Педагогический проект внеклассных общешкольных мероприятий по математике «Рождественская математика»

- 11:04II И III СТУПЕНИ, МАТЕМАТИКА, Математика. Внеклассная работа, Математика. Проекты, Методичка

 

Анна ОРЛОВСКАЯ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 3 г. Островца»
,

Гродненская область

 

 

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Один раз в году наступает волшебная ночь, полная чудес, в каждом доме царит атмосфера добра радости и ожидания чего-то таинственного загадочного, важного и великого. На сердце тепло, а в комнате всё готово к празднику, горят свечи и слышится хрустальный перезвон колокольчиков. В эту ночь наступает Рождество.

Рождество – праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его в ночь с 24 на 25 декабря. Праздник Рождество Христово – один из самых важных у христиан. Рождество называют днем примирения, доброты, миролюбия. Рождество – древний, яркий, веселый праздник. А называется так потому, что именно в это время родился младенец – сын Божий. Его мама Дева Мария дала ему имя Иисус, что означает Спаситель мира.

Традиции праздника

С тех пор 24 декабря, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник. 

В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол (потому, что на сено положили маленького Иисуса) и поставить в него горшок с кутьёй – самым важным блюдом. Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной. Пищу принимать не разрешалось до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта звезда появлялась на небе, все спешили за праздничный стол. Накануне Рождества и в день праздника одевались все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы.

Легенда о Рождественской елке

По традиции главным праздничным атрибутом является рождественская елка. Первыми игрушками были яблоки, орешки и различные сладости. Позже елку стали украшать блестящими игрушками, лампочками, свечами. На верхушке непременно должна расположиться Вифлеемская звезда, указавшая место рождения Иисуса Христа.

При этом есть сказка о елочке, смысл которой заключен в том, что, когда Иисус создал много деревьев, он начал их украшать. Яблоню он украсил наливными яблочками, сливу – синими сливками, рябину – красными ягодками. Деревья по очереди подходили к Христу, и он их украшал, только одно скромное деревце оставалось в сторонке и стеснялось подойти к Богу. Тогда Иисус, увидев это деревце, подошел сам к нему и сказал, что за его скромность один раз в год это деревце будет украшено самыми красивыми игрушками, блестящими шарами и сверкающими гирляндами. Именно поэтому раз в год, на Новый год и Рождество, елочка становится самым красивым деревом в мире.

В этот праздник все верят в чудеса. И в преддверие праздника царит волшебная атмосфера, когда все ждут чуда и чего-то необычного. Именно по этой причине мы разработали проект «Рождественская математика», который поможет ощутить дух Рождества. С помощью этого проекта можно привлечь детей к решению далеко не простых математических заданий, развить познавательную активность и желание овладевать новыми знаниями.

 

Участники проекта – учащиеся 5–6-х классов.

 

В школе на протяжении 30 дней до Рождества будут проходить математические конкурсы, проводится ярмарки, игры. В классах с детьми проходят беседы: что такое Рождество, как его празднуют, почему именно ель является символом Рождества, как наряжают ель и как наряжаются сами люди в этот праздник. Рассматривают тематические иллюстрации. У детей появляется желание побывать на празднике, поиграть, потанцевать, на других посмотреть и себя показать. Так же в процессе изучается история Рождества, значимость рождественских подарков.

Цели проекта:

– развитие интереса к предмету математика, приобщение детей к белорусским традициям, применение своих знаний в новой обстановке, приближенной к жизненной ситуации;
– использование современных форм и методов работы (проблемная ситуация, игровые моменты, групповая и парная работа);
– формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности;
– создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.

Задачи проекта:

– знакомить детей с историей Рождества, совершенствовать уровень накопленных знаний в области математики, литературы, музыки, физической культуры, обогащать словарный запас воспитанников (применением новых слов: ребусы, кроссворды, поговорки, скороговорки);
– побуждать детей к использованию полученных практических навыков в самостоятельной игровой деятельности;
– развивать эмоциональный отклик на любимые традиции и праздники;
– вовлекать учителей и учащихся в совместную творческую деятельность;
– развитие коммуникативных навыков;
– реализация творческого потенциала каждого участника проекта.

Итоги реализации проекта:

– пополнение знаний детей в математике и других школьных предметах;
– изготовление костюмов;
– увеличение словарного багажа учащихся;
– организация совместной деятельности педагогов и учащихся;
– итоговое мероприятие для детей «Рождественская ярмарка»; презентация.

 

Разработка проекта:

– подбор и изучение методической и художественной литературы по данной теме;
– подбор музыкального сопровождения для ярмарки;
– подбор материала и игрушек для сюжетно-ролевых игр, масок, приобретение товара для продажи;
– доведение до сведения педагогов, сотрудников школы и родителей значимости участия в проекте;
– обогащение предметно-развивающей среды в классах (просматривают кроссворды, ребусы, загадки, поговорки, решают задачи на определение стоимости товара и определение шифра).

 

Орловская. ЗАДАНИЯ НА ПРОЕКТ

Этапы проекта

Этапы и сроки проекта

Деятельность педагога, организатора мероприятия

Деятельность
детей

Деятельность педагогов, родителей

I этап

1. Формирование проблемы: «Рождественская традиция»
2. Вводит в игровую ситуацию

1. Желание попасть на Рождественскую ярмарку и приобрести товар.
2. Принятие игровой ситуации

1. Помощь детям и организатору мероприятия.
2. Участие в игре

II этап

1. Подбор дидактического и методического материала.
2. Организует деятельность детей и педагогов.
3. Оформление зала для проведения Рождественской ярмарки

1. Участие в подготовке к празднику (разучивание стихов, песенок, сценок)
2. Объединение детей в рабочие подгруппы (отгадывание занимательных заданий)

1. Изготовление костюмов, приготовление реквизита для аттракционов, товара для ярмарки.
2. Оформление фотовыставки

III этап

1. Мероприятие «Рождественская ярмарка».
2. Презентация мероприятия «Рождественская ярмарка».
3. Награждение активных участников мероприятия

1. Активное участие детей в аттракционах «Рождественская ярмарка».
2. Приобретение товара.
3. Выступление в сценках, караоке, помощь в проведении аттракционов, торговля товарами в торговых рядах

1. Проведение аттракционов для детей и взрослых
2. Активное участие в аттракционах «Рождественская ярмарка» педагогов и сотрудников школы.
3. Видео и фотосъёмки праздника

 

Тип проекта: социальный, личностный, практический.
Характер проекта: массовый (коллективный).


Блок заданий для получения основных баллов

Дата

Задача

Ответ

1

10.11 (пт)

Записаны подряд десять цифр:
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0.
Поставьте между некоторыми знаки арифметических действий и скобки (больше никаких символов) так, чтобы в итоге получилось число предстоящего года 2024

(98 – 7 + 6 – 5) ∙ (4 – 3 + 21 + 0) = 2024
((9 – 8) ∙7 + 6 – 5) ∙ (43 + 210) = 2024
9 + (8 + 7 + 6∙5) ∙ (43 + 2) – 10 = 2024
9 + 8∙7 + (654∙3) – 2 – 1 – 0 = 2024
9∙8∙7∙6 – 5∙4∙(3 + 2) ∙10 = 2024
(9∙8∙7 + 6 – 5) ∙4 + 3 + 2 – 1 = 2024

2

13.11 (пн)

Записаны цифры:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 .
Можно ли поставить между ними (можно не между каждыми) знаки арифметических действий и скобки так, чтобы в итоге получилось число 2024?

1∙23∙4∙ (5∙6 – 7 + 8 – 9) = 2024
1234 – 5 + 6 + 789 = 2024

3

14.11 (вт)

Сколько и какие даты наступающего года можно записать в формате ДДММГГГГ только с помощью цифр 0; 2 и 4?

Всего 10:
02.02.2024          02.04.2024
04.02.2024          04.04.2024
20.02.2024          20.04.2024
22.02.2024          22.04.2024
24.02.2024          24.04.2024

4

15.11 (ср)

Какова будет последняя цифра суммы:
1 + 2 + 3 + … + 2024

0

5

16.11 (чт)

Какова будет последняя цифра суммы:
1² + 2² + 3² + … + 2024²

0

6

17.11 (пт)

Из одних ЕДИНИЦ составьте число предстоящего года 2024.
Использовать можно только знаки арифметических действий (+, –, ×, : ) и скобки, а также знак факториала, возведение в степень.
Чем меньше цифр, тем лучше!

а) (1111 – 111 + 11 + 1)∙(1 + 1) – 12 цифр
(11∙(1 + 1) + 1)∙11∙(11 – 1 – 1 – 1) – 12 цифр
б)

7

20.11 (пн)

Из одних ДВОЕК составьте число предстоящего года 2024.
Использовать можно только знаки арифметических действий (+, –, ×, : ) и скобки, а также знак факториала, возведение в степень.
Чем меньше цифр, тем лучше!

22·2·(22·2 + 2) – 7 цифр
222:2 – (2·2)! – 6 цифр

8

21.11 (вт)

Из одних ТРОЕК составьте число предстоящего года 2024.
Использовать можно только знаки арифметических действий (+, –, ×, : ) и скобки, а также знак факториала, возведение в степень.
Чем меньше цифр, тем лучше!

333·(3 + 3) + 3·3·3 – 3 : 3 – 10 цифр
333·3! + 33 – 3 : 3 – 8 цифр

9

22.11 (ср)

Из одних ЧЕТВЁРОК составьте число предстоящего года 2024.
Использовать можно только знаки арифметических действий (+, –, ×, : ) и скобки, а также знак факториала, возведение в степень.
Чем меньше цифр, тем лучше!

44·(44 + (4 + 4) : 4) – 7 цифр
44·4!! – 4! – 4 цифры

10

23.11 (чт)

Из одних ПЯТЁРОК составьте число предстоящего года 2024.
Использовать можно только знаки арифметических действий (+, –, ×, : ) и скобки, а также знак факториала, возведение в степень.
Чем меньше цифр, тем лучше!

5·5·(55 + 5·5) + 5·5 – 5:5 – 10 цифр

11

24.11 (пт)

Из одних ШЕСТЁРОК составьте число предстоящего года 2024.
Использовать можно только знаки арифметических действий (+, –, ×, : ) и скобки, а также знак факториала, возведение в степень.
Чем меньше цифр, тем лучше!

(66 – 6 – (6 + 6 + 6 + 6) : 6)·6·6  + 
 + (6 + 6) : 6 + 6

12

27.11 (пн)

Из одних СЕМЕРОК составьте число предстоящего года 2024.
Использовать можно только знаки арифметических действий (+, –, ×, : ) и скобки, а также знак факториала, возведение в степень.
Чем меньше цифр, тем лучше!

(7·7·7 – 7)·(7 – 7 : 7) + 7 + 7 : 7 – 10 цифр

13

28.11 (вт)

Из одних ВОСЬМЕРОК составьте число предстоящего года 2024.
Использовать можно только знаки арифметических действий (+, –, ×, : ) и скобки, а также знак факториала, возведение в степень.
Чем меньше цифр, тем лучше!

88·(8 + 8 + 8) – 88 – 7 цифр

14

29.11 (ср)

Из одних ДЕВЯТОК составьте число предстоящего года 2024.
Использовать можно только знаки арифметических действий (+, –, ×, : ) и скобки, а также знак факториала, возведение в степень.
Чем меньше цифр, тем лучше!

(9 + 9) · (99 + 9) + 9 · 9 – 9 : 9 – 9 цифр

15

30.11 (чт)

Какое наибольшее число слонов можно расставить на шахматной доске 2024×2024 клеток так, чтобы они не били друг друга?

4046

16

1.12 (пт)

Какое наибольшее число королей можно расставить на шахматной доске 2024×2024 клеток так, чтобы они не били друг друга?

1024144 (2024×2024/2)
Разобьем доску на квадраты 2×2. В каждом таком квадрате может стоять не более одного короля (поскольку он будет атаковать весь квадрат).

17

4.12 (пн)

Замените некоторые минусы на плюсы, чтобы получилось верное равенство:
2023 – 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 =
= 2024

2023 + 1 + 2 – 3 + 4 – 5 – 6 + 7 – 8 + 9 = =  2024

18

5.12 (вт)

Замените некоторые минусы на плюсы, чтобы получилось верное равенство:
2024 – 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 =
= 2023

2024 + 1 + 2 – 3 – 4 + 5 + 6 – 7 + 8 – 9 = = 2023

19

6.12 (ср)

Найдите суммы чисел:
1) 1 + 2 + 3 + 4 + … + 2023 + 2024;
2) 2 + 4 + 6 + 8 + … + 2022 + 2024;
3) 4 + 8 + 12 + … + 2020 + 2024;
4) 8 + 16 + 24 + … + 2016 + 2024.

(а + 2024)·(1012/а), где а – первое число
1) (1 + 2024)·(1012/1) = 2049300
2) (2 + 2024)·(1012/2) = 1025156
3) (4 + 2024)·(1012/4) = 513084
4) (8 + 2024)·(1012/8) = 257048

20

7.12 (чт)

Можно ли число 2024 представить в виде суммы последовательных натуральных чисел так, чтобы слагаемых было
1) два;       2) три?

1) нет (сумма четного и нечетного чисел число нечетное)
2) нет (если а – среднее из чисел, то а – 1 + а + а + 1 = 2024, 3а = 2024, а  число 2024 не делится на три без остатка)

21

8.12 (пт)

Можно ли число 2024 представить в виде суммы последовательных натуральных чисел так, чтобы слагаемых было
1) четыре;   2) пять?

1) нет (4 последовательных натуральных числа имеют разные остатки при делении на 4, а их сумма дает остаток 2)
2) нет (если а – среднее из чисел, то а – 2 + а – 1 + а + а + 1 + а + 2 = 5а = 2024, а число 2024 не делится на 5 без остатка)

22

11.12 (пн)

Найдите наименьшее натуральное число n, при котором число ( )
кратно 2024

n = 10

23

12.12 (вт)

Найдите наименьшее натуральное число n, при котором число ( )
кратно 2024

n = 10

24

13.12 (ср)

Найдите наименьшее натуральное число n, при котором число ( ) кратно 2024

n = 100

25

14.12 (чт)

Найдите наименьшее натуральное число n, при котором число ( ) кратно 2024

n = 100

26

15.12 (пт)

Найдите наименьшее натуральное число n, при котором число ( ) кратно 2024

n = 10

27

18.12 (пн)

Можно ли в выражении
1 ~ 2 ~ 3 ~ 4 ~ … ~ 2023 ~ 2024
вместо знаков «~» поставить плюс или минус так, чтобы в результате получился 0?

Можно. Поскольку 2024 делится на 4, разобьём числа на группы по 4 числа и в каждой группе последовательно ставим минус, минус, плюс. Например, 1 – 2 – 3 + 4. В итоге в каждой группе получим 0, между группами ставим знак плюс.

28

19.12 (вт)

Можно ли число 2024 представить в виде суммы натуральных чисел (не обязательно различных), произведение которых также равно 2024?
Если можно, то какое минимальное (максимальное) количество таких чисел можно найти?

Можно.
2,2,2,11,23 и 1984 единицы  –  всего 1989 слагаемых  –  максимум.
1012, 2 и 1010 единиц  –  всего 1012 слагаемых  –  минимум.
Естественно, вырожденный случай 2023 = 2023 не рассматриваем

29

20.12 (ср)

Можно ли число предстоящего года 2024 представить в виде суммы РАЗЛИЧНЫХ рациональных чисел, произведение которых также равно числу предстоящего года?

Можно, например: 1/2, 2,  – 1/2,  – 2, 2024.
Можно взять любое количество четвёрок вида a, 1/a,  – a,  – 1/a с различными значениями a, среди которых нет нулей, противоположных и взаимно обратных чисел, а также чисел 2024, 1/2024;  – 1/2024,  – 2024, и само число 2024. Решений бесконечно много. Очевидно, можно получить бесконечно много решений и для любого другого натурального числа

30

21.12 (чт)

Рассматривают все последовательные натуральные числа от 1 до 2024. Из них строится последовательность по следующему правилу. Сначала выписывают в порядке возрастания числа, сумма цифр которых равна 1.
Затем также делают с числами, сумма цифр которых равна 2. И так дальше.
Какое число будет стоять на 2024-м месте? И определите, на каком месте будет стоять число 2024?

На последнем месте будет находиться число 1999 с максимальной суммой цифр 28. Число 2024 будет на 302-м месте

 

22.12 (пт)

Рождественская ярмарка и колядки. Подведение итогов. Награждение победителей

На последнем занятии дети сами готовят задания по типу предыдущих. Оформляются эти задания на звездочке, которую можно продать любому участнику ярмарки. Рождественские колядки проходят в виде поиска дополнительных заданий или дополнительных баллов за специально подготовленные рождественские задания

 

Заключение

Сегодня мы живём в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни. Нельзя недооценивать влияние положительных эмоций на жизнь человека.

Объединив усилия всех заинтересованных лиц, можно помочь школе воплотить в жизнь педагогику здоровья – реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. Это будет пропаганда здорового образа жизни не в привычном виде, а под девизом «Положительные эмоции – залог здоровья и счастья» и «Математика скучной не бывает». 

Материалы проекта послужат хорошим положительным опытом для всех неравнодушных, кто стремится сделать нашу жизнь лучше.

Проект «Рождественская математика» по форме близок к коллективному творческому делу, в котором каждый участник находит себя именно в той области, которая ему интересна. Все готовятся к «Математической ярмарке «День перед Рождеством» заранее.

Кульминацией является сам день 24 декабря, в течение которого и произойдут все рождественские чудеса. Заключительный этап – само мероприятие и его презентация. В этом проекте нет простых зрителей – все являются участниками.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий