Важное образовательное событие 2023/2024 учебного года — проведение национального исследования качества образования (НИКО). Это новое для страны исследование. Наша разработка не только рассматривает понятие «функциональная грамотность», но и дает возможность определить направления совершенствования профессиональных навыков педагогов по формированию функциональной грамотности учащихся.
Татьяна БОРИСЕВИЧ,
заместитель директора по учебно-методической работе
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» г. Мозыря»,
Гомельская область
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по формированию функциональной грамотности учащихся посредством использования метапредметного подхода в условиях информатизации образования.
Задачи:
– раскрыть сущность понятия «функциональная грамотность учащихся»;
– познакомить педагогов с оценочным исследованием функциональной грамотности учащихся — национальным исследованием качества образования (НИКО), направлениями изучения качества образования в 2023/2024 учебном году;
– представить опыт учителей по использованию метапредметного подхода для формирования функциональной грамотности гимназистов в условиях информатизации образования;
– определить направления совершенствования профессиональных навыков педагогов по формированию функциональной грамотности учащихся.
Оборудование: мультиборд, мобильные телефоны, раздаточный материал https://drive.google.com/file/d/1JQcL4yP3u_X4M3oTQf1DUM5MxMgDkzXA/view?usp=sharing, презентация https://docs.google.com/presentation/d/1-WXyc00vt7Yba3hL5nbEMJdA2ZgcV5-C/edit?usp=sharing&ouid=116339991519372376566&rtpof=true&sd=true.
Ход педсовета
1 Определение темы педагогического совета. Целеполагание
В этом учебном году педагогический коллектив гимназии завершает работу над реализацией инновационного проекта «Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации образования» (2021–2024 гг.). И проводимые педагогические советы связаны с инновационным проектом.
В 2021/2022 учебном году мы проводили педагогический совет «Роль педагога в создании условий для формирования метапредметных компетенций учащихся в условиях цифровизации образования». В 2022/2023 учебном году — педагогический совет «Использование возможностей цифровой образовательной среды гимназии для формирования личностных, метапредметных, предметных компетенций учащихся».
И этот год не исключение. С помощью облака слов определите тему педсовета.
Онлайн-сервис для создания облака слов https://wordscloud.pythonanywhere.com
Педагогический совет по теме «Использование метапредметного подхода при формировании функциональной грамотности гимназистов в условиях информатизации образования»
2 Актуальность темы
Глобальные изменения, которые происходят во всех сферах нашей жизни, проявляются и в сфере образования. В настоящее время перед нашим обществом и образованием стоит цель – воспитание новой личности, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.
Как подсчитал французский экономист Жорж Андриа, за 1500 лет от Иисуса до Леонарда Да Винчи объём информации удвоился, затем он удвоился за 250 лет от Леонарда до смерти Баха, к началу XX столетия он удвоился опять…. И в очередной раз удвоился всего за 7 лет (1967 – 1973). По современным данным 50 % информации устаревает за 5–10 лет. Ученик за 11 лет обучения посещает почти 10 000 уроков, но не может припомнить и половины информации, многие сведения считает ненужными и неприменимыми в жизни. Необходимо отметить, что вследствие расширения хронологических границ (этапов развития) приобретения человеком компонентов функциональной грамотности, порог функциональной грамотности имеет тенденцию к постоянному увеличению.
3 Введение в тему педсовета
Обратимся к отрывку из басни И.Крылова «Мартышка и очки».
Задание: послушайте, пожалуйста, отрывок и ответьте на вопрос: «Почему Мартышка не может надеть очки?» https://youtu.be/Wfrb8macq2E?si=8D-DNgYuOlLuiCEn (Идет обсуждение).
Вывод по результатам обсуждения: Мартышка видит предмет, берет его, вертит и рассматривает, но не понимает, какие функции эти очки должны выполнять. Ей не хватает грамотности в этом вопросе, она не знает, как на практике использовать найденные ею очки.
Мы знаем все буквы алфавита, умеем складывать слова и читать предложения. Но когда мы видим смешанный мультизнаковый текст или инструкцию, когда работаем с множественным текстом, теряемся, не справляемся с приёмами шрифтового варьирования, не можем совместить то, что выражено графически и словесно, сопоставить факты; чрезмерно доверяем печатному слову. Сознанием человека, который не привык воспринимать текст целостно, комплексно и критически, легко манипулировать (чем охотно пользуются, например, мошенники, «грамотно» составляющие юридические документы).
Мы имеем представление о геометрическом пространстве, но не знаем, как правильно разместить мебель в доме, какие варианты плиточной облицовки мы можем выбрать, исходя из имеющихся материалов. Мы любим мёд, но не знаем, верна ли информация о том, где он произведён (произрастают ли растения, указанные на этикетке, в данном регионе, да и вообще являются ли указанные растения медоносами). Мы знакомы с алгебраической и геометрической прогрессиями, изучаем основы экономики, но при этом нам сложно грамотно распорядиться своими ресурсами – так, чтобы они с минимальными рисками приносили прибыль. Подобных ситуаций в нашей жизни можно привести достаточно много.
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. А многие учащиеся, получая знания, не понимают и не знают, как эти знания использовать, где они могут их применить в дальнейшей жизни. Получается, что, выходя из стен школы и имея на руках аттестат, учащиеся, как Мартышка из басни, некомпетентны во многих вопросах, неграмотны, не могут применить полученные знания на практике. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих на современном этапе перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей.
И как обозначил Министр образования Республики Беларусь Андрей Иванович Иванец в интервью для газеты «Беларусь сегодня»: «С этого года начнем проведение национального исследования по функциональной грамотности обучающихся. Это будет комплексная работа, включающая задания по читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности. В исследовании примут участие около 20 тысяч школьников 10-х классов из всех регионов. Результат продемонстрирует, насколько успешно учащиеся могут применять усвоенные знания на практике».
4 Теоретический аспект
В ходе подготовки к педсовету был проведен семинар-практикум «Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся как важнейшее условие повышения качества образования. Подготовка к национальному исследованию качества образования», на котором педагоги познакомились с понятием «функциональная грамотность» и диагностическими заданиями национального исследования качества образования (НИКО) по формированию функциональной грамотности учащихся.
Согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» сущность функциональной грамотности состоит в способности учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность – это совокупность различных умений. Поэтому выделяют несколько видов функциональной грамотности.
КРОССВОРД «Функциональная грамотность»
По горизонтали:
1. Способность владения культурными нормами общения, четко и структурировано формулировать свои мысли, учитывать особенности собеседников (Коммуникативная)
4. Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни. (Читательская)
5. Сочетание знаний, навыков и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия. (Финансовая)
6. Навык использования компьютера и его программ для повседневной работы и решения задач. (Компьютерная)
7. Умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. (Креативная)
8. Знание правовых основ государства, видов прав и норм, регулирующих отношения людей на основе закона. (Правовая)
По вертикали:
2. Способность человека рассуждать математически и формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в различных контекстах реального мира. (Математическая)
3. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. (Естественнонаучная)
Онлайн-сервис для создания кроссвордов https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
Видов гораздо больше, чем мы разгадали в кроссворде. Функциональная грамотность представляет собой интегральное качество личности, которое включает в себя математическую, читательскую, естественно-научную, финансовую грамотность, а также глобальные компетенции, креативные качества личности.
5 Методический аспект
Обратимся к ИМП, выдержка из ИМП: «Формированию функциональной грамотности способствует самостоятельная подготовка учащихся к учебным занятиям, выполнение заданий, данных учителем в рамках учебной программы для выполнения во внеучебное время (далее – домашнее задание), осуществляется учащимися в домашних и иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, и предусматривает выполнение заданий в устной, письменной, практической формах или их сочетании в целях совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе учебного занятия предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их использования для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся, определенными в учебной программе».
Смысл функциональной грамотности – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – в синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
В ходе подготовки к педсовету прошли недели педагогического мастерства: «Использование метапредметного подхода при формировании функциональной грамотности учащихся в условиях информатизации образования»; Неделя финансовой грамотности учащихся.
Учебные занятия, мероприятия отличались продуманностью всех этапов, выбором содержания материала, использованием форм, методов, приемов, технологий. Занятия способствовали формированию функциональной грамотности учащихся. Использовались практико-ориентированные задания, межпредметные задания, жизненные ситуации. Учителя выступали больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. При формировании функциональной грамотности реализовывались метапредметные образовательные результаты, это значит, развиваются умения логически мыслить, совершать различные познавательные универсальные действия, совершать коммуникативные универсальные действия и рефлексировать свой успех/неуспех, обращаться за помощью к партнеру по коммуникации.
Вернемся, к национальному исследованию качества образования НИКО, которое направлено на проверку функциональной грамотности учащихся. Исследование включает выполнение диагностической работы (в течение 90 минут), анкетирование учащихся и педагогических работников. Каждый учащийся получит вариант диагностической работы, содержащий задания по двум областям функциональной грамотности: читательской и математической либо естественно-научной и финансовой.
Диагностическая работа будет направлена на проверку способностей учащихся использовать полученный на учебных занятиях опыт (освоенные знания, умения, способы деятельности) для решения жизненных проблем, смоделированных в заданиях.
На сайте национального образовательного портала https://adu.by для подготовки к НИКО размещены следующие материалы:
В разделах ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ЕСТЕСТВЕНН-ОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ находятся вкладки:
PISA-2018 в Республике Беларусь.
Перечень научно-методических публикаций по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся
Тренировочные задания представлены в вордовских документах.
А в разделе ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ НА ПЛАТФОРМЕ НИКО эти же задания представлены в электроном виде, вход с помощью логина и пароля.
Полезен для всех педагогов раздел ПУБЛИКАЦИИ, так как содержит активные ссылки на материалы публикаций.
Чем отличаются традиционные задания от заданий для оценки функциональной грамотности?
Безусловно, задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, учащимся предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. Для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило, вызывающая реакцию, собственный отклик. Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).
В помощь педагогам для формирования функциональной грамотности
– Учебное электронное издание «Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов» https://drive.google.com/file/d/1bczPa1XLqIJJGCFdLySLMXaStADt4GLk/view?usp=sharing
– Чтобы больше узнать о типах заданиях НИКО, используемых в исследовании, можно воспользоваться банком заданий, представленным в открытом доступе на сайте Института стратегии развития образования Российской Федерации.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
– Онлайн-сервис «Функциональная грамотность. Цифровой банк заданий» (сервис платный российский, пробный доступ бесплатно 14 дней) https://media.prosv.ru
– Не забываем об использовании в образовательном процессе серии пособий «Компетентностный подход». Серия издана для 1–11-х классов по всем учебным предметам и направлена на формирование метапредметных умений и навыков, реализации межпредметных связей, воспитательного потенциала содержания учебных занятий.
– Видеосеминары:
«Формирование психологической готовности обучающихся к проведению НИКО» |
|
«Особенности формирования читательской и математической грамотности обучающихся на учебных и факультативных занятиях» для методистов ИРО, Р(Г)УМК, учителей-предметников учреждений образования |
|
«Особенности формирования естественно-научной и финансовой грамотности обучающихся на учебных и факультативных занятиях» |
Проблемы и сложности в овладении метапредметными умениями при формировании функциональной грамотности у учащихся
– работать с нетрадиционным заданием;
– работать с информацией, представленной в различных формах (текст, таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, чертежи);
– отбирать информацию, если задача содержит избыточную информацию; привлекать информацию, использовать личный опыт;
– задавать самостоятельно точность данных с учетом условий задачи;
– моделировать ситуацию;
– представлять в словесной форме обоснование решения.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления учреждением образования;
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
6 Практический аспект (из опыта работы педагогов)
Читательская грамотность формируется на всех предметах, где дети читают текст. Читательская грамотность – это способность понимать, анализировать и использовать прочитанное.
1) Выступление учителя начальных классов «Формирование читательской грамотности учащихся на учебных и факультативных занятиях»
Традиционно ежегодно в Республики Беларусь проводится изучения качества образования. В 2021/2022 учебном году проведено изучение чтения и понимания текста (читательская грамотность) учащимися 4-х классов, в 2022/2023 учебном году изучение чтения и понимания текста на белорусском языке учащимися 4-х классов. По итогам изучения Министерство образования даёт рекомендации.
2) Выступление учителя начальных классов «О выполнении рекомендаций по результатам изучения читательской грамотности учащихся 4-х классов».
В математической грамотности важно умение вычленить проблему, формулировать, применять имеющиеся математические знания, оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы.
Одним из эффективных методов развития функциональной грамотности является использование на уроках комплексных заданий межпредметного характера. Подобные задания подчас ставят учащихся, привыкших к классическим задачам, в тупик, но, с другой стороны, такие задания позволяют учащимся применить свои знания на практике, что делает эти знания более прочными и глубокими и развивает функциональную грамотность.
3) Выступление учителя математики «Формирование математической и финансовой грамотности учащихся посредством практико-ориентированных задач. Подготовка учащихся к национальному исследованию качества образования».
В формировании естественно-научной грамотности учащимся помогает изучение школьных предметов: сначала это «Человек и мир», затем изучение биологии, географии, физики, химии.
В естественно-научной грамотности – необходимо давать научное объяснение, применять методы естественно-научного исследования, интерпретировать данные и делать выводы.
4) Выступление учителя физики «Формирование естественно-научной грамотности учащихся посредством использования метапредметного подхода в условиях информатизации образования».
5) Выступление учителя биологии «Формирование естественно-научной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Биология». Подготовка учащихся к национальному исследованию качества образования по естественно-научной грамотности».
В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 06.10.2023 № 456 «Об изучении качества дошкольного, общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь будет проводить исследования по следующим направлениям:
6) Выступление учителя истории и обществоведения, «Формирование функциональной грамотности (4К-компетенций) учащихся средствами учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси». Подготовка учащихся к республиканской контрольной работе по учебному предмету «История Беларуси»».
7 Подведение итогов. Рекомендации
Возвращение к обсуждению отрывка из басни И.Крылова «Мартышка и очки».
Специфика и, может быть, особая миссия функциональной грамотности, какой бы области это ни касалось (читательской, математической, естественно-научной, финансовой), заключается в том, что функциональная грамотность приближает знание к жизненному контексту.
Функционально грамотный человек сможет противостоять повседневным вызовам современного мира.
– это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, личностных, метапредметных; предметных;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.
Какие советы и рекомендации вы бы могли дать педагогам, учащимся, родителям по формированию функциональной грамотности учащихся?
https://padlet.com/tborisevic1979_/padlet-kxq0j05xcvc0ggv8
Рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности учащихся
1 Учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.
2 Обучение должно носить деятельностный характер.
3 Учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
4 Использовать продуктивные формы групповой работы; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения, разноуровневого обучения, критического мышления, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся).
5 Учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.
6 Обучение должно строиться на метапредметной основе и должно быть направлено на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.
7 Организация деятельности – целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество.
8 Учитель должен организовать эффективную работу с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение подпонятие.
9 Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
10 Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.
8 Рефлексия
Голосование в Вайбере. Был ли Вам полезен педагогический совет? (Да/Нет).
Функциональная грамотность учит не зубрить, а понимать и аргументировать.
В зависимости от того, какой приоритет педагог выбирает для себя, по какой дороге образования ведет своих детей, свой класс, как организует способы познавательной деятельности, создается образовательный результат. Большинство педагогов понимают, что способность учащегося действовать в реальной жизненной ситуации с применением академических знаний, полученных в школе, можно и нужно формировать у сегодняшнего ученика. Просто академических знаний, умений решать типовые учебные задачи недостаточно, важно применять эти знания на практике. Работа над этой проблемой ведется на всех уровнях образования, в первую очередь, в общеобразовательных организациях, объединяющих усилия различных учителей-предметников, специалистов, методистов, работающих над межпредметной и метапредметной задачей формирования функциональной грамотности.
Желаю, чтобы вашими спутниками по жизни были:
здоровье
мир
созидание
успех
Обращение к цели и задачам педсовета.
Проект решение педсовета
1 Учителям-предметникам, воспитателям ГПД ознакомиться с публикациями на Национальном образовательном портале с материалами по вопросу формирования у учащихся функциональной грамотности.
Срок исполнения – до 25.12.2023.
2 Учителям-предметникам выполнять рекомендации по итогам изучения качества образования, по итогам республиканских контрольных работ.
Срок исполнения – постоянно.
3 Учителям-предметникам, работающим в 10-х классах, ответственно отнестись к подготовке учащихся к национальному изучению качества образования, проработать с учащимися демонстрационные, тренировочные версии НИКО.
Срок исполнения – 30.11.2023.
4 Учителям-предметникам использовать на учебных занятиях практико-ориентированные задания, задания с сайта Института стратегии развития образования Российской Федерации (согласно рекомендациям по подготовке к НИКО Министерства образования Республики Беларусь).
Срок исполнения – 2023/2024 учебный год.
5 Учителям истории и обществоведения обеспечить качественную подготовку учащихся 11-х классов к республиканской контрольной работе по учебному предмету «История Беларуси».
Срок исполнения – 15.04.2024.
6 Учителям-предметникам в рамках предметных недель проводить мероприятия, демонстрирующие разнообразные формы, методы, приемы, формирующие функциональную грамотность у учащихся.
Срок исполнения – 2023/2024 учебный год.
7 Председателям УМО пройти повышение квалификации по формированию функциональной грамотности учащихся.
Срок исполнения – 2023/2024 учебный год.
8 Учителю английского языка, учителю биологии провести мастер-класс по вопросу формирования функциональной грамотности у учащихся с применением таксономии Блума.
Срок исполнения – 25.12.2023.
9 Учителям начальных классов подготовить брошюру по формированию читательской грамотности у учащихся.
Срок исполнения – 25.12.2023.