Наталья БУРАК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Красненская средняя школа Кореличского района»,
Гродненская область
Класс: 8-й.
Тема: Понятие об осложнении простого предложения.
Место урока в планировании: урок № 1 в разделе «Простое осложнённое предложение».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
– познакомить с понятием «осложненное предложение»;
– формировать умения находить в тексте простые осложненные предложения, определять осложняющие их конструкции;
– развивать логическое мышление, устную монологическую речь, пунктуационные навыки;
– воспитывать у учащихся активную позицию гражданина, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины.
Ход урока
1 Организационный момент
2 Актуализация знаний по теме «Односоставное предложение»
– Ребята, прочитайте и определите, что общего у данных предложений.
1) Чужой земли не хотим, а своей не отдадим. (Опр.-личн.)
2) Родину-мать учись защищать. (Опр.-личн.)
3) Нет сына без Отчизны. (Безличн.)
4) За Родину-мать не страшно умирать. (Безличн.)
– Все эти предложения являются пословицами. Это жанр устного народного творчества. Они учат любить и защищать свою Родину.
– Эти пословицы представляют собой односоставные предложения.
– Определите вид односоставных предложений и способ выражения главного члена предложения.
– Найдите «четвёртое лишнее». По какому принципу вы выделили одно из этих предложений? (Первое предложение, в отличие от остальных, имеет в своём составе однородные члены предложения.)
– Давайте это предложение сделаем эпиграфом нашего урока и запишем его в тетради.
– Такие предложения мы уже встречали ранее. Может, кто-то вспомнит, как они называются?
3 Объявление темы урока
– Да, такие предложения называются осложнёнными. Тема сегодняшнего нашего урока – «Понятие об осложнении простого предложения». А сейчас давайте сформулируем задачи, которые нам необходимо решить, изучая эту тему. (Дети озвучивают задачи урока).
4 Изучение нового материала. Работа с текстом
Задания к тексту
– Перед вами отрезок речи. Давайте его прочитаем. Определите, какой языковой единицей он является. Докажите свою точку зрения.
Примерный план комплексного анализа текста
1) Тема текста, его основная мысль (Автор этим текстом убеждает нас, что ничего важнее и дороже Родины у человека нет. Призывает нас любить Родину, в трудные минуты, не задумываясь, встать на её защиту.)
2) Сфера использования.
3) Стиль текста, тип речи.
4) Композиция текста.
5) Оценка языковых средств, используемых автором для раскрытия темы.
6) Жанр.
Первый вариант текста
Мы всё глубже познаём кровную связь с тобой и всё мучительнее любим тебя, Родина.
В мирные годы человек, как птица, может далеко отлететь от гнезда. Иной человек скажет: «Что вы твердите мне: Родина! Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»
Надвинулась общая беда. Враг всё наше вековечное хочет назвать своим. Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. Даже тот, кто хотел бы укрыться в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.
Родина, ты возобладала над всеми нашими чувствами. И всё, что мы видим вокруг: вспаханные поля, зеркальная гладь голубых озер, пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы – теперь пронзительно дорого нам. И человеческие лица, ставшие такими серьёзными, и глаза, похожие на глаза людей с одной всепоглощающей мыслью, и говор языка – всё это наше, родное.
Наш век – это суровая, железная борьба за свою независимость, за свою свободу и за право строить по своим законам своё общество и своё счастье. И мы хранители и сторожа Родины нашей.
Работа в группах
Ребята готовят в группах комплексный анализ текста. Одна група его озвучивает, другая группа внимательно слушает выступление и делает рецензию, дополняет.
– Сейчас я вам предлагаю второй вариант текста, в котором имеются пропуски. Используя материал для справок, вставьте подходящие по смыслу конструкции. (Учащиеся в группах работают с текстом).
Второй вариант текста
Мы всё глубже познаём кровную связь с тобой и всё мучительнее любим тебя, Родина.
В мирные годы человек, как птица, ____, может далеко отлететь от гнезда. Иной человек, ____, скажет: «Что вы твердите мне: Родина, ____! Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»
____, надвинулась общая беда. Враг, ____, всё наше вековечное хочет назвать своим. Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. Даже тот, кто хотел бы укрыться, ____, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.
____, Родина, ты возобладала над всеми нашими чувствами. И всё, что мы видим вокруг: вспаханные поля, пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы – теперь пронзительно дорого нам. И человеческие лица, ставшие такими серьёзными, и глаза, похожие на глаза людей с одной всепоглощающей мыслью, и говор языка – всё это наше, родное.
Наш век – это суровая, железная борьба за свою независимость, за свою свободу и за право строить по своим законам своё общество и своё счастье. И мы, ____, хранители и сторожа Родины нашей.
Для справок: купающаяся в небе; разоряя нашу землю; озлобленный горькой нуждой; как сверчок; к несчастью; живущие в это непростое время; земля, Отчизна; гнездо наше; зеркальную гладь голубых озер.
– Давайте сравним, чем отличается скорректированный вами текст? (Этот текст стал более информативным, эмоциональным, выразительным.)
– Что позволило так преобразить данный текст? (Мы осложнили простые предложения такими конструкциями, как обращение, однородные члены предложения, причастный и деепричастный обороты.)
Окончательный вариант текста
Мы всё глубже познаём кровную связь с тобой и всё мучительнее любим тебя, Родина.
В мирные годы человек, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда. Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: Родина, земля, Отчизна! Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»
К несчастью, надвинулась общая беда. Враг, разоряя нашу землю, всё наше вековечное хочет назвать своим. Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. Даже тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.
Гнездо наше, Родина, ты возобладала над всеми нашими чувствами. И всё, что мы видим вокруг: вспаханные поля, зеркальную гладь голубых озер, пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы – теперь пронзительно дорого нам. И человеческие лица, ставшие такими серьёзными, и глаза, похожие на глаза людей с одной всепоглощающей мыслью, и говор языка – всё это наше, родное.
Наш век – это суровая, железная борьба за свою независимость, за свою свободу и за право строить по своим законам своё общество и своё счастье. И мы, живущие в это непростое время, хранители и сторожа Родины нашей.
– А сейчас поработаем со схемой. Вставьте в пустые ячейки названия тех конструкций, которые осложняют простое предложение.
– Давайте сравним наши наблюдения с правилом из учебника. Что ещё необходимо добавить в нашу схему?
Зрительная гимнастика для глаз
– А сейчас орфографическая минутка. Представьте, что этот текст вы пишете под диктовку. Какие слова из текста могли бы вызвать у вас затруднения при написании? Назовите условия выбора в ошибкоопасном месте.
5 Закрепление нового материала. Творческое задание
– А сейчас я предлагаю вам тезис.
Свою любовь к Родине мало декларировать, её надо претворять в живые дела. Я могу многое сделать для своей Родины.
Составьте мини-текст, используя осложнённые предложения.
Словосочетания для справок: честные труженики, хозяйствовать на земле, помогать пожилым людям, культурное наследие, сохранять природные богатства.
6 Выполнение задания в LearningApps https://learningapps.org/watch?v=pz37g2r2t23
7 Рефлексия
8 Заключительное слово учителя. Выставление отметок
9 Домашнее задание
1. С. 122, упр. 225;
2. Индивидуальное задание (на выбор): подготовить учебное сообщение по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения», мини-сочинение «Я многое могу сделать для своей Родины».