Занятие направлено на работу по осознанию подростками собственных ценностей, о формировании позитивных жизненных ценностей.
Ангелина КОМЕНОК,
учитель химии и биологии,
Минской международной гимназии
Целевая аудитория: учащиеся 7–9-х классов.
Цель: осознание подростками собственных ценностей, о формировании позитивных жизненных ценностей.
Задачи:
– объяснить, как различные жизненные ценности влияют на жизнь;
– помочь учащимся задуматься о верности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей;
– познакомить с понятием «ценности»;
– организовать работу в группах для приобретения навыков отстаивания своей точки зрения;
– помочь подростку осознать свои ценности в жизни;
– повышение групповой сплоченности и оптимизация психологического климата в подростковой среде;
– развивать целеполагание и стремление к реализации личностного потенциала;
– сформировать ответственное отношение к собственной жизни.
Ход работы
1 Организационный момент
Приветствие.
Проверка отсутствующих.
2 Целеполагание
Озвучить тему классного часа.
Учащиеся сами определяют цель классного часа.
3 Актуализация
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённою солнце достать
И подарить его людям.
Сергей Григорьевич Островой
(русский советский поэт, поэт-песенник)
Этап 1. Погружение в проблему осознания жизненных ценностей
Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим о ценностях.
Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо.
К ценностям могут относиться:
– здоровье
– любовь, семья, дети, дом
– близкие, друзья, общение
– самореализация в работе, получение удовольствия от работы
– материальное благополучие
– духовные ценности, духовный рост, религия
– досуг – удовольствия, хобби, развлечения
– творческая самореализация
– самообразование
– социальный статус и положение в обществе
– свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
– стабильность
Также могут присутствовать другие ценности. У различных людей различные приоритеты ценностей.
Напишите на листе, все то, что считаете наиболее важным для себя в своей жизни на данный момент. А теперь на время отложите в сторону свои листочки. Они нам понадобятся в конце классного часа.
Ребята, посмотрите на эту чашку. Она вам нравится? А почему? Как вы думаете сколько она стоит?
Чашка, будучи сосудом для питья, имеет свою стоимость – цену. Если чашка представляет собой предмет искусства, она наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
Давайте теперь посмотрим на эти два слова повнимательнее – цена и ценность. Что в них общего?
Цена и ценность – слова однокоренные.
Цена и ценность – это одно и то же? (Цена – это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Ценность – это то, что значимо для жизни человека.)
Один итальянский философ сказал такую фразу:
«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря».
И сейчас я хочу вам задать вопрос – о каких ценностях говорил философ?
Часто мы называем вещи, которые являются потребительскими – дорогой телефон, модная одежда, развлечения, удовольствия. Сами по себе эти вещи безобидны, но, если они являются именно ценностями, это становится социально опасным, ведь мы построим на таких ценностях бесперспективное общество. Потребительское общество – общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура и где даже изобилие имеет смысл только для выживания существующего мира.
Учитель. Сейчас я хочу вам рассказать одну историю, послушайте ее внимательно, а потом давайте поразмышляем.
В одном университете профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
– Полна ли банка? – спросил профессор студентов.
– Да, полна, – ответили студенты.
Тогда он открыл пакет с горохом и высыпал его содержимое в большую банку, немного потряс её. Горох занял свободное место между камнями.
– Полна ли банка? – ещё раз профессор спросил студентов.
– Да, полна, – ответили они.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
– А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка – это ваша жизнь. Камни – это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети – всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горох – это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок – это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное – это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
– Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
Учитель. Итак, что же из перечисленного важнее всего? (Высказывания ребят). Теперь мне бы хотелось рассказать вам одну притчу. Давайте послушаем, а потом вы ответите на мой вопрос.
Притча о ценности жизни
После шторма берег моря был усыпан морскими звёздами. Девочка очень любила морские звёзды и не хотела, чтобы они погибали. Она шла берегом моря, поднимая звёзды и отпуская их в волны, не останавливаясь и не отдыхая.
К ней подошёл серьёзный, взрослый и «трезво рассуждающий» человек. Он с удивлением обратился: «Девочка, ты что делаешь? Ты всё равно не спасёшь всех! Это не имеет смысла!» Девочка, на минуту остановившись, посмотрела на него и ответила: «Это имеет смысл для тех, кого я уже спасла». А потом с таким же усердием продолжила своё дело. Мужчина медленно, задумавшись, побрёл домой. И никто так никогда и не узнал, понял он или нет, что каждая спасённая жизнь имеет огромную ценность для того, кто ею обладает.
Учитель. Ребята, во имя каких ценностей люди рисковали жизнью? (Ответы учащихся)
Этап 2. Борьба за ценности. Аукцион
Учитель. Ребята, я предлагаю вам провести не совсем обычную игру. Для этого я прошу вас перенестись мысленно в будущее – галактическую эпоху, когда будет заселяться Вселенная. Представьте, что вы отправляетесь к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации.
Задача ребят: перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию. Им будет предложен набор ценностей (карточки, Приложение 1). Затем каждая группа определяет, какие ценности они считают наиболее важными. Расставляют их в порядке убывания по мере их значимости для группы. Делаем акцент на том, что группа должна выработать единую позицию, так как каждая ценность может быть приобретена только один раз и только одной группой. Ценность будет отдана на планету взамен на время, которое тоже имеет свою ценность. В нашем случае каждая приобретенная ценность забирает у цивилизации десятилетия или столетия жизни. Дети обсуждают в группах ценности и расставляют их согласно своим приоритетам.
Каждой команде дается «1000 лет» (карточки, Приложение 2), которые можно тратить на приобретение ценностей. Игра проводится по принципу аукциона и заканчивается, когда все ценности розданы или у команды кончились годы.
Затем предлагаю «наполнить» приобретенными «ценностями» свои «планеты». По одному человеку от группы прикрепляют «ценности» на изображение своей планеты и рассказывают, какое общество создаст эта цивилизация, сможет ли развиваться жизнь на этой планете. Ребята объясняют, почему именно на эти ценности группа пожертвовала драгоценное время.
Учитель. Я предлагаю вам еще раз внимательно посмотреть на свои покупки, проанализировать и ответить на следующие вопросы:
– Какой покупкой вы более всего довольны?
– Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
– Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?
Учитель. Если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор – и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!
Этап 3. Обсуждение
Учитель. Ребята, предлагаю вам вернуться к своим записям, сделанным в начале классного часа. Прочитайте и подумайте, дополнили бы вы своими ценностями эти планеты, или смысл некоторых позиций потерял значимость.
Рассказываю ученикам, что люди по-разному формируют набор ценностей. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека.
Учитель. Когда нам 12–13 лет, на первое место выходят, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность – ценность жизни, которая воспринимается людьми как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее ни сомнению, ни обсуждению. Но, к сожалению, не для всех жизнь является ценностью. Зачастую неудовлетворенность собой, непринятие со стороны родных и друзей, невозможность нахождения выхода из какой-то ситуации является причиной обесценивания дальнейшей жизни. Но разве имеет право человек лишить себя самого ценного, что даровано ему свыше?
Ребята обсуждают эту тему, высказывают свою точку зрения.
4 Физкультминутка
5 Подведение итогов. Рефлексия
Оформление баннера (итоги)
Учитель. Ребята, я предлагаю вам оформить творческую работу баннер «Наши жизненные ценности». У каждой группы есть ватман, на который вы поместите свою «планету» с «ценностями» и допишите что-то от себя, что является важным для каждого из вас.
Рефлексия
Ребятам предлагаются карточки, на которых нужно продолжить предложение (Приложение 3).
«Открытый микрофон»
Учитель. Ребята, для тех, кто хочет высказаться, предлагаю взять микрофон и озвучить свои мысли.
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Мне захотелось…
Мне было интересно, потому что….
Теперь я знаю….
Больше всего мне понравилось…
Учитель дарит каждому участнику открытку – пожелание в виде цитаты (Приложение 4).
Учитель. Я хочу поблагодарить вас за хорошую, плодотворную работу. До свидания!
Приложение 1
Карточки «Ценности земной цивилизации»
Любовь |
Забота |
Дружба |
Жизнь человека |
Взаимопонимание |
Забота о «братьях наших меньших» |
Уважение |
Образование |
Деньги |
Семья |
Драгоценности |
Здоровье |
Преданность |
Душевное спокойствие |
Терпение |
Честность |
Доброта |
Благодарность |
Взаимопомощь |
Прощение |
Недвижимость (дом, дача и др.) |
Надежда |
Приложение 2
Карточки «1000 лет»
100 лет |
50 лет |
10 лет |
5 лет |
100 лет |
50 лет |
10 лет |
5 лет |
100 лет |
50 лет |
10 лет |
5 лет |
100 лет |
50 лет |
10 лет |
5 лет |
100 лет |
50 лет |
10 лет |
5 лет |
100 лет |
50 лет |
10 лет |
5 лет |
10 лет |
Приложение 3
Карточки «Продолжи предложение»
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Мне захотелось…
Мне было интересно, потому что….
Теперь я знаю….
Больше всего мне понравилось…
Приложение 4
Цитаты для открыток
Однако в жизни есть вещи, которые, с какой стороны на них ни смотри, всегда остаются неизменными – и имеют ценность для всех людей. Любовь, например (Пауло Коэльо).
Для меня деньги не значат ничего. Я заработал много денег, но предпочитаю наслаждаться жизнью, а не заботиться о счете в банке. Я живу просто. Все знают, что главное – это здоровье (Киану Ривз).
В молодости я всё время думал, что у меня ещё всё будет, поэтому ничем особенно не дорожил, по-настоящему. А сейчас выясняется, что у меня мало что осталось. А у тебя ещё есть время, не теряй его зря.
Чтобы жить, человек должен считать высшим и решающими ценностями три вещи: Разум, Цель, Самоуважение (Айн Рэнд).
… ценностям мы не можем научиться – ценности мы должны пережить (Виктор Франкл).
Где-то вновь должен начаться процесс сбережения ценностей, кто-то должен снова собрать и сберечь то, что создано человеком, сберечь это в книгах, в граммофонных пластинках, в головах людей, уберечь любой ценой от моли, плесени, ржавчины, тлена и людей со спичками (Рэй Брэдбери).
Люди склонны больше ценить то, что, как им известно, никогда не повторится, чем то, что, по их мнению, будет длиться вечно (Юстейн Гордер).
Мне дороги мои воспоминания. Это все, что у меня есть. Это единственная истинная ценность… (Клиффорд Саймак).
Как ценно порой то, что мы по привычке считаем мелочами (Аль Квотион).
Одна вещь сегодня стоит двух завтра (Бенджамин Франклин).
Для меня всё дело в семье. Я говорю не только о кровных узах, а о чем-то большем. Семья – это те люди, которых ты впускаешь в своё сердце, в свою жизнь. Семья – это поддержка… Это поддержка в трудную минуту, когда ты так сильно заботишься о ком-то, что готов кричать и драться с такой же лёгкостью, как и заниматься любовью… Так. Что-то я… В общем, я люблю вас.
Не ценим мы того, что мы имеем,
Но стоит только это потерять –
Цены ему не знаем и находим
В нём качества, которых не видали
Мы прежде.
Уильям Шекспир
Время – это единственное, что нельзя накопить, оно не сохраняется и не увеличивается. Его можно только обменять – на деньги или на знания. Время – это вообще самое важное (Ямагучи Тадао).
Поскольку я стал старше, я осознаю, как мимолетно время. Я не хочу растрачивать его впустую. Я хочу провести время с теми, кого я люблю, и заниматься тем, что действительно что-то значит (Брэд Питт).
Какая разница, что снаружи? Ценно то, что внутри (Анхель де Куатье).
А ты слыхала про тибетское колесо Сансары? Оно постоянно вращается, и все наши чувства и ценности оказываются то внизу, то наверху. То сверкают на солнце, то утопают во тьме. И только настоящая любовь – ось этого колеса, а потому не движется с места (Харуки Мураками).
В наши дни люди всему знают цену, но ничего не умеют ценить (Джон Фаулз).
Откройте свои руки, чтобы измениться, но не отпустить свои ценности (Далай-лама XIV).
Будь готов изменить свои цели, но никогда не изменяй свои ценности (Далай-лама XIV).
Единственное, что я выучил, это то, что не надо бросать надежду на жизнь, не пытаться смотреть и не смотреть далеко вперед, а просто наслаждаться настоящим, потому что большинство людей в действительности не ценят настоящего до того момента, пока оно не стало прошлым (Билли Джо Армстронг).
Мы никогда не понимаем, какие сокровища перед нами. Знаешь почему? Потому что люди вообще не верят в сокровища (Пауло Коэльо).
Нельзя заплатить за то, что не имеет цены. Некоторые утверждают, будто каждая, абсолютно каждая вещь в мире имеет свою цену. Это неправда. Есть вещи, у которых нет цены, они бесценны. Их проще всего узнать: стоит только их потерять, и всё – они уже потеряны навсегда (Анджей Сапковский «Крещение огнем»).
В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится (Омар Хайям).
Сейчас мелочи кажутся вам скучными, но, может, вы просто еще не знаете им цены, не умеете находить в них вкус? (Рэй Брэдбери).
За все надо платить, за успехи – утратой свободы. Но успехи-то ведь сомнительны, не абсолютны. Они содержанием жизнь не наполняют, зато ты вдруг становишься зависимым от ненужных людей, телефонных звонков. А свобода – самое важное, что есть у человека (Сергей Бодров мл.).
Скажите добрые слова тем, кто смотрит на вас снизу вверх с восхищением, потому что это маленькое существо скоро вырастет, и его уже не будет рядом с вами. Запомните и горячо прижмите близкого человека к себе, потому что это единственное сокровище, которое можете отдать от сердца, и оно не стоит ни копейки (Джордж Карлин).
Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы всё, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нём оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником. Первый пройдёт, и его как не бывало, но садовник будет жить не одно поколение (Рэй Брэдбери).
Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче?! Ведь в конечном итоге имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет (Ошо).