Части речи в русском языке. Урок русского языка в 6-м классе

- 14:26Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Шестиклассники учатся структурировать текстовый материал в логическую схему, анализировать и обобщать полученные знания, а также развивают свои способности и возможности для овладения сервисами Web 2.0.

Юлия СКОРАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся

– будут знать понятие морфология;
– смогут назвать части речи в русском языке, разделять их по группам;
– смогут текстовый материал структурировать в логическую схему, анализировать и обобщать полученные знания;

Личностные результаты учебного занятия:

– проявлять самостоятельность в освоении новых знаний;
– развивать свои способности и возможности для овладения сервисами Web 2.0.

Оборудование: Учебное пособие для 6-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения «Русский язык», Л.А.Мурина, Т.В.Игнатович, Ж.Ф.Жадейко – Минск, 2020; дидактический материал (Приложения 1–7); компьютер, мультимедийная презентация «Части речи в русском языке».

Формы работы: работа в парах, фронтальная.

 

Ход урока

I Организационный момент

Учитель обращает внимание учащихся на то, что они закончили изучать целый раздел науки о языке – словообразование, а затем поясняет, что сегодня их ждет что-то новое.

 

II Этап актуализации знаний

На доске записана дата и классная работа, но нет темы. Вопрос учащимся: как вы думаете, чего не хватает на доске?

Для определения темы урока учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд. Выделенное слово по горизонтали и есть тема урока (Слайд 2, Приложение 1).

По завершении работы над кроссвордом учащиеся должны назвать главное слово, которое получилось (Слайд 23).

 

III Этап целеполагания

Учитель сообщает учащимся, что на уроке они начинают знакомиться с одним очень большим разделом науки о языке – морфологией.

Морфология – это раздел науки о языке, который изучает части речи.

Учитель объявляет тему урока: «Части речи в русском языке».

Давайте определим наши цели на этот урок. А помогут нам опорные слова (на доске).

Вспомнить … (части речи);
Тренироваться … (находить части речи в тексте и разграничивать их по группам).

 

IV Этап изучения нового материала

Учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом сказки, ответить на вопросы и заполнить логическую схему текста сказки.

1 Работа с текстом

1.1 Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, на которые они должны будут ответить после прочтения сказки.

– О чем говорится в сказке?

– Кто является главными героями?

– Назовите самого главного героя. Почему вы считаете, что он главный герой?

1.2 Чтение и анализ лингвистической сказки (автор В.Волина)

(У учащихся на столах текст сказки; Приложение 2).

Учитель читает сказку, а учащиеся заполняют схему «Иерархия в королевстве» (на схеме заполнены лишь две ячейки: Король и Королева) (Приложение 3).

Вопросы учащимся:

– О чем идет речь в сказке?

– Кто в сказке играет роль Короля и Королевы?

– А кто – принцев и принцесс? Почему «Морфология» именно принцесса? (Слайд 25)

– Назовите преданных слуг принцессы.

– Что позволило Морфологии навести порядок в своём королевстве? Какие критерии? Помогите определить, какими качествами обладала принцесса?

– Можем ли утверждать, что Морфология изучает части речи? Проверьте свои предположения, обратившись к учебнику (с. 95).

 

Физкультминутка (Слайд 26, Приложение 4)

Беседа с учащимися по завершении физкультминутки

– Как вы думаете, почему у нас на уроке звучат именно такие слова? Какой смысл заключен в этих словах?

– Можно ли из текста сказки утверждать, что Морфология была ответственная? В чем это проявляется?

– Что должно быть между частями речи, чтобы не было неразберихи? (Порядок.)

– А как должно быть в жизни между людьми?

– Должны ли дружить между собой части речи?

– А между людьми должна быть дружба?

– Куда можно отнести слова ух!, ах!, ой!?

– Верно, никуда. Это особая группа слов, которая выражает чувства и эмоции человека.

1.3 Составление ментальной карты «Части речи в русском языке»

На доске схема «Части речи», но в ней имеются пробелы (Приложение 5). Учитель предлагает учащимся вернуться к тексту сказки и доработать представленную на доске схему.

Объяснение учителем схемы «Части речи» с опорой на знания учащихся. Схема дополняется примерами. (Слайд 27)

Далее учащимся предлагается сравнить схему, которая получилась в результате работы, с таблицей в учебнике (с. 94).

 

V Этап закрепления изученного материала

1 Работа в парах по заполнению таблиц

Заполняется две таблицы на выданных листах (В таблицах сознательно опущена часть речи междометие). (Приложение 6):

1-я таблица – части речи распределить по группам.
2-я таблица – распределите слова по частям речи.

После выполнения задания учащимися учитель проверяет, как учащиеся справились с заданием. Исправляет ошибки и комментирует, если учащиеся допустили ошибки.

2 Работа в парах по составлению предложений

– Используя слова, которые вы распределяли по группам, составьте и запишите 1–2 предложения, которые передают ваши чувства и эмоции.

Проверка проводится следующим образом: один учащийся читает свое предложение, а второй должен определить, какие части речи были использованы при составлении.

– При составлении вы использовали слова разных частей речи, а теперь попробуйте составить предложения из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда. (Слайд 28)

– Удалось ли вам это? Почему?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

 

VI Подведение итогов учебной деятельности. Рефлексия

Тестовая работа. Самопроверка, а затем взаимопроверка (Слайд 29, Приложение 7)

После взаимопроверки, учитель проводит опрос учащихся для определения уровня выполнения задания. При наличии ошибок в выполнении задания, проводится пояснительная работа.

– Удалось ли достичь цели урока?

 

VII Оценивание учебной деятельности учащихся. Комментирование отметок

 

VIII Домашнее задание с комментарием учителя

По выбору:

1-й вариант: § 25, упр. 200 (2);
2-й вариант: сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи (творческое задание);
3-й вариант: составить ментальную карту «Части речи» с помощью сервисов Web 2.0.

 

Приложение 1

 

1. Как называется наименьшая значимая часть слова? (Морфема). (Слайд 3–4)
2. Единица языка. (Слово). (Слайд 5–6)
3. Слова или словосочетания, которые точно обозначают научные понятия. (Термины). (Слайд 7–8)
4. Раздел науки о языке, который изучает устойчивые сочетания слов. (Фразеология). (Слайд 9–10)
5. Как называется стиль языка, который используется в художественной литературе? (Художественный). (Слайд 11–12)
6. Один из главных членов предложения, который обозначает предмет. (Подлежащее). (Слайд 13–14)
7. Как называются слова близкие по значению, но разные по написанию? (Синонимы). (Слайд 15–16)
8. Раздел науки о языке, изучающий правильность написания слов при письме. (Орфография). (Слайд 17–18)
9. Раздел науки о языке, который изучает строение словосочетаний и предложений. (Синтаксис). (Слайд 19–20)
10. Что является предметом изучения лингвистики (языкознания)? (Язык). (Слайд 21–22)

 

Приложение 2

Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись, – решили слова. – Призовём-ка мы на помощь Морфологию!»

– Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.

– Мы обозначаем предмет, – ответили одни.

– А какие формы у вас есть?

– Род, число, падеж.

– А что вы умеете делать?

– Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

– Становитесь под знамя «Имя существительное», – приказала Морфология.

– А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! – отрапортовали другие слова.

– Становитесь под знамя «Глагол», – ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология – командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой – мудрая Грамматика. У королевы целая свита принцев и принцесс (синтаксис, лексика, фразеология, морфология, пунктуация, фонетика, орфография, словообразование). Среди них особо выделяется одна – строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

Физкультминутка

Поиграем с частями речи. Учитель называет слово, а учащиеся выполняют действия, которые будут закреплены за каждой частью речи. Например, Имя существительное – обозначает предмет. Когда учитель называет предмет, учащиеся машут руками. Глагол – обозначает действие. Когда учитель называет слово, обозначающее действие, учащиеся топают ногами. Имя прилагательное – обозначает признак. Педагог называет признак, а учащиеся хлопают в ладоши. Наречие – обозначает признак предмета по действию. Когда произносится наречие, дети хлопают глазами.

Доброта, отзывчивый, гордиться, защищать, любовь, задорно, забота, дружба, весело, счастливо, взаимопомощь, ответственный, ух!, ах!, ой!

 

Приложение 5

 

Приложение 6

Самостоятельные части речи  
Служебные части речи  
Имя существительное  
Имя прилагательное  
Имя числительное  
Глагол  
Наречие  
Местоимение  
Предлог  
Союз  
Частица  

Слова для справок: забота, свободный, жизнь, человек, весело, дружно, думать, и, любить, ты, товарищ, к, один, я, счастливый, защита, ни, оберегать, помогать, ой! ух!

 

Приложение 7

Тест «Части речи»

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет    
б) признак предмета    
в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет    
б) признак предмета    
в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет    
б) признак предмета    
в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый    
б) бегать, играть    
в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый    
б) бегать, играть    
в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый    
б) бегать, играть    
в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый    
б) бегать, но, из    
в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво    
б) и, не, да    
в) дверь, звезда, думать

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий