руками игроков).
Зеркало
Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока! Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).
Приветствие (Хлопушка)
Все встают в круг, руки вытягиваем вперед. Я открываю ладонь, дети кладут на мою ладошку свои ладошки одна на другую (получается «горка» из наших ладошек). Затем мы поднимаем эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде «хлопушку». Я говорю: «Раз, два, три» (на эти слова мы поднимаем руки и тянемся вверх – причем тянемся так высоко, как только можем достать, не разъединяя рук). «Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном». Если детей мало, то во время круга до хлопка мы приветствуем друг друга: «Здравствуй, Таня (Танины ладошки легли в нашу «хлопушку»), здравствуй, Саша» и так далее.
Что изменилось?
Игроки делятся на две группы. Одна группа будет загадывать, другая – отгадывать. Те, кто будет отгадывать, выходят из комнаты. Игроки, оставшиеся в комнате, вносят несколько изменений в свой внешний вид. Например, можно взять чужую сумочку себе на плечо или расстегнуть одну пуговицу на рубашке, завязать новую резиночку на косичку, поменяться местами, изменить прическу. Когда игроки готовы, они зовут товарищей в комнату. Другая команда должна угадать, что изменилось. Затем команды меняются местами. В игру можно играть не только командой, но и даже парой. Хорошо, если в комнате, где будут происходить изменения, будет зеркало – это очень удобно. Но можно обойтись и без него и поиграть в эту игру даже в турпоходе. Получается очень весело. Припасите для этой игры реквизит (платочки на шею, ремешки, заколки и другие вещи, с помощью которых можно вносить изменения в свой внешний вид).
Угадай
Все игроки сидят на ковре. Один игрок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Игроки по очереди поглаживают его по спине. Задача водящего – отгадать, кто его сейчас погладил. Затем игроки меняются местами, чтобы каждый смог побыть в роли ведущего. Игру можно проводить не только на ковре, но и стоя (например, на прогулке). Аналогичную игру можно провести в другом варианте – позвать водящего по имени – получится игра «Угадай, кто позвал».
Хромая уточка
Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают, гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно играть так, чтобы дети сами играли роли, а можно использовать игрушки и говорить за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие.
Поменяйтесь местами
Все мы разные, но у нас столько общего! В этом мы убедимся в ходе игры. Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, кто любит конфеты», «Кто каждый день убирает свою постель», «У кого дома есть кошка» и так далее).
Игры и упражнения на развитие кооперации
Магнит
Эта игра также подчеркивает принадлежность ребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания других детей.
Материалы: оживленная музыка, под которую дети водят хоровод, держась за руки.
Возраст участников: с трех лет.
Инструкция детям. Я хочу для вас немножко поколдовать. Подойдите сюда и посмотрите, что тут у меня. (Покажите детям, как небольшой магнит притягивает и удерживает гвоздик или скрепки.) Кто мне скажет, как называется этот предмет, который помогает мне быть таким хорошим волшебником (волшебницей)? Иногда и люди бывают магнитами. Когда вечером вы идете домой, быстро ли вы бежите к папе или маме? А кто мне скажет, когда ребенок притягивает к себе?.. Я хочу предложить вам игру, в которой каждый из вас побудет магнитом. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигаться или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что она в этот момент – магнит. Если кто-то не захочет, чтобы его касалось сразу так много детей, он говорит: «Лучше скажите мне что-нибудь». Тогда все дети прыгают вокруг и хором говорят: «Привет, Мария, ты с нами, ты с нами!» Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя.
Горячая картошка
Эта игра позволяет почувствовать и понять, что иногда в жизни неудача неизбежна и что с ней надо уметь справиться. Одновременно она показывает, как легко помочь тому, кто в беде.
Материалы: одна картофелина.
Возраст участников: с трех лет.
Инструкция детям. Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она – особенная. Теперь вам надо представить, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то мы все представим, что он обжег пальцы. И что тогда? Еще у нас в игре есть стоп-часы. Это один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени кричит «Стоп!», когда захочет. Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжигается». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30 до 60 секунд.) Ай-яй-яй! Для него это настоящая беда. Но, к счастью, мы можем его утешить. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают пару раз из стороны в сторону, пока ребенок с картошкой не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не закричат «Стоп!». (Позаботьтесь о том, чтобы роль стоп-часов исполняли несколько детей, сменяя друг друга.)
Волшебное перо
Эта поэтическая игра – прекрасная возможность для детей расслабиться и сконцентрировать свое внимание. Она укрепляет привязанность каждого отдельного ребенка к вам как к ведущему группы, так что вам легче будет привлечь внимание детей. Одновременно мы тренируем телесное сознание детей – в особенности их тактильное чувство.
Эта игра очаровывает детей и вызывает их интерес. Они охотно прикасаются друг к другу пером. Здесь каждый ребенок получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания. Поначалу ошибку приблизительно на сантиметр вы можете считать все еще хорошим результатом. Если ребенок оказался от цели слишком далеко, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место большим и указательным пальцами.
Материалы: вам понадобится большое красивое перо. Также вы можете использовать кончики ваших собственных пальцев.
Возраст участников: с трех лет.
Инструкция детям. Сядьте в круг на пол. У меня есть «волшебное перо», которым буду касаться разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновенье будет вселять в вас бодрость и веселье. Я поочередно буду подходить к каждому ребенку. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно касаюсь «волшебным пером» его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. После этого он может открыть глаза, а «волшебное перо» коснется другого ребенка.(Прикоснитесь пером к каждому ребенку. Помните о том, что дети учатся наблюдая. Работая со старшими детьми, через некоторое время вы сможете доверить «волшебное перо» одному или нескольким детям.)
Падающее перо
В этой игре вашим помощником будет маленькое пушистое перышко либо иной подобный предмет, легкий и воздушный.
Возраст участников: с трех лет.
Инструкция детям. У меня маленькое пушистое перышко. Посмотрите, как мягко оно падает на пол, когда я его отпускаю. Я брошу его один раз, а вы можете считать вслух, чтобы мы узнали, сколько времени потребуется перышку, чтобы долететь до пола. Мы можем посчитать вместе: раз… два… три… четыре… пять… Теперь станьте здесь. Представьте, что каждый из вас – маленькое красивое перышко, которое выпало из крыла птицы, пролетевшей над землей. Давайте медленно парить вниз, на пол, как это перышко, и при этом считать до пяти. На счете три вы, вероятно, уже будете наполовину на полу… Когда вы полностью окажетесь на полу, полежите там несколько мгновений совершенно расслабленно. Я буду громко считать вслух, пока вы совсем не опуститесь вниз. На старт, внимание, марш: раз… два… три… четыре… пять…
Давайте думать вместе (с 3–4 лет)
Цели: закрепление навыков культуры диалога; воспитание ответственности за принятое решение; развитие навыков культурного социального творчества Материал: наборы картинок.
Организация игрового пространства. На полу или на столе расположены картинки по количеству детей или чуть больше. Картинки подобраны таким образом, чтобы их можно было объединить по какому-либо признаку. Правила и ход игры. Детям предлагается взять по одной картинке и объединиться в пары, чтобы в каждой паре собрались картинки, у которых есть что-то общее. Выполняется группой в 2–3 человека.
Иголка и нитка (с 3–4 лет)
Цели: преодоление застенчивости, зажатости; развитие слаженности в действиях внутри группы.
Правила и ход игры. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все остальные дети – роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей) – друг за другом.
Распускающийся бутон (с 4–5 лет)
Цели: активизировать совместную деятельность детей в малых группах; умение синхронизировать свои действия с действиями других детей.
Правила и ход игры. Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу. После того как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, начнется вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована. Когда вся группа справится с этой задачей, можно попробовать составить бутоны большего размера, добавляя в каждую пятерку по одному ребенку.
Анализ упражнения. Насколько тебе понравилась эта игра? – Как твоя группа справилась с этим заданием? – Быстро ли вы смогли подняться? – Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом? – Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями? – От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?
Коровы, собаки, кошки (с 4–5 лет)
Цель: научить детей внимательно слушать педагога, имея при этом возможность вступать в контакт друге другом. Правила и ход игры: Эту игру можно использовать в начале занятия или при переходе к новому этапу работы. Педагог говорит каждому ребенку на ушко название какого-либо животного, предлагает запомнить его хорошо, так как потом надо будет его изобразить. Сообщает детям, что никому не надо говорить о том, какое слово им сказано. По очереди шепчите детям на ухо: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». Дети закрывают глаза. Педагог просит показать, как «говорит» конкретное животное. Не открывая глаз, по слуху дети объединяются в группы с теми «животными», которые «говорят» на том же языке.
Шепчем все вместе (с 4–5 лет)
Бывает, что дети пытаются одновременно выкрикнуть ответ на вопрос.
Цели: научить детей выполнять задание вместе, побуждать детей останавливаться, делать паузу, прежде чем сказать ответ; развивать сосредоточенность.
Правила и ход игры. Педагог: «Я хочу задать вам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышления и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ». (Вопросы: Какой сегодня день недели? Как зовут маму? Сколько девочек в нашей группе? В каком городе вы живете?) После таких легких тренировочных вопросов можно задавать и вопросы по изучаемому предмету. Чтобы побудить детей к сотрудничеству, вы можете дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: «Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три…». Представленные игры оставляют большую свободу для творческого самовыражения педагога и детей. Условия проведения могут варьироваться в зависимости от конкретных детей и конкретных групп.