В материале описывается опыт реализации в учреждении образования проекта по гражданско-патриотическому воспитанию. Дневник путешественника представлен как своеобразный документ для фиксирования экскурсионных объектов Республики Беларусь.
Ольга ВЕДРОВА, учитель английского языка,
Илона СИНЮТИЧ, учитель белорусского языка и литературы,
ГУО «Средняя школа № 18 г. Пинска»,
Брестская область
Важным направлением гражданско-патриотического воспитания является организация туристско-краеведческой деятельности, которая способствует формированию у учащихся положительного отношения к своему Отечеству, чувства любви и привязанности к родным местам. Туристско-краеведческая деятельность основывается на воспитании потребности в изучении родного края.
С целью массового вовлечения в туристско-краеведческую деятельность, направленную на получение и систематизацию знаний о родном крае, на создание имиджа страны как привлекательного туристско-краеведческого региона, на развитие экскурсионного туризма, Министерством образования Республики Беларусь внедрён Дневник путешественника. В основу Дневника заложен перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения каждым обучающимся. С его помощью учащиеся 1–11-х классов изучают родной край, познают историческое, культурное и природное наследие Беларуси, систематизируют знания по истории, культуре, архитектурным и этнографическим особенностям.
На основе Дневника путешественника в 2022/2023 учебном году в нашем учреждении образования был разработан и реализован проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Чем больше узнаю, тем больше берегу». Учащиеся нашей школы использовали Дневник путешественника для продвижения и развития образовательного туризма, изучения родного края, познания исторического, культурного и природного наследия нашей страны.
Проект «Чем больше узнаю, тем больше берегу» реализовывался в учреждении образования в три этапа.
В рамках подготовительного этапа был изучен теоретический материал и возможности использования Дневника путешественника для формирования гражданско-патриотической компетенции учащихся.
На этапе практической реализации было проведено анкетирование учащихся целевой группы «Увлекательный мир путешествий» и «Что я знаю о родном крае»; разработан и реализован проект по гражданско-патриотическому воспитанию; проведён анализ результативности и эффективности проекта.
На обобщающем этапе была проделана следующая работа:
1) Оформлен Дневник путешественника учащейся 6-го «Б» класса и создан видеоролик.
https://m.youtube.com/watch?v=8MRdms1puxM&feature=youtu.be
2) Оформлен буклет «Чем больше узнаю, тем больше берегу» (Приложение).
3) Разработаны методические материалы для транслирования опыта на педагогическом совете и методическом объединении классных руководителей учреждения образования.
Проект доказал свою эффективность и лучший дневник получил достойные награды в республиканском конкурсе «Па старонках Дзённіка вандроўніка» в рамках акции «Я гэты край Радзімаю заву».
Дневник путешественника оказался эффективным ресурсом воспитания гражданственности и патриотизма посредством туристско-краеведческой деятельности.
На основе Дневника путешественника обобщен педагогический опыт. Цель опыта – создание системы работы по изучению своего родного края посредством использования Дневника путешественника.
Для достижения цели определены следующие задачи: содействовать изучению истории, достопримечательностей, предприятий и природы своего края; использовать Дневник путешественника для фиксирования экскурсионных объектов Республики Беларусь; воспитывать чувство любви, гордости за свою Родину; создавать необходимые условия для воспитания гражданственности и патриотизма как духовных составляющих личности гражданина.
Ведущая идея опыта состоит в том, что проект по гражданско-патриотическому воспитанию создаст условия для приобщения учащихся к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти посредством туристско-краеведческой деятельности.
Для диагностики результативности и эффективности опыта было необходимо оценить уровень сформированности знаний о своей родной стране. Для этого были использованы следующие критерии:
– знания об экскурсионных объектах города Пинска;
– знания об экскурсионных объектах страны;
– деятельностно-поведенческие проявления.
Оценку уровня сформированности знаний о своей родной стране мы провели в мае 2023 года и сравнили с результатами, полученными в сентябре 2022 года. В результате все учащиеся в полной мере справились с решением поставленной задачи. Мы пришли к выводу, что туристско-краеведческая деятельность способствует повышению уровня знаний о родном крае; экскурсии обеспечивают знакомство с реальными объектами. После экскурсий проводилась беседа, на которой учащиеся обменивались впечатлениями, высказывали свои мысли и мнения. Экскурсии способствовали не только знакомству с экскурсионными объектами и природой родного края, но и с теми проблемами, которые мешают их современному развитию, а также приобщению учащихся к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, сохранению исторической памяти.
Опытом нашей работы мы делились на Республиканской выставке-конкурсе научно-методических материалов и педагогического опыта по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи «Будущее начинается сегодня», где получили награды.
Практика показала, что опыт использования Дневника доказывает его преимущество в туристско-краеведческой деятельности. В результате экскурсионной деятельности учащиеся в интересной и познавательной форме познакомились с объектами и достопримечательностями родного края, традициями своего народа, историческими памятниками и обычаями родной страны.
Однако хотим отметить, что организация и проведение экскурсий часто занимают много времени. Не следует игнорировать и тот факт, что это нелёгкая задача: необходимо скоординировать маршрут, решить вопросы с транспортом, составить подробный план поездки. Выездные экскурсии могут быть дорогими, и некоторые учащиеся не могут участвовать из-за материальных проблем. Несмотря на некоторые трудности, хорошо спланированные экскурсии помогают учащимся приобрести большой образовательный опыт, который они далеко не всегда смогут получить в стенах школы.
Практическая значимость опыта заключается в том, что разработанный нами проект по гражданско-патриотическому воспитанию может быть использован заместителями директоров по воспитательной работе, классными руководителями учреждений образования в своей работе. С сентября 2022 года накопленный нами материал активно используют классные руководители нашего учреждения образования.