Единый урок, посвященный 80-летию трагедии в деревне Ола «Ола – сестра Хатыни»

- 13:24Единый урок, Методичка

С целью углубления знаний учащихся об историческом прошлом белорусского народа, формирования представлений о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны во всех учреждениях общего среднего образования 12 января 2024 года будет проведен единый урок, посвященный 80-летию трагедии в д. Ола, «Ола – сестра Хатыни».

Сергей СТРЕЛЬЧУК, учитель истории и обществоведения
ГУО «Вербовичская базовая школа»
Наровлянского района,
Гомельская область
Роман ЖИГАЛОВ, учитель истории
ГУО «Средняя школа № 38 г. Гомеля»

 

 

Авторский видеоролик к уроку: https://www.youtube.com/watch?v=mH5c1_p2fZI

Презентация к уроку: Презентация к единому уроку 1 

Слайд 1

Тема единого урока: «Ола́ – сестра Хатыни». Урок посвящен 80-летию трагедии в деревне Ола, где в годы Великой Отечественной войны немецкими карателями было уничтожено за один вечер 1750 человек, 950 из которых – дети.

Слайд 2

22 июня 1941 г. в истории нашей страны начался один из самых трагичных периодов. Именно 22 июня 1941 г. немецко-фашистские захватчики напали на СССР, началась Великая Отечественная война, которая унесла жизнь каждого третьего белоруса. Уже летом 1941 г. территория Беларуси была оккупирована немецкими захватчиками, и фашистское руководство развернуло политику, направленную на уничтожение мирного населения, наших с вами предков.

Слайд 3

В отношении Восточной Европы фашисты разработали план «Ост» – обширную программу закрепления господства нацистской Германии в Восточной Европе методами порабощения, эксплуатации и уничтожения населения. Согласно этому плану, предусматривалось уничтожить до 80 процентов белорусов, украинцев, русских, а оставшуюся часть превратить в рабов. Некоторые нации, например евреи, подлежали полному уничтожению и тотальному истреблению.

Слайд 4

Военная пропаганда фашизма утверждала, что немцы – высшая нация, а все остальные нации и народы должны им прислуживать и быть рабами. Планировалось, что территорию СССР в последующем заселят «немецкие колонисты», а местное население будет истреблено, часть превратится в рабов.  

Слайд 5

На территории Восточной Европы фашистское командование проводило политику геноцида – истребления отдельных групп населения или целых народов по политическим, расовым, национальным, этническим или религиозным мотивам. Создавались концлагеря и гетто, куда массово свозили и уничтожали местное население: белорусов, украинцев, русских, поляков, евреев и т. д. Только на территории концлагеря «Тростенец» под Минском было уничтожено более 200 000 человек.

Всё население подлежало обязательному учёту, запрещалось проводить митинги и собрания, вводился пропускной режим, в определённое время суток жителям запрещалось находиться на улицах и в общественных местах и др.

Руководство нацистской Германии разрешило своей армии истреблять мирное население завоёванных земель любыми средствами: забирать у населения продовольствие и скот; организовывать места принудительного содержания советских граждан с невыносимыми условиями; заставлять много и непосильно работать; изнурять голодом и холодом; применять расстрелы и виселицы, газовые камеры и сжигание; распространять эпидемии, не оказывать медицинской помощи.

Слайд 6

Неотъемлемой частью немецко-фашистского оккупационного режима стали карательные операции. За 1941–1944 годы оккупанты провели на территории Беларуси не менее 187 крупных карательных операций. Одним из самых известных фактов зверств фашистов стало уничтожение деревни Хатынь вместе с ее жителями 22 марта 1943 г. В результате карательной операции было убито 149 человек, в т. ч. 75 детей.

Слайд 7

Всего фашистами сожжены 9200 сел и деревень, 5295 из них фашисты уничтожили вместе со всем или частью населения. Итогом нацистской политики геноцида и тактики «выжженной земли» в Беларуси стали 2 230 000 человек, уничтоженных за три года оккупации.

Слайд 8

14 января 2024 года исполнится ровно 80 лет со дня страшной трагедии в деревне Ола́.

Накануне Великой Отечественной войны в деревне Ола Светлогорского района Гомельской области насчитывалось 34 двора и проживало 168 жителей. Зимой 1943–1944 годов деревня оказалась в прифронтовой зоне. Поскольку она находилась в глухой местности, здесь укрывались беженцы из соседних деревень. По словам очевидцев, Ола в ту зиму была переполнена, в каждом доме жило по 30–40 человек. Людьми были заняты все хозяйственные постройки, бани, погреба и землянки. В ходе карательной операции в январе 1944 года погибли не только жители деревни Ола, но и жители 12 окрестных деревень, которые прятались здесь от немецко-фашистских оккупантов.

Слайд 9

В 6 часов утра 14 января 1944 года деревню окружил немецкий карательный отряд. Под выстрелы и лай собак всех жителей деревни Ола согнали в большой колхозный сарай. Тех, кто пытался бежать, расстреливали. Тех, кто прятался в землянках и ямах, находили собаки. Из сарая людей забирали группами, объясняя, что будут отвозить в тыл, но на самом деле отводили в другой конец деревни, заталкивали в дома и поджигали. Тех, кто выбегал из пламени, убивали. Спастись удалось немногим.

Одним из свидетелей трагедии стал житель Олы Артём Устименко. Во время войны он был в партизанском отряде. В тот страшный день пришёл в родной дом. Своими глазами видел, как каратели приблизились к деревне и окружили её. Он решил, что пришли забирать мужчин, и спрятался на чердаке. Почувствовав запах дыма, спрыгнул и затаился в кустах, где и пролежал до самого вечера. А когда стемнело, встал и пошёл к тлеющим домам, но в живых уже никого не осталось. Ольга Курлович с малолетним сыном притворилась мёртвой среди трупов. Тарас Колеснев, истекая кровью, видел, как пулемётные очереди резали людей. Гавриил Зыкун за несколько часов до трагедии ушёл с семьёй в лес, а по возвращении через несколько дней увидел сгоревшие дома и погибших людей.

Слайд 10

До освобождения деревни Красной Армией жители Олы не дожили всего две недели. В начале 1945 года чрезвычайная комиссия Чирковичского сельского совета произвела подсчёт погибших в Оле жителей: 1758 человек, из них 950 детей, 508 женщин, 100 мужчин, 200 стариков.

В 1945 году в Брянске состоялся судебный процесс над военными преступниками, причастными в том числе и к сожжению деревни Ола. В качестве свидетелей на судебном процессе присутствовали Артём Устименко и Ольга Курлович.

После Великой Отечественной войны деревня Ола не возродилась. В 1958 году на братской могиле, в которой были захоронены мирные жители и советские воины, установлен памятник – скульптура коленопреклонённого солдата с венком. Всего в могиле захоронено 2253 человека.

Память о сожжённой фашистскими карателями деревне Ола отражена в мемориальном комплексе «Хатынь». В 2020 году на месте уничтоженной деревни создан мемориальный комплекс «Ола». В центре мемориальной зоны – символичный крест и колокол. Рядом – звонница в виде стилизованного деревенского сарая с количеством колоколов по числу деревень, жители которых здесь погибли

Слайд 11

 

Вопросы для обсуждения

– Какие эмоции у вас вызвала трагическая история деревни Ола и ее жителей?

– Почему мемориал ежегодно посещает такое большое количество людей, несмотря на то что прошло уже столько лет после этих событий?

– Над чем заставляют задуматься нас, современников, трагические события, произошедшие в деревне Ола в годы Великой Отечественной войны?

– Почему преступления нацистов в годы Великой Отечественной войны рассматриваются как геноцид и не имеют срока давности?

– Правда о войне – это гарантия того, что история нашей страны в годы Великой Отечественной войны никогда не будет искажена или переписана. Что необходимо делать, чтобы трагические события войны никогда не повторились на земле Беларуси?

 

Слайд 12 (если с видео)

Просмотр видеофильма. Обсуждение с педагогом

Слайд 13 (слайд 12 – если без видео)

Ола – это 12 Хатыней!

Мы, сегодняшнее поколение, входим в новую эпоху, где не будет живых очевидцев событий Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Единственными свидетелями останутся вот такие памятные места – места гибели воинов и мирных жителей. Это история нашей Родины, которую мы не имеем морального права забыть, а должны помнить и знать, для того чтобы передать нашим детям, внукам и правнукам.

– Какой наказ дают нам павшие? Как мы можем его исполнить?

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий