Васина дорога к правде и добру. В.Г.Короленко, «Дети подземелья». Внеклассное мероприятие по учебному предмету «Русская литература» в 5-м классе

- 16:03Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Внеклассная работа

Воспитание у учащихся уважения, милосердия, доброты к окружающим людям; создание условий для формирования духовно-нравственной личности.

Екатерина МИХАЛЮК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Оснежицкая средняя школа»
Пинского района,
Брестская область

 

 

Цели:

– воспитание у учащихся уважения, милосердия, доброты к окружающим людям;
– создание условий для формирования духовно-нравственной личности;
– развитие словарного запаса учащихся, связанного с основными чертами толерантной и интолерантной личности на примере произведения В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Задачи:

– организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о рассказе В.Г.Короленко «Дети подземелья»;
– помочь учащимся осмыслить понятия, связанные с толерантностью;
– создать условия для формирования умений анализировать художественное произведение, делать выводы;
– содействовать развитию у учащихся связной речи, аналитического и творческого мышления;
– создать условия для воспитания у детей толерантных черт характера.

Целевая аудитория: учащиеся 5-го класса.

Оборудование: мультиборд с выходом в интернет; карточки со словами «толерантность» и «интолерантность» (Приложение 2); стилизованные шаблоны фигур человека (Приложение 4), цветные карандаши или фломастеры; учебник по русской литературе для 5-го класса, часть 1.

Оформление доски: эпиграф, портрет В.Г.Короленко (по центру доски), словосочетание «Человеческое сердце» (на левой стороне); словосочетание «Серый камень» (на правой стороне).

Подготовительный этап: подбор учащимися пословиц о добре.

Форма мероприятия: литературный практикум с элементами психологического тренинга.

Эпиграф: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного кам­ня». (В.Г.Короленко).

 

Ход мероприятия

I Организационный этап

Проверка готовности класса, эмоциональный настрой на работу.

 

II Целеполагание. Создание проблемной ситуации

– 16 ноября отмечается Международный день толерантности. Не все могут объяснить значение этого слова. Пожалуй, звучит оно совершенно непонятно. А вы знакомы с этим словом? (Ответы детей).

Словарная работа. Облако слов (Приложение 1)

– А знаете ли вы, что в испанском языке слово «толерантность» означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

– Значит, быть толерантным – это… (Ответы детей с опорой на облако слов).

 

III Основная часть

1 Работа с эпиграфом

– Познакомимся с высказыванием В.Г.Короленко и подумаем, почему именно эти слова выбраны в качестве эпиграфа к занятию: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».

Один из учеников читает вслух эпиграф. Учащиеся дают ответы на вопрос.

– Ребята, на уроках русской литературы мы знакомились с содержанием рассказа В.Г.Короленко «Дети подземелья». Сегодня мы взглянем на это произведение немного с другого ракурса – проанализируем эпизоды, которые раскрывают особенности Васиной дороги к правде и добру.

 

2 Создание кластеров

На доске надписи: «человеческое сердце» и «серый камень»; на парте в произвольном порядке размещены карточки со словами: чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, гуманизм, тепло, великодушие, понимание, человеколюбие, голод, страх, холод, боль, ужас, несправедливость, безжалостность, равнодушие, бесчувственность.

– У доброты очень много близких понятий – таких проявлений человеческого характера, которые помогают людям жить, а есть такие качества, которые добру противопоставляются. Ребята, подберите, пожалуйста, антонимы и синонимы к словосочетаниям «человеческое сердце» и «серый камень».

Ученики подходят к доске и распределяют понятия по кластерам. В итоге должна получиться следующая картина (Приложение 3):

– Слова, которые вы отнесли к словосочетанию «человеческое сердце» – это черты характера толерантной личности, а их антонимы, слова под «серым камнем» – это черты характера интолерантной личность.

– Сегодня мы будем говорить о доброте, взаимопомощи, отзывчивости, то есть о толерантности. Мы подумаем о том, какую роль сыграла доброта в Васиной жизни и в жизни детей подземелья.

 

3 Работа с пословицами. Игра «Объясни пословицу»

– О доброте сложено немало пословиц. Какие из них вы знаете? (Учащийся зачитывает пословицу, класс даёт объяснение её смысла).

Добро творить – себя веселить.
От добра худа не бывает.
За добро злом не платят.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Жизнь дана на добрые дела.
Учись доброму – дурное на ум не пойдёт.
В ком добра нет, в том и правды нет.

 

4 Проблемные вопросы

– Как вы считаете, Вася, герой рассказа В.Г.Короленко, был похож на остальных детей? Докажите строками из рассказа.

– Почему он так себя ведет? Зачем писатель рисует своего главного героя именно таким? (В.Г.Короленко хочет показать становление героя в личность.)

– Отец Васи против дружбы сына с «дурным обществом». А вы бы хотели иметь друга из такого общества? (Необходимо добиться ответа, что дружба зависит не от общества, а от характера друга.)

 

5 Анализ рассказа

– Как получилось, что отец и Вася были отдалены друг от друга? Давайте найдем это в рассказе. (Зачитываются строки из рассказа: «Мать моя умерла… Я же рос, как дикое деревцо в поле»; «Все меня звали бродягой… и я весь сжимался под этим непонятным взглядом».)

– Почему Вася подружился с Валиком и Марусей, которых называли «дурным обществом»? (Поскольку Вася был очень одиноким и брошенным, он быстро нашёл понимание со стороны новых друзей, он к ним тянулся. Познакомился он с ними во время игры на заброшенном кладбище, рядом с часовней.)

– Что поразило мальчика? (Ужасные условия жизни детей, голод, холод; то, что Валек и Тыбурций вынуждены воровать, чтобы прокормиться.)

– Найдите в рассказе и зачитайте слова, подтверждающие, что Вася очень любил своих друзей, помогал им, проявлял к ним доброту. («…я тотчас же бегом отправлялся через болото, на гору, к часовне, предварительно на­полнив карманы яблоками…»; «А при взгляде на Марусю, державшую обеими руками кусок булки, у меня заныло сердце»; «Теперь грустная улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры….»; «Я стал носить в подземелье свои игрушки…».)

– Расскажите историю с куклой. (Чтобы скрасить последние дни умирающей Маруси, Вася выпросил красивую куклу у своей сестры Сони – подарок покойной матери. Маленькая Маруся умерла. Отец Васи был оскорблён поступком сына, думая, что тот украл куклу. Но, узнав правду, отец обнял сына, и к ним вернулись прежние отношения.)

 

6 Физкультминутка. Игра «На одной ноге»

– Встаньте парами лицом друг к другу. Стоять надо на одной ноге, не сходя с места. Устоять долго – трудно. Теперь подайте друг другу руки. Вы видите, теперь устоять легче. Почему?

– Так всегда, когда люди помогают друг другу.

– Мы все живём среди людей. Отношения с другими людьми – это показатель ваших личностных качеств. Другие люди входят в нашу жизнь, а мы – в их. Насколько человек становится человеком, видно из того, как он умеет взаимодействовать с одноклассниками, друзьями, семьёй.

– Поменяйтесь парами. Что вы почувствовали?

 

– Произведение В.Г.Короленко было экранизировано. Просмотрите эпизод фильма и ответьте на вопрос: что помогло Васе сблизиться со своим отцом? (Добрые человеческие поступки. «Теперь передо мной стоял другой человек…», «Я знал, что теперь никогда уже он не будет смотреть на меня теми страшными глазами…».)

Просмотр фрагмента фильма «Среди серых камней» (1983 г., режиссер Кира Муратова). Эпизод объятий Валека с отцом. (https://yandex.by/video/preview/14968680007889599947)

– Можете ли вы найти отличия этого эпизода у Киры Муратовой и В.Г.Короленко? (В.Г.Короленко в произведении подробно описывает душевное состояние героев в этот момент, а в картине «Среди серых камней» о состоянии героев можно догадаться по мимике.)

– То есть переживания, страдания, радость всегда можно увидеть в человеке? Можно помочь ему или радоваться вместе с ним? (Да.)

 

IV Заключительный этап

– Был ли лёгким путь Васи к правде и добру? (Нет. Он прошёл через одиночество, недоверие, злобу со стороны близких, смерть Маруси, переживание за друзей. Вася проходит школу гуманизма, школу толерантности.)

– Почему нужно быть толерантным?

– Что значит быть толерантным?

 

V Рефлексия

Упражнение «Нарисуй себя» с элементами психологического тренинга

Дети получают шаблон фигуры человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. Затем следует обсуждение.

– Что общего у всех человечков? (Голова, руки, ноги…)

– Чем они отличаются? (Одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

– Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

 

VI Подведение итогов

– Ребята, всем нам, конечно же, понятно, что доброта – это одно из самых лучших проявлений человеческого характера. Она помогает дружить, общаться с разными людьми, а самое главное – жить в согласии со своими родными. Давайте все негативные слова, олицетворяющие «серый камень», интолерантность, уберём.

– Русский писатель, языковед Владимир Иванович Даль говорил: «Назначение человека именно в том, чтобы делать добро». Помните эти слова и слова Владимира Галактионовича, которые мы озвучили в начале мероприятия: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».

 

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

Карточки для создания кластера

 

Приложение 3

Кластеры

 

Приложение 4

Шаблоны фигур человечков

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий