Однокоренные слова. Корень слова. Урок русского языка во 2-м классе

- 11:26Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Задания, подобранные в материале, помогут учителю сформировать у учащихся понятия «корень слова», «однокоренные слова». Конспект разработан для школ с белорусским языком обучения и воспитания.

Екатерина ТРИПУТЬКО,
учитель начальных классов
ГУО «Лелюкинская средняя школа Ивьевского района»,
Гродненская область

 

 

Класс: 2-й.

Урок: 71-й.

Тема: «Однокоренные слова. Корень слова».

Цель: формировать у учащихся понятия «корень слова», «однокоренные слова».

Задачи:

– формировать умение находить в тексте и подбирать однокоренные слова, толковать их значение, отличать их от слов с омонимичными корнями;
– учить определять в словах корень;
– развивать память, мышление, обогащать словарный запас учащихся;
– воспитывать умение общаться, любовь к природе.

Оборудование: учебник по русскому языку (ч. 2, М.Б.Антипова); рисунок с изображением цветка с раскрывающимися лепестками; карточки с изображением корней дерева, зуба, слова; жетоны; карточки с заданиями для работы в группах (на обороте четырех из них изображен зеленый круг); толковые словари; листы бумаги формата А3, фломастеры; медали.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

I Организационный этап

Учитель (стоит на фоне цветка). Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несет нам радость общения, наполняет сердце благородными чувствами. И, подобно этому цветку, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.

– Весна – пора оживления и цветения. «Раскрывайтесь», «распускайтесь», дарите друг другу радость, как цветы.

– Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.

 

II Проверка домашнего задания

Упражнение 129.

– Что такое корень слова? (Общая часть родственных слов называется корнем.)

– Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые сходны по смыслу и имеют общую часть, называются родственными. Родственные слова называются также однокоренными.)

– Как определить корень в слове? (Для того чтобы найти корень слова, необходимо: 1) подобрать к нему родственные слова; 2) найти общую часть родственных (однокоренных) слов — корень; 3) выделить корень знаком⁀.)

– Какой корень вы обозначили в словах каждого ряда. (Важн-; крыл-; слон-; кудр-; холм-.)

 

III Чистописание

– Откройте ваши тетради, запишите дату и «Классная работа».

На доске: У уч учи (прописать всю строчку)

– Вот и первый распускающийся в нашем классе цветок. Соедините одинаковые по цвету лепестки и прочитайте полученное слово. (Учитель).

– А чтобы красиво писать, давайте разомнем свои пальчики:

Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик).
Этот пальчик – слабенький (безымянный).
Этот пальчик – длинненький (средний).
Этот пальчик – сильненький (указательный).
Этот пальчик – большачок (большой).
А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).

– Разделите слово «учитель» на слоги, поставьте ударение, найдите трудность в написании. (у-чи́-тель.)

– Послушайте, что значит слово «учитель» в толковом словаре: «Учитель – человек, который воспитывает, дает знания, обучает».

– Давайте мы с вами запишем предложение:

Учитель учит нас учиться.

 

IV Сообщение темы и постановка задач урока

– Ребята, а зачем нужно учиться? (Чтобы быть умным, чтобы много знать и т.д.)

– Прочитайте высказывания, записанные на доске. Объясните их смысл.

Учить – ум точить. (Больше учишь – больше знаешь.)

Учение и труд рядом живут. (Если не прикладывать усилий, ничего не выучишь.)

Повторение – мать учения. (Для того, чтобы лучше запомнить нужно повторять.)

– Назовите слова, близкие по значению. (Учить, учение.)

– Как называется семья этих слов? (Однокоренные, родственные.)

– На нашем уроке мы будем сами добывать знания по русскому языку.

– Рассмотрите картинки (на доске). Что между ними общего? (Корень дерева, корень зуба, корень слова.)

       

– Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Корень слова».)

– Конечно, «Корень слова». Что мы уже знаем о нем? (Ответы детей).

Работа над афоризмом «Зри в корень!» (записан на доске)

– Прочитайте выражение. Как вы понимаете его смысл? Что оно значит? (Смотреть на самое важное, главное.) Спишите.

– Сегодня мы будем работать с однокоренными словами и находить в них корень. Урок проведем в форме игры. Ее цель – проверить, насколько хорошо вы усвоили тему «Однокоренные слова», над чем нужно еще поработать, а также выявить знатоков этой темы. За правильные ответы вы получите жетоны. В конце урока подсчитаем их количество и подведем итог: кто из вас наберет больше всех жетонов, тот и знаток этой темы.

 

V Словарно-орфографическая работа

Разгадывание кроссворда

– Сейчас я буду читать вам загадки. Разгадаете кроссворд – узнаете ключевое слово. Слово-отгадку нужно записать, поставить в нем ударение, подчеркнуть безударную гласную.

1. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
2. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака)
3.Не заботясь о погоде, / В сарафане белом ходит. / А в один из теплых дней / Май сережки дарит ей. (Береза)
4. То я в клетку, то в линейку. / Написать по ним сумей-ка. / Можешь и нарисовать. / Что такое я? (Тетрадь)
5. Портфель у меня не велик и не мал; / Лежат в нем задачник, букварь и … (пенал).
6. Ребенок мужского пола. (Мальчик.)

– Какое ключевое слово получилось? (Корень.)

 

VI Закрепление изученного материала

1 Работа по учебнику

Упражнение 130, с. 84–85.

– Ребята, что нужно сделать в задании? (Найти корень в словах с помощью памятки «Как найти в слове корень?»).

Ознакомление с памяткой «Как найти в слове корень?». Определение корня в слове морозец с опорой на памятку.

Упражнение 131, с. 85.

Определение слов по их лексическому значению. Выделение в записанных словах корня.

 

2 Физкультминутка (движения выполняются согласно тексту)

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Руки выше поднимаем
И, как деревце, качаем.
Ветер дунул посильней,
Наклонилось веселей,
Вправо – раз, влево – два,
Раз – вперед, два – назад.
Получился листопад.
Три, четыре, пять и шесть –
Нужно всем тихонько сесть.

 

3 Работа в парах

Упражнение 132, с 86.

– Что нам нужно сделать в задании? (Найти однокоренные слова, обозначить в них корень.)

 

4 Работа с отрывком из сказки

Жил-был медовый пряник. Он был круглый, блестящий и ароматный. Решил он по белу свету побродить, родственников своих поискать, ведь он знал, что слова на земле живут семьями. Долго ли, коротко ли он шел и встретил медную монетку. Она тоже была кругленькая и блестящая.
Медовый пряник улыбнулся монетке и сказал:
– Привет! Как мы с тобой похожи! Значит, мы родственники!
– Хоть мы с тобой и похожи, но родственниками не являемся! – ответила медная монетка.

– Ребята, как вы думаете, медная монеточка и медовый пряник – слова «медная» и «медовый» родственники или нет? Докажите. (Учащиеся подбирают слова, от которых образованы слова «медная» (медь), «медовый» (мед). Учитель объясняет их значения: «медная» (сделанная из меди) и «медовый» (сделанный из меда).)

– Так какое же еще условие должно выполняться, чтобы слова стали родственными? (Должны быть образованы от одного и того же слова.)

– Давайте послушаем продолжение диалога наших героев.

– Почему мы не родственники?! Ведь у нас есть общая часть – корень! – возмутился пряник.
– Совершенно верно, если хочешь понять слово – смотри в корень! Бывает так, что внешне слова похожи, а смысл у них совсем разный. Так что никакие мы не родственники. Мало ли, кто на кого похож!!!

– На что еще надо обращать внимание, когда мы образуем однокоренные слова? (На общий смысл.)

 

5 Физкультминутка. Зарядка для глаз (движения выполняются согласно тексту)

Руки за спину, головки назад.           Закрыть глаза, расслабиться.
Глазки пускай в потолок поглядят.    Открыть глаза, посмотреть вверх.
Головки опустим – на парту глядим. Посмотреть вниз.
И снова вверх – где там муха летит?  Посмотреть вверх.
Глазами поверти, поищем ее.            Посмотреть по сторонам.
И снова читаем еще.

 

6 Самостоятельная работа

Упражнение 133, с. 86.

 

7 Работа в группах

Учитель распределяет учащихся на четыре группы. Каждая из них получает лист формата А3, фломастер.

– Каждому члену группы я передам карточку. У кого изображен зеленый круг, тот будет командиром. Составьте и запишите как можно больше слов с корнем того слова, которое я предложу вашей группе. Каждый по очереди называет слово, группа обсуждает, подходит ли оно, командир записывает. На выполнение задания – ровно три минуты. Затем мы будем проверять вашу работу.

1-я группа – слово «лес».
2-я группа – слово «гриб».
3-я группа – слово «дом».
4-я группа – слово «сад».

Отчет групп.

– Обсудите, что получилось у вашей группы. Докажите свой выбор. (Представитель группы работает у доски).

Проверка. Самооценка.

– Как можно назвать каждую группу слов? Докажите свою точку зрения.

– Ваша группа справилась с заданием?

– Вы работали сами, или вам была необходима помощь?

– Дружно ли работала ваша группа? (Ответы учащихся).

 

VII Подведение итогов урока. Рефлексия

– Подведем итог нашей игры – подсчитаем количество жетонов, выявим победителей (знатоков) темы «Однокоренные слова» и наградим «умников» медалями.

– Ребята, у вас на парте лежат смайлики. Поднимите веселые смайлики те, у кого на уроке не было трудностей, ему все было понятно и легко. Поднимите грустные смайлики те, у кого на уроке возникали какие-либо трудности и вам нужна помощь учителя.

– Молодцы! Вы замечательно поработали сегодня на уроке.

 

VIII Домашнее задание

– Откройте ваши дневники, запишите домашнее задание: упражнение 134, с. 86. Выучить правило.

Учитель объясняет, что нужно выполнить дома.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий