В предложенном уроке используются элементы проблемного обучения, межпредметные связи. Урок насыщен разнообразными видами деятельности.
Алла МАКСИМЧИК,
учитель трудового обучения
ГУО «Средняя школа аг. Пограничный»
Берестовицкого района,
Гродненская область
Класс: 5-й.
Тема урока: Влажно-тепловые работы.
Цели урока:
– познакомить учащихся с видами и терминологией тепловой обработки, оснащением, которое применяют для утюжильных работ, содействовать овладению учащимися умениями и навыками выполнения влажно-тепловой обработки ткани;
– развивать умение сравнивать и анализировать, работать в парах и группах, навыки само- и взаимооценки;
– воспитывать аккуратность и опрятность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ноутбук, экран, колонки, старинный утюг, качалка и валок, раздаточный материал для выполнения практической работы, презентация (https://docs.google.com/presentation/d/1qZx-qaOarORR09UnFHardAl2cViaZalK/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true).
Ход урока
1 Организационный этап
Создание положительного настроя.
– Ребята, я надеюсь на вашу активную работу на уроке, чтобы к концу занятия мы смогли достичь целей, которые перед собой поставим. В течение урока все наши достижения мы будем вносить в оценочный лист (Приложение 1). Итак, приступим.
2 Актуализация знаний учащихся
– На предыдущих уроках вы изучили стороны ткани и учились снимать мерки для построения фартука. Давайте немного вспомним.
– Для начала предлагаю вам выполнить задания на карточках (Приложение 2). Времени на выполнение вам – 2 минуты. (Учащиеся выполняют тест).
– Ваше время вышло, прошу обменяться своими листочками. Выполним взаимопроверку. За каждое правильно выполненное задание можете получить один балл. (Осуществляется взаимопроверка).
– Итоговое количество баллов запишите в свои оценочные листы.
3 Введение в тему. Создание проблемной ситуации
Учитель держит в руках образцы: ткань из синтетики с прожжённой дырой, мятую хлопчатобумажную ткань.
– Как вы думаете, чем вызваны такие повреждения? (Слишком высокая температура во время глажки, отсутствием утюга.)
– Давайте посмотрим фрагмент мультфильма. После просмотра я попрошу ответить вас на вопрос: какую проблему поднял автор мультфильма?
Просмотр фрагмента мультфильма «Ситцевая улица».
– Итак, скажите, пожалуйста, какую проблему поднял автор мультфильма? (Ответы детей).
– Во фрагменте встречалось слово «неряха». Какое значение имеет это слово? (Ответы детей).
– Действительно, это неаккуратный человек, неаккуратно одетый. В старину у этого слова был антоним – слово противоположное по значению, которое теперь употребляется крайне редко. Как думаете, какое это слово? (Ответы детей).
– Это слово «ряха». Оно образовано от глагола «рядиться» с помощью суффикса, его первоначальный смысл – «опрятно одетый».
4 Объявление темы урока. Постановка учебной задачи
– Обязательно ли стирать и гладить бельё, вещи? Если вы на сегодняшнем уроке будете внимательны, сможете все усвоить, это поможет избежать вам таких неприятных ситуаций в будущем, потому что тема нашего урока – «Влажно-тепловые работы».
Давайте предположим, чем мы будем заниматься на уроке, какие цели перед собой поставим. (Дети говорят, а затем учитель обобщает и цель вывешивает доске).
– Итак, сегодня мы узнаем:
– что такое влажно-тепловые работы;
– какие инструменты, приборы и приспособления используются для влажно-тепловых работ;
– как проблему глажки решали наши предки;
– познакомимся с правилами выполнения влажно-тепловых работ;
– выполним основные операции влажно-тепловой обработки.
5 Изучение нового материала
– Каждый взрослый человек практически ежедневно использует утюг. Но процесс глажки требует еще нескольких приспособлений. Каких? (Ответы детей).
– Для утюжильных работ используют утюжильную доску и другие приспособления. Утюжильная доска – учебное место для выполнения утюжильных работ. Проутюжильник представляет собой небольшой отрез ткани (хлопчатобумажной или льняной), который используют для предохранения поверхности обрабатываемой детали от дефектов влажно-тепловой обработки. Резиновый коврик под ноги необходим для предотвращения повреждения работающего током.
Время идет вперед, вся техника совершенствуется, в современных утюгах имеется много разных функций. Появляются новые приборы, паровые станции, отпариватель. А в древние времена для утюжки изделий в Беларуси применяли качалку и валок. (Учитель показывает, как происходил процесс утюжки).
Первый утюг стали использовать в ХVI веке. Вначале это был просто гладкий кусок железа, который грели на огне. Поднять и удержать его могли только мужчины. Ранее утюг был скорее роскошью, чем обычным бытовым предметом. Когда девушка выходила замуж, ей советовали идти в тот дом, в котором был утюг. Со временем у утюга появилась удобная ручка – узкая спереди, широкая сзади. Потом утюг стал изнутри полым. В него засыпали тлеющие угли, и необходимость постоянно подогревать его на огне отпала.
Конечно, современный утюг выглядит иначе, давайте изучим его устройство. (Учитель рассказывает о частях, элементах утюга).
– Ну что, проверим, как вы запомнили? Работая в парах, подпишите элементы утюга (Приложение 3).
Учащиеся в течение минуты выполняют задание, а затем осуществляют самопроверку по слайду, вносят результаты в оценочный лист.
– Прежде чем приступить к выполнению влажно-тепловых работ, необходимо организовать рабочее место.
Учитель берет утюг и демонстрирует правила безопасного поведения при выполнении утюжильных работ.
1 Установить терморегулятор утюга в соответствии с обрабатываемой тканью.
2 Наливать воду в резервуар при отключённом утюге специальным стаканчиком.
3 Включать и выключать утюг только сухими руками, держась за корпус вилки.
4 Выполнять утюжильные работы, стоя на резиновом коврике.
5 Ставить утюг на специальную подставку.
6 Следить за тем, чтобы шнур не перекручивался и не касался подошвы утюга.
7 Не оставлять включённый утюг без присмотра.
8 Выключить утюг после работы и поставить его на специальную подставку.
– А теперь я предлагаю вам открыть учебник на странице 103 и самостоятельно изучить требования к выполнению утюжильных работ.
1 Соблюдать тепловой режим нагрева утюга (согласно инструкции по эксплуатации).
2 Проверять нагрев утюга на лоскуте той же ткани, из которой изготовлена деталь или изделие.
3 Использовать для проутюжильника отбелённую льняную или хлопчатобумажную ткань.
4 Удалять с изделия или детали следы портновского мела и все портновские булавки.
5 Располагать обрабатываемый участок детали или изделия ближе к работающему.
6 Выполнять влажно-тепловую обработку с изнаночной стороны без проутюжильника, с лицевой – через проутюжильник.
7 Утюжить деталь или изделие справа налево по направлению долевой нити.
8 Оставлять для охлаждения и полного высыхания деталь или изделие, прошедшее влажно-тепловую обработку.
Фронтальный опрос.
6 Физминутка
– Вернемся к целям нашего урока. Проверим, что мы уже выполнили. (Учитель обращает внимание на цели урока, вывешенные на доске, стикером отмечает выполненные).
7 Практическая работа
– Приступаем к практической части. У каждого из вас на столах есть раздаточный материал «Терминология влажно-тепловых работ». Сейчас мы будем выполнять влажно-тепловые работы.
Под руководством учителя учащиеся выполняют операции и вклеивают заготовки на лист. После выполнения всех работ учитель предлагает выполнить самооценку и внести результаты в оценочный лист. Учитель на доске отмечает выполнение последней цели.
8 Закрепление знаний и способов действий
– Для того чтобы проверить, как вы усвоили материал на уроке, я предлагаю вам разделиться по группам и разгадать небольшой кроссворд (Приложение 4).
Проверка по слайду, учащиеся оценивают, вносят отметку с оценочный лист.
9 Подведение итогов урока. Выставление отметок
– Для чего нужны влажно-тепловые работы?
– Какие приспособления используются для влажно-тепловых работ?
– Какие основные операции влажно-тепловых работ вы знаете?
– Посчитайте количество набранных баллов в оценочном листе. У кого получилось 9 баллов? (8 баллов и т.д.). Это и есть ваши отметки за урок. (Учитель может добавить один балл самым активным).
10 Рефлексия
Учитель организует рефлексию эмоционального состояния и настроения.
Приложение 1
Оценочный лист
Фамилия, имя ________________
|
Задание |
Максимальное |
Мой балл |
1 |
Тест |
2 |
|
2 |
Устройство утюга |
2 |
|
3 |
Практическая работа |
3 |
|
4 |
Кроссворд |
2 |
|
|
ИТОГО |
9 |
|
Приложение 2
Проверка знаний
1 По каким признакам можно распознать лицевую и изнаночную стороны? В окошко впишите номера соответствующих признаков.
Лицевая сторона |
Изнаночная сторона |
1, 6, 7, 8, 10 |
2, 3, 4, 5, 9 |
1) чёткий и яркий рисунок;
2) нечёткий и бледный рисунок;
3) матовая поверхность;
4) поверхность гладкая или с коротким ворсом;
5) шероховатая поверхность кромки;
6) поверхность с блеском;
7) поверхность с длинным ворсом;
8) гладкая поверхность кромки;
9) поверхность с узелками и ворсинками;
10) гладкая поверхность.
2 Подпишите основные мерки для построения чертежа фартука.
Приложение 3
Приложение 4
Кроссворд по теме «Влажно-тепловые работы»
По горизонтали
1. Уменьшение толщины шва или края изделия.
4. Рабочая часть утюга.
По вертикали
2. Неаккуратный человек.
3. Нагревательный прибор для удаления складок и заминов на одежде.
5. Удаление неровностей, заминов ткани и окончательная влажно-тепловая обработка деталей в готовом виде.
6. Укладывание краёв деталей, припусков шва на одну сторону и закрепление их в таком положении.
7. Влажно-тепловая обработка материала паром и просушивание для предотвращения последующей его усадки.