Осень наступила. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения»  для детей среднего дошкольного возраста

- 9:09ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Нина СЕМАКОВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад аг. Пограничный» Берестовицкого района,
Гродненская область

 

 

Тема: «Осень наступила».

Программные задачи:

– систематизировать представления детей об осени и осенних явлениях;
– продолжать формировать умение участвовать в диалоге, составлять рассказ по содержанию картины, обогащать активный словарь детей прилагательными;
– развивать артикуляционную моторику, формировать правильный артикуляционный уклад звука [ш], автоматизировать произношение звука [ш] в прямых слогах, развивать внимание и память, воспитывать желание замечать красоту осенней природы.

Материал: мультимедийное оборудование, презентация «Осень».

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за приметами осени; чтение произведений (И.А.Бунин, «Листопад», А.Н.Майков, «Осенние листья…», К.Д.Ушинский, «Четыре желания»); рассматривание иллюстраций по теме «Осень»; беседы с детьми; рисование по теме «Осень»; дидактические игры («Когда это бывает?», «В гостях у осени»).

 

Ход занятия 

Воспитатель. Ребята, посмотрите в окно. Сейчас утро. Как вы считаете, какое это утро? (Ответы детей)

Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится! Приготовьте гнездышки – ладошки! Берем доброе утро осторожно, как птичку пересаживаем из гнездышка в гнездышко, чтобы оно погрелось в руках у каждого. Пересаживаем – передаем по кругу и тихонько приговариваем «Доброе утро!». Вот и последнее гнездышко – мое, я выпускаю Доброе Утро в воздух. Пусть летает вокруг нас! 

Все вместе. Доброе утро!

Воспитатель. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А отправимся мы с вами в путешествие на воздушном шаре, для этого нам необходимо надуть воздушный шар вот так.

Воспитатель показывает – дети «надувают шар».

Воздушный шар надули и полетели (беремся за руки идем по кругу)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (В лесу) Какая пора года сейчас в лесу? (Осень) (обращает внимание детей на картинку «Осень»)

Воспитатель. Верно. Сегодня мы в гостях у Осени. Осень мне сказала, что она приготовила для нас подарки. Но чтобы их получить, нам нужно выполнить все её задания. Ну что, выполним все задания Осени?

Дети. Да.

Воспитатель. А вот и первое задание: для начала Осень просит сделать зарядку для язычка и губ, ведь мы сегодня будем много говорить. А поможет нам с этим заданием справиться учитель-дефектолог.

Артикуляционная гимнастика

Учитель-дефектолог. Жил был язычок в своём домике-ротике. Каждое утро выходил язычок на порожек, полежать, погреться на солнышке.

Посмотрел вниз, вверх, вправо, влево, потянулся и спрятался в домик, стал там орешек катать. Потом решил поработать, стал молоточком стучать д-д-д-д-д (губы в улыбочке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы), гвоздик забивать т-т-т-т. Устал, лёг отдыхать.

Молодцы!

Воспитатель. Ой, дети, посмотрите, какая красивая коробочка (сосенними загадками). Наверное, это наши подарки, можно я посмотрю, что там? Нет, это ещё не подарки, а следующее задание Осени. Это осенние загадки, разгадаем?

Дети. Да.

Воспитатель.

Ветер тучу позовет –
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный…

Дети. Дождь.

Воспитатель. Дети, а как вы догадались, что это дождь?

Дети: Потому, что моросить может только дождь.

В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел – оставил их,
Средних, маленьких, больших.

Дети. Лужи.

Ветер листьями играет,
Их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат –
это значит…

Дети. Листопад.

Белка осенью без спешки
Прячет желуди, орешки,
Мышка – зерна собирает,
Норку плотно набивает.
Это склад, а не нора –
Зерен выросла гора!
Что же делают зверята?
Угадайте-ка, ребята!

Дети. Запасы на зиму.

Воспитатель. Все верно! Молодцы! Правильно отгадали все осенние загадки!

А теперь становитесь в кружок и немножко поиграем. У меня разноцветный мяч. Мяч осенний и волшебный – будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Игровое упражнение с мячом

Воспитатель. Дети, скажите мне, а Осень – она какая?

Дети. Золотая, красивая, яркая, разноцветная, хмурая, дождливая, грустная, печальная.

Воспитатель. Дождь осенью – какой?

Дети. Холодный, моросящий.

Воспитатель. Погода осенью – какая?

Дети. Пасмурная, дождливая, хмурая.

Воспитатель. Листья осенью – какие?

Дети. Желтые, красные, багряные, золотые, оранжевые.

Воспитатель. Как можно сказать об этом, одним словом? 

Дети. Разноцветные.

Воспитатель. Молодцы! Дети, а покажем, как листья  осенью слетают с деревьев!

Дети. Да.

Воспитатель. Повертелись, покружились и в листочки превратились.

 

Физкультминутка

Мы листики осенние.(Покачиваем руками над головой)
На ветках мы висим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (Легкий бег)
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал (Наклоны)
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил (Закружились)
И на землю опустил. (Присели)

Воспитатель. Повертелись, покружились и в детишек превратились.

Воспитатель. Отдохнули? Хорошо! Дети, Осень оставила нам картинки с ее приметами. Но пока мы с вами отдыхали, налетел ветер и перепутал все картинки. Посмотрите внимательно, найдите картинки с приметами осени и скажите, почему вы выбрали их (на столе картинки с приметами времен года, нужно выбрать только осенние).

Дети рассказывают, что они выбрали. (Осенью идет дождь; Осенью желтеют листья; Осенью убирают урожай; Осенью улетают птицы; Осенью опадают листья с деревьев; Люди одевают шапки и куртки; Животные делают запасы на зиму)

Воспитатель. Молодцы, справились и с этим заданием.

Гимнастика для глаз

Воспитатель. Теперь посмотрите внимательно на картинки, изображенные на экране.

Воспитатель. Дети, сейчас вы будете составлять рассказ про осень. Используйте в своём рассказе те предложения, которые мы уже говорили. Начните свой рассказ с того, какое время года наступило. Далее, опишите все приметы осени, которые вы видите. В конце скажите, за что вы любите осень.

Составление рассказов детьми.

Воспитатель. Какие красивые рассказы у вас получились. Дети, а вам нравится осенью гулять по лесу?

Дети. Да.

Воспитатель. А вы знаете, что в лесу живет эхо? Эхо очень любит играть и приглашает нас с ним поиграть. Давайте попросим (Имя Отчество учителя-дефектолога) поиграть с нами в «Эхо».

Учитель-дефектолог. Послушайте, как тихо в лесу, только листочки чуть шелестят на деревьях

Дыхательная гимнастика

(Дети повторяют за воспитателем, как листочки шелестят: «Ш-ш-ш»).

Дидактическая игра «Эхо»

Шла-шла-шла – осень к нам пришла.
Жат-жат-жат – листья желтые кружат,
Шу-шу-шу-шу – я листочками шуршу.
Шат-шат-шат – листья осенью шуршат.

 

Учитель-дефектолог. Эхо говорит вам спасибо, что вы с ним поиграли.

Воспитатель. Мы с вами выполнили все задания Осени, давайте скажем спасибо за интересные задания и попрощаемся с ней. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Садимся в наш воздушный шар и полетели (беремся за руки идем по кругу).

Ну, вот мы и в группе. Ребята, вам понравилось наше путешествие? О чем мы сегодня говорили? (Ответы детей).

Дети с воспитателем находят под деревом корзинку с яблоками.

Воспитатель. Какие замечательные осенние гостинцы! Мы обязательно попробуем их, после того как помоем ручки. Дети, скажите Осени спасибо за подарки!

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий