Анна ОРЛОВСКАЯ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 3 г. Островца»,
Гродненская область
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта
Один раз в году наступает волшебная ночь, полная чудес, в каждом доме царит атмосфера добра радости и ожидания чего-то таинственного загадочного, важного и великого. На сердце тепло, а в комнате всё готово к празднику, горят свечи и слышится хрустальный перезвон колокольчиков. В эту ночь наступает Рождество.
Рождество – праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его в ночь с 24 на 25 декабря. Праздник Рождество Христово – один из самых важных у христиан. Рождество называют днем примирения, доброты, миролюбия. Рождество – древний, яркий, веселый праздник. А называется так потому, что именно в это время родился младенец – сын Божий. Его мама Дева Мария дала ему имя Иисус, что означает Спаситель мира.
Традиции праздника
С тех пор 24 декабря, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.
В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол (потому, что на сено положили маленького Иисуса) и поставить в него горшок с кутьёй – самым важным блюдом. Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной. Пищу принимать не разрешалось до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта звезда появлялась на небе, все спешили за праздничный стол. Накануне Рождества и в день праздника одевались все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы.
Легенда о Рождественской елке
По традиции главным праздничным атрибутом является рождественская елка. Первыми игрушками были яблоки, орешки и различные сладости. Позже елку стали украшать блестящими игрушками, лампочками, свечами. На верхушке непременно должна расположиться Вифлеемская звезда, указавшая место рождения Иисуса Христа.
При этом есть сказка о елочке, смысл которой заключен в том, что, когда Иисус создал много деревьев, он начал их украшать. Яблоню он украсил наливными яблочками, сливу – синими сливками, рябину – красными ягодками. Деревья по очереди подходили к Христу, и он их украшал, только одно скромное деревце оставалось в сторонке и стеснялось подойти к Богу. Тогда Иисус, увидев это деревце, подошел сам к нему и сказал, что за его скромность один раз в год это деревце будет украшено самыми красивыми игрушками, блестящими шарами и сверкающими гирляндами. Именно поэтому раз в год, на Новый год и Рождество, елочка становится самым красивым деревом в мире.
В этот праздник все верят в чудеса. И в преддверие праздника царит волшебная атмосфера, когда все ждут чуда и чего-то необычного. Именно по этой причине мы разработали проект «Рождественская математика», который поможет ощутить дух Рождества. С помощью этого проекта можно привлечь детей к решению далеко не простых математических заданий, развить познавательную активность и желание овладевать новыми знаниями.
Участники проекта – учащиеся 5–6-х классов.
В школе на протяжении 30 дней до Рождества будут проходить математические конкурсы, проводится ярмарки, игры. В классах с детьми проходят беседы: что такое Рождество, как его празднуют, почему именно ель является символом Рождества, как наряжают ель и как наряжаются сами люди в этот праздник. Рассматривают тематические иллюстрации. У детей появляется желание побывать на празднике, поиграть, потанцевать, на других посмотреть и себя показать. Так же в процессе изучается история Рождества, значимость рождественских подарков.
Цели проекта:
– развитие интереса к предмету математика, приобщение детей к белорусским традициям, применение своих знаний в новой обстановке, приближенной к жизненной ситуации;
– использование современных форм и методов работы (проблемная ситуация, игровые моменты, групповая и парная работа);
– формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности;
– создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.
Задачи проекта:
– знакомить детей с историей Рождества, совершенствовать уровень накопленных знаний в области математики, литературы, музыки, физической культуры, обогащать словарный запас воспитанников (применением новых слов: ребусы, кроссворды, поговорки, скороговорки);
– побуждать детей к использованию полученных практических навыков в самостоятельной игровой деятельности;
– развивать эмоциональный отклик на любимые традиции и праздники;
– вовлекать учителей и учащихся в совместную творческую деятельность;
– развитие коммуникативных навыков;
– реализация творческого потенциала каждого участника проекта.
Итоги реализации проекта:
– пополнение знаний детей в математике и других школьных предметах;
– изготовление костюмов;
– увеличение словарного багажа учащихся;
– организация совместной деятельности педагогов и учащихся;
– итоговое мероприятие для детей «Рождественская ярмарка»; презентация.
Разработка проекта:
– подбор и изучение методической и художественной литературы по данной теме;
– подбор музыкального сопровождения для ярмарки;
– подбор материала и игрушек для сюжетно-ролевых игр, масок, приобретение товара для продажи;
– доведение до сведения педагогов, сотрудников школы и родителей значимости участия в проекте;
– обогащение предметно-развивающей среды в классах (просматривают кроссворды, ребусы, загадки, поговорки, решают задачи на определение стоимости товара и определение шифра).
Этапы проекта
Этапы и сроки проекта |
Деятельность педагога, организатора мероприятия |
Деятельность |
Деятельность педагогов, родителей |
I этап |
1. Формирование проблемы: «Рождественская традиция» |
1. Желание попасть на Рождественскую ярмарку и приобрести товар. |
1. Помощь детям и организатору мероприятия. |
II этап |
1. Подбор дидактического и методического материала. |
1. Участие в подготовке к празднику (разучивание стихов, песенок, сценок) |
1. Изготовление костюмов, приготовление реквизита для аттракционов, товара для ярмарки. |
III этап |
1. Мероприятие «Рождественская ярмарка». |
1. Активное участие детей в аттракционах «Рождественская ярмарка». |
1. Проведение аттракционов для детей и взрослых |
Тип проекта: социальный, личностный, практический.
Характер проекта: массовый (коллективный).
Блок заданий для получения основных баллов
№ |
Дата |
Задача |
Ответ |
1 |
10.11 (пт) |
Записаны подряд десять цифр: |
(98 – 7 + 6 – 5) ∙ (4 – 3 + 21 + 0) = 2024 |
2 |
13.11 (пн) |
Записаны цифры: |
1∙23∙4∙ (5∙6 – 7 + 8 – 9) = 2024 |
3 |
14.11 (вт) |
Сколько и какие даты наступающего года можно записать в формате ДДММГГГГ только с помощью цифр 0; 2 и 4? |
Всего 10: |
4 |
15.11 (ср) |
Какова будет последняя цифра суммы: |
0 |
5 |
16.11 (чт) |
Какова будет последняя цифра суммы: |
0 |
6 |
17.11 (пт) |
Из одних ЕДИНИЦ составьте число предстоящего года 2024. |
а) (1111 – 111 + 11 + 1)∙(1 + 1) – 12 цифр |
7 |
20.11 (пн) |
Из одних ДВОЕК составьте число предстоящего года 2024. |
22·2·(22·2 + 2) – 7 цифр |
8 |
21.11 (вт) |
Из одних ТРОЕК составьте число предстоящего года 2024. |
333·(3 + 3) + 3·3·3 – 3 : 3 – 10 цифр |
9 |
22.11 (ср) |
Из одних ЧЕТВЁРОК составьте число предстоящего года 2024. |
44·(44 + (4 + 4) : 4) – 7 цифр |
10 |
23.11 (чт) |
Из одних ПЯТЁРОК составьте число предстоящего года 2024. |
5·5·(55 + 5·5) + 5·5 – 5:5 – 10 цифр |
11 |
24.11 (пт) |
Из одних ШЕСТЁРОК составьте число предстоящего года 2024. |
(66 – 6 – (6 + 6 + 6 + 6) : 6)·6·6 + |
12 |
27.11 (пн) |
Из одних СЕМЕРОК составьте число предстоящего года 2024. |
(7·7·7 – 7)·(7 – 7 : 7) + 7 + 7 : 7 – 10 цифр |
13 |
28.11 (вт) |
Из одних ВОСЬМЕРОК составьте число предстоящего года 2024. |
88·(8 + 8 + 8) – 88 – 7 цифр |
14 |
29.11 (ср) |
Из одних ДЕВЯТОК составьте число предстоящего года 2024. |
(9 + 9) · (99 + 9) + 9 · 9 – 9 : 9 – 9 цифр |
15 |
30.11 (чт) |
Какое наибольшее число слонов можно расставить на шахматной доске 2024×2024 клеток так, чтобы они не били друг друга? |
4046 |
16 |
1.12 (пт) |
Какое наибольшее число королей можно расставить на шахматной доске 2024×2024 клеток так, чтобы они не били друг друга? |
1024144 (2024×2024/2) |
17 |
4.12 (пн) |
Замените некоторые минусы на плюсы, чтобы получилось верное равенство: |
2023 + 1 + 2 – 3 + 4 – 5 – 6 + 7 – 8 + 9 = = 2024 |
18 |
5.12 (вт) |
Замените некоторые минусы на плюсы, чтобы получилось верное равенство: |
2024 + 1 + 2 – 3 – 4 + 5 + 6 – 7 + 8 – 9 = = 2023 |
19 |
6.12 (ср) |
Найдите суммы чисел: |
(а + 2024)·(1012/а), где а – первое число |
20 |
7.12 (чт) |
Можно ли число 2024 представить в виде суммы последовательных натуральных чисел так, чтобы слагаемых было |
1) нет (сумма четного и нечетного чисел число нечетное) |
21 |
8.12 (пт) |
Можно ли число 2024 представить в виде суммы последовательных натуральных чисел так, чтобы слагаемых было |
1) нет (4 последовательных натуральных числа имеют разные остатки при делении на 4, а их сумма дает остаток 2) |
22 |
11.12 (пн) |
Найдите наименьшее натуральное число n, при котором число ( ) |
n = 10 |
23 |
12.12 (вт) |
Найдите наименьшее натуральное число n, при котором число ( ) |
n = 10 |
24 |
13.12 (ср) |
Найдите наименьшее натуральное число n, при котором число ( ) кратно 2024 |
n = 100 |
25 |
14.12 (чт) |
Найдите наименьшее натуральное число n, при котором число ( ) кратно 2024 |
n = 100 |
26 |
15.12 (пт) |
Найдите наименьшее натуральное число n, при котором число ( ) кратно 2024 |
n = 10 |
27 |
18.12 (пн) |
Можно ли в выражении |
Можно. Поскольку 2024 делится на 4, разобьём числа на группы по 4 числа и в каждой группе последовательно ставим минус, минус, плюс. Например, 1 – 2 – 3 + 4. В итоге в каждой группе получим 0, между группами ставим знак плюс. |
28 |
19.12 (вт) |
Можно ли число 2024 представить в виде суммы натуральных чисел (не обязательно различных), произведение которых также равно 2024? |
Можно. |
29 |
20.12 (ср) |
Можно ли число предстоящего года 2024 представить в виде суммы РАЗЛИЧНЫХ рациональных чисел, произведение которых также равно числу предстоящего года? |
Можно, например: 1/2, 2, – 1/2, – 2, 2024. |
30 |
21.12 (чт) |
Рассматривают все последовательные натуральные числа от 1 до 2024. Из них строится последовательность по следующему правилу. Сначала выписывают в порядке возрастания числа, сумма цифр которых равна 1. |
На последнем месте будет находиться число 1999 с максимальной суммой цифр 28. Число 2024 будет на 302-м месте |
|
22.12 (пт) |
Рождественская ярмарка и колядки. Подведение итогов. Награждение победителей |
На последнем занятии дети сами готовят задания по типу предыдущих. Оформляются эти задания на звездочке, которую можно продать любому участнику ярмарки. Рождественские колядки проходят в виде поиска дополнительных заданий или дополнительных баллов за специально подготовленные рождественские задания |
Заключение
Сегодня мы живём в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни. Нельзя недооценивать влияние положительных эмоций на жизнь человека.
Объединив усилия всех заинтересованных лиц, можно помочь школе воплотить в жизнь педагогику здоровья – реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. Это будет пропаганда здорового образа жизни не в привычном виде, а под девизом «Положительные эмоции – залог здоровья и счастья» и «Математика скучной не бывает».
Материалы проекта послужат хорошим положительным опытом для всех неравнодушных, кто стремится сделать нашу жизнь лучше.
Проект «Рождественская математика» по форме близок к коллективному творческому делу, в котором каждый участник находит себя именно в той области, которая ему интересна. Все готовятся к «Математической ярмарке «День перед Рождеством» заранее.
Кульминацией является сам день 24 декабря, в течение которого и произойдут все рождественские чудеса. Заключительный этап – само мероприятие и его презентация. В этом проекте нет простых зрителей – все являются участниками.