Путник. Программа объединения по интересам туристско-краеведческого профиля с базовым уровнем изучения образовательной области «Туризм». Описание

- 16:47Дополнительное образование

Программа «Путник» с базовым уровнем изучения образовательной области «Туризм», спортивной дисциплины «Спортивные туристские походы» ставит задачу организовать подготовку учащихся в течение двух учебных лет к участию в спортивном категорийном походе, прежде всего пешеходном, с использованием в течение всего срока обучения походных мероприятий, как одну из форм проведения занятий по изучению образовательной области.

 

Светлана МАКСИМОВИЧ,
методист высшей категории
ГУО «Центр туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи г. Бобруйска»,
Могилевская область

 

Центр туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи г. Бобруйска весной 2022 года стал участником республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования функциональной грамотности учащихся в учреждений дополнительного образования детей и молодежи в сфере туристско-краеведческого профиля». В связи с этим стал актуальным вопрос разработки и внедрения образовательной программы по спортивному туризму, спортивной дисциплины «Спортивные туристские походы», акцентированной на формирование функциональной грамотности учащихся через их вовлечение в походную деятельность. Ведь именно в походе учащиеся обучаются и учатся применять в реальной жизни практически все компоненты, которые являются критериями развития функциональной грамотности – важнейшего показателя образованности современного человека.

Программа «Путник» разработана на основе практических наработок коллектива педагогов дополнительного образования учреждения: Д.Л.Руновича, К.Н.Баринова, А.А.Карпушенко, Л.И.Заремской, О.С.Чайцыной, В.А.Ерманка, С.И.Максимович, которые в своей педагогической практике используют тематическую канву, содержание или отдельные блоки программы. При этом показывают ее состоятельность через реализацию различных спортивных походных мероприятий – походов пешеходных, велосипедных, водных I–II категории сложности.

Программа «Путник» организует базовую подготовку учащихся к спортивному походу, прежде всего пешеходному, и стимулирует к переходу на новый образовательный уровень – к обучению по программам повышенного уровня сложности по направлениям туризма.

Программа объединения по интересам «Путник» туристско-краеведческого профиля с базовым уровнем изучения образовательной области «Туризм», спортивной дисциплины «Спортивные туристские походы» рассчитана на учащихся среднего школьного возраста 12–14 лет, имеющих медицинский допуск к занятиям спортивным туризмом и проявляющим желание заниматься туризмом, ходить в походы. Организует образовательный процесс в объединении по интересам с постоянным составом учащихся в течение двух учебных лет.

Программа будет полезна педагогам дополнительного образования, организаторам туристско-краеведческой работы в школе, так как построена на принципах научности, системности, креативности, педагогической целесообразности и принципа управляемого перехода от знаний к функциональной грамотности учащихся в сфере спортивного туризма.

Ничто так не развивает ум, как путешествие.
                                                       Эмиль Золя
Испытайте ваши сердца, примите то, что пошлет каждому из вас дорога.
                                                       Джон Р.Р.Толкиен

Туризм, путешествия, далекие горизонты, манящая неизвестность, приключения – для любого человека почти мгические слова, вызывающие в сознании ощущения счастья и полноты бытия.

Жажда романтики, новых впечатлений и личных открытий свойственна молодым. И эта жажда легко удовлетворяется через вовлечение детей и подростков в туристскую деятельность, а именно в организацию и проведение походного мероприятия. Ведь неслучайно говорят: “Поход – это маленькая жизнь!”

Туристский поход – это наиболее эффективное средство коллективного воспитания, разумной организацией свободного времени, формирования личности детей и подростков, здорового образа жизни, физического и интеллектуального развития ребенка, оздоровления, воспитания патриотизма и любви к родному краю. Именно поход содействует социализации, расширению горизонтов знаний по предметам школьного курса, приучает к труду, прививает учащимся навыки самообслуживания, воспитывает инициативу и выдержку.

Туристские походы позволяют получить максимальный образовательно-социализующий эффект. Помимо общего оздоровления организма, улучшения физического и психологического состояния туристские походы способствую приобретению прикладных умений и навыков, развитию самостоятельности, формированию навыков самоорганизации и самообслуживания, развитию личностных качеств: ответственности, дисциплинированности, коллективизма, взаимовыручки.

Жизнь все больше и больше требует от человека знаний, которые не описываются исчерпывающе фиксированным набором правил, а которые требуют умения приспосабливаться к конкретной ситуации, предлагать новые решения, решать проблемы, понимать текст, обрабатывать информацию, взаимодействовать с другими людьми, уметь убеждать, аргументировать. Акцент смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения в зависимости от конкретной ситуации. В связи с этим все большую популярность в современном образовании, в том числе в сфере туризма и краеведения, приобретает феномен функциональной грамотности.

Только поход, являясь самой комплексной формой туризма, включающей в себя спорт, краеведение, экскурсии, позволяет одноразово достигать целей, которые сегодня стоят перед воспитанием подрастающего поколения. В походе учащиеся обучаются и учатся применять практически все компоненты, которые являются критериями развития функциональной грамотности. Не бывает стандартных походов. Не существует идеально одинаковой тактики или идеально спланированного маршрута.

Органической частью походного мероприятия является краеведческая работа на маршруте, что делает его эффективным средством реализации задач гражданского и культурно-патриотического воспитания, которые всегда были и остаются одним из основных направлений деятельности учреждений образования. Работа с краеведческим материалом выступает условием усвоения общечеловеческих гуманистических ценностей, формирования чувства причастности к истории и дальнейшей судьбе Родины, осознания себя гражданином и патриотом. Таким образом, значимость походного мероприятия в комплексе «обучение, воспитание, оздоровление» переоценить невозможно. Для своей успешной реализации поход требует определенной подготовки его участников.

Программа «Путник» с базовым уровнем изучения образовательной области «Туризм», спортивной дисциплины «Спортивные туристские походы» ставит задачу организовать подготовку учащихся в течение двух учебных лет к участию в спортивном категорийном походе, прежде всего пешеходном, с использованием в течение всего срока обучения походных мероприятий, как одну из форм проведения занятий по изучению образовательной области.

Актуальность программы «Путник» с базовым уровнем изучения образовательной области Туризм», обусловлена тем, что её содержание построено с учетом тенденций развития спортивного туризма и позволяет реализовывать его педагогический потенциал для развития у учащихся одного из важнейших показателей развития личности с точки зрения современной педагогики – функциональной грамотности через погружение в походную деятельность.

Содержание образовательной области, учебной дисциплины программы основывается на инновационных подходах в области подготовки учащихся к туристскому спортивному походу через погружение их на протяжении всего времени обучения в походную деятельность сообразную их возрасту, уровню обученности, физической подготовленности.

Особенностью программы является внедрение в образовательный контент тем «Школы выживания», которые позволяют формировать готовность участников спортивного похода к непредвиденным ситуациям, привносят в процесс обучения элемент экстрима и умения действовать в новой, не типовой ситуации, формируя тем самым функциональную грамотность. 

Рекомендуется использовать методику погружения детей (подростков) в проблему (учебно-тренировочный или образовательный процесс, туристско-спортивные мероприятия или организация быта в полевых условиях), для разрешения которой необходимо коллективно-командное (самодеятельное) решение комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отрезок с полной концентрацией средств и сил.

Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

 

Программа «Путник» разработана по блочно-модульному принципу.

Первый год обучения является базовым, так как дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых сложно и небезопасно заниматься каким-либо видом туризма в целом. Второй год обучения углубляет, совершенствует знания и умения, переводит их на уровень навыков, создает условия для формирования функциональной грамотности в области туризма.

Комплексность программы основывается на цикличности туристской деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей.

При этом педагогу необходимо учитывать принципы организации самодеятельности объединения (группы) для успешной реализации программы:

– обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для учащихся направленности туристской и специальной деятельности;
– насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;
– дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;
– организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.

Образовательный процесс строится на основе: 

– общедидактических принципов обучения и воспитания: научности, систематичности и последовательности изложения учебного материала, сознательности и активности, наглядности, связи теории с практикой, учета возрастных особенностей учащихся, единства обучения, воспитания, развития, опоры н положительные качества личности, культуросообразности, гуманизации процесса воспитания;

– специальных принципов: целеустремленности, коллективизма, сочетания педагогического руководства с развитием самодеятельности и инициативы, сочетания требовательности и уважения к учащемуся, краеведческого принципа.

Цель реализации программы: сформировать функциональную грамотность учащихся, создать условия для самореализации, социальной адаптации, всестороннего физического и нравственного развития учащихся, воспитания гражданственности и патриотизма через занятия спортивным туризмом.

Задачи:

образовательные задачи конкретизируются для каждого года обучения и заключаются в овладении учащимися знаниями, умениями и навыками в области «Туризм», спортивной дисциплины «Спортивные туристские походы». Практические умения и навыки формируются и отрабатываются в условиях реальных туристических походов, а также посредством участия в соревнованиях;
развивающие задачи заключаются развитии внимания, зрительной памяти, логического мышления, формировании рефлексивных умений и навыков, совершенствовании коммуникативных навыков;
– воспитательные задачи программы реализуются через личностное совершенствование, привитие бережного отношения к истории, историко-культурным и духовным ценностям белорусского народа, формирование активной гражданской позиции, патриотизма, экологической культуры, навыков здорового образа жизни, воспитание воли, целеустремленности.

В первый год занятий особенно важно воспитать у ребят сознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить им самим, дружно, всем вместе. Надо, чтобы они поняли на собственном опыте: хороший, интересный и полезный поход бывает только у хороших туристов – умелых и трудолюбивых. Поэтому главное внимание педагог должен уделять практической работе коллектива по подготовке каждого учебно-тренировочного похода. Подготовка походов включает изучение и разработку маршрута, распределение обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку. Маршруты походов должны быть построены так, чтобы группа могла познакомиться с местами, боевой, трудовой славы края, наиболее типичными формами рельефа, рекой, озером.
Обязанности между участниками похода следует распределять так, чтобы каждый был занят посильным и интересным для него делом. «Поход готовят все! В походе работают все!» – заповедь участников походного мероприятия.

Зачетный поход – завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь следует уделить специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, переход через реку по бревну и вброд, ориентирование по карте, компасу и звездам, ходьба по заболоченной местности, по густому мелколесью, подъемы и спуски по залесенным склонам, определение сторон горизонта по местным признакам и по Солнцу. За время похода учащимися должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта: правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.

 

Задачи первого года обучения (этап начальной подготовки):

– сформировать у учащихся первоначальные систематизированные представления о туризме спортивном, о спортивной дисциплине «Спортивные туристские походы»;
– ознакомить учащихся с различными видами туристского походного снаряжения;
– обучить умению готовить пищу в походных условиях, организовать бивак, ставить палатку, разжигать костер;
– организовать деятельность по приобретению знаний, умений и навыков для прохождения спортивного туристского маршрута I–II степени сложности;
– способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма;
– сформировать потребность в занятиях физической культурой и спортом; вовлечь учащихся в практическую деятельность;
– воспитать командный дух и уважение к своим товарищам;
– привить дисциплину и организованность;
– воспитать навыки гигиены и самоконтроля;
– выработать мотивацию у учащихся на деятельность.

 

Учебный план и программа второго года обучения предусматривают дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже знакомятся с историей развития туризма в Беларуси и мире, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях, рассматривается ряд вопросов «Школы выживания». Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные туристские навыки, но и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу. Значительное внимание в программе второго года занятий уделяется тактике и технике походов, туристскому хозяйству, элементам автономности при реализации спортивных походов, формированию навыков туристского быта в сложных погодных условиях.
При изучении тем по краеведению надо раскрыть перед ребятами все многообразие природы, экономики и культуры края, обогатить их знаниями всех достопримечательных мест области.
Практические занятия и учебно-тренировочные походы надо строить так, чтобы ребята научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей. Занятия по ряду отдельных тем программы (в первую очередь по краеведческому разделу) полезно проводить в форме докладов (рефератов), составленных учащимися самостоятельно. Вопросы техники безопасности в курсе второго года обучения рассматриваются в каждом разделе программы – в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам должны проводиться и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий юных туристов. Практически важно после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии или прямо в походе у вечернего костра уделить время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Для руководителя обсуждение похода – еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их характеры, образ мыслей, наклонности. Подведение итогов можно проводить в форме устных или письменных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о товарищах.

 

Задачи второго года обучения (период начальной специализации):

– организовать деятельность по приобретению знаний, умений и навыков для прохождения спортивного туристского маршрута III степени сложности и I категории сложности;
– структурировать физическую подготовку учащихся, содействовать формированию правильной техники движения на маршруте;
– обучить техническим и тактическим приемам преодоления препятствий в пешеходном походе;
– способствовать приобретению опыта ориентирования на местности с помощью топографической карты и компаса, а также современных средств навигации;
– способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей;
обеспечить виды деятельности по формированию нравственно зрелой личности, гражданина и патриота.

Настоящая программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123, образовательная область – «Туризм»; нормативными правовыми документами: Кодекс Республики Беларусь об образовании, Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.; Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденные Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 31.08.2018 № 60; Государственная программа «Физическая культура и спорт» на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12.04.2016 № 303.; Единая спортивная классификация Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 31 августа 2018 года № 61.

 

Организационные условия реализации программы

Реализация программы объединения по интересам «Путник» с базовым уровнем изучения образовательной области «Туризм», спортивной дисциплины «Спортивные туристские походы», осуществляется в очной форме получения образования.

Срок реализации программы – 2 года (504 учебных часа). Первый год обучения включают в себя 216 учебных часов (теоретических – 38, практических – 178). Программа второго года обучения – 288 часов (теоретических – 40, практических – 248). Первый год рассчитан на учащихся среднего школьного возраста (12–13 лет). Второй год предполагают работу с учащимися среднего и старшего школьного возраста (13–14 лет).

Возможна корректировка возраста учащихся в зависимости от их подготовки и готовности осваивать программу того или иного года обучения при условии соответствия возраста учащихся санитарно-эпидемиологическим нормам по продолжительности занятий. Обязательным условием для начала занятий туризмом спортивным является справка о состоянии здоровья (допуск участкового врача или врача спортивного диспансера).

Наполняемость объединения по интересам в первый год обучения – от 12 учащихся, во второй годы обучения – не менее 8 учащихся.

Продолжительность и периодичность занятий в первый год обучения – 2 раза в неделю (один раз 2 часа в учебный день и 4 часа в субботний или каникулярный день), во второй год обучения – 3 раза в неделю (2 раза по 2 учебных часа и 4 часа – в субботний день).

Продолжительность одного учебного часа – 45 минут.

Продолжительность практического занятия объединения по интересам на местности в своем населенном пункте – до 4 часов. Продолжительность, учебно-тренировочных выходов, учебно-тренировочных сборов, походов (однодневных, многодневных), соревнований, спортивно-массовых мероприятий – до 8 часов в сутки. Практические занятия проводятся в 1-3-х дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности и в помещении (в классе, спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных или категорийном походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.

При освоении содержания образовательной области программы, во время подготовки и участия в спортивных походах, учебно-тренировочных выходах, сборах корректируется продолжительность и периодичность занятий.

 

Ресурсное обеспечение образовательного процесса

– туристское снаряжение, необходимое для организации походного мероприятия (палатки, рюкзаки, туристские коврики, спальники, костровое оборудование, туристские котлы);
– спортивный зал со специальным оборудованием для технической подготовки;
– спортивный инвентарь и специальные тренажеры для занятий в спортивном зале и организации технических этапов (снаряжение для преодоления препятствий на местности);
– спортивные компасы, топографические (спортивные) карты районов путешествий и окрестностей;
– комплекты жердей и веревок для изготовления носилок.

Методы (технологии) обучения

Методы обучения в рамках программы «Путник» соответствуют общим требованиям к формированию спортивных, академических и социально-личностных компетенций учащегося и определяются принципами гуманизации, фундаментализации, компетентностного подхода, социально-личностной подготовки и междисциплинарности. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению учащихся в поиск и управление знаниями, умениями и навыками в области туристско-оздоровительной, спортивной деятельности, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных практических задач, используются:

– технологии проблемно-модульного обучения;
– технологии личностно-ориентированного обучения;
– технология интерактивного обучения; 
– технологии развивающего обучения;

– здоровьесберегающие технологии;
– соревновательные технологии; 
– проектные технологии;
– коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты и другие активные формы и методы);
– игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры);
– технология педагогического сотрудничества.

Содержание программы: http://soderzhanie-programmy-putnik-obedineniya-po-interesam-turistsko-kraevedcheskogo-profilya-s-bazovym-urovnem-izucheniya-obrazovatelnoj-oblasti-turizm

 

Литература и информационные ресурсы

1 Кодекс Республики Беларусь Об образовании (в ред. закона РБ от 14.01.2022 №154-З)
2 О физической культуре и спорте: Закон Респ. Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-3: принят Палатой представителей 5 декабря 2013 г.: одобрен Советом Республики 19 декабря 2013 г.: в Закон с 9 января 2018 г. изм. и доп. не вносились / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – 48 с.
3 Об утверждении единой спортивной классификации Республики Беларусь: Постановление Министерства спорта и туризма Респ. Беларусь: утверждено Министерством спорта и туризма Респ. Беларусь 31.08.2018 г. № 61 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – 273 с.
4 Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (туристско-краеведческий профиль) [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь, 06.09.2017, №123 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 28.03.2018.
5 Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007г. № 35а: текст по состоянию на 1 дек. 2008 г. – Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 11.12.2008.
6 Ганопольский, В.И. Уроки туризма / В.И.Ганопольский. – Минск : НМЦентр, 1998.
7 Константинов, Ю.С. Педагогика школьного туризма: учебно-методическое пособие / Ю.С.Константинов, В.М.Куликов – М. : ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
8 Коструб, А.А. Медицинский справочник туриста / А.А.Коструб. – М., Профиздат, 1997.
9 Литвинович, В.М. Организация и проведение походов: метод. рекомендации / В.М.Литвинович, Л.И.Маськов, А.Г.Васильева. – Минск : АФВиС, 2000. – 95 с.
10 Правила проведения туристских походов: Постановление Министерства спорта и туризма Респ. Беларусь от 15 авг. 2006 г. № 26: текст по состоянию на 1 дек. 2008г. – Минск: РУМЦ ФВН, 2008. – 11 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий