Юные путешественники. Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и общество» в старшей группе

- 9:15ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Занятие направлено на развитие элементарных представлений детей об экономических отношениях, воспитание бережливости, трудолюбия, уважительного отношения к труду и людям труда, правильного отношения к деньгам и их разумному использованию.

 

Ольга МЕДВЕДЬ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка № 11 г. Волковыска»,
Гродненская область

 

Программные задачи:

– продолжать формировать элементарные представления детей об экономических отношениях (понимать взаимосвязь понятий «труд» – «деньги»), о необходимости труда; о деньгах, как источнике дохода и предмете жизненной необходимости для реализации потребностей и желаний человека;
– упражнять в умении ориентироваться в денежных знаках, выбирать товар (услугу), согласно возможностям; самостоятельно пользоваться денежными единицами;
– развивать умения употреблять в речи простейшие экономические понятия (деньги, цена, валюта, рубль, заработная плата, дороже, дешевле), решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы;
– воспитывать экономически значимые качества: бережливость, трудолюбие, уважительное отношение к труду и людям труда, правильное отношение к деньгам и их разумному использованию.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка; презентация «Интересные путешествия»; кошельки (красный, синий); кошельки для каждого ребёнка; «монетки»; картинки «денежные купюры»; карточки-задания «Ценный багаж»; фишки; картинки к игре «Какой труд важнее», свидетельства «юного путешественника» на каждого ребёнка.

Презентация: https://docs.google.com/presentation/d/1q7MPTs_kzJ86C3YNq-O9FkRdF1Dr63Pu/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня утром я получила СМС-сообщение. Оно адресовано всем нам. Хотите узнать, что в нём?

Дети. Да

Воспитатель. Тогда давайте его прочитаем:

«Уважаемые ребята, в вашем городе открылось новое туристическое агентство. Мы организуем клуб путешественников и хотим пригласить вас стать участниками клуба. Но для того чтобы вступить в клуб путешественников, нужно выполнить задания, только тогда вы сможете стать юными путешественниками. Задания находятся на гранях кубика, который мы вам отправили. Для того чтобы узнать задание нужно бросить кубик».

Воспитатель. Ребята, вы хотите попасть в клуб путешественников?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель. А вот и кубик с заданиями. Вы готовы к выполнению заданий?

Дети. Да.

Воспитатель предлагает кому-то из детей бросить кубик и знакомит с заданием № 1.

Воспитатель. Ребята, нам предлагают познакомиться с предложениями туристического агентства и совершить небольшое виртуальное путешествие. Присаживайтесь поудобнее. (Просмотр слайдов).

Воспитатель. Мы вам можем предложить отправиться в Антарктиду. Там вы сможете увидеть настоящее полярное сияние и понаблюдать за жизнью пингвинов в природе (Слайд 1).

Мы рекомендуем посетить Италию. Там вы попробуете настоящую итальянскую пиццу и сможете прокатиться на гондолах по каналам Венеции (Слайд 2).

А еще мы сможем организовать путешествие в Турцию. Там всегда светит солнце, очень теплое море и настоящий восточный базар (Слайд 3).

Вы можете отправиться в Египет. Там очень тепло, и вы увидите древние пирамиды и настоящих верблюдов в пустыне (Слайд 4).

Ребята, нам предложили столько замечательных туров, даже трудно решить, куда же отправиться. А вы хотите побывать в разных странах?

Дети. Хотим.

Воспитатель. Как вы думаете, что нужно иметь, для того чтобы приобрести туристическую путёвку и отправиться в путешествие?

Дети. Деньги.

Воспитатель. Какие деньги понадобятся жителям нашей страны для приобретения туристической путёвки?

Дети. Белорусские рубли.

Воспитатель. Правильно. Для приобретения тура понадобятся белорусские рубли. А смогут ли путешественники расплатиться белорусскими рублями в других странах?

Дети. Нет.

Воспитатель. А какие деньги им понадобятся?

Дети. Деньги той страны, в которую приедут путешественники.

Воспитатель. Деньги в каждой стране разные. Кто знает названия иностранных денег? (Ответы детей).

Ребята, деньги всех стран можно назвать одним словом. Это – валюта.

И чтобы выполнить первое задание мы с вами поиграем в игру.

 

Дидактическая игра «Разложи деньги в кошельки»

Воспитатель. Возьмите на подносе по одной денежной купюре (картинки с изображением валюты и белорусских рублей). А теперь внимательно посмотрите на свою купюру и положите её в нужный кошелёк: белорусские рубли надо положить в синий кошелёк, а валюту – в красный кошелёк. Прежде чем опустить купюру в кошелёк, нужно пояснить свой выбор.

Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием и можете отличить белорусские рубли от иностранной валюты. А теперь скажите, деньги из какого кошелька можно потратить на покупку туристической путёвки? И почему?

Дети. На покупку путёвки можно взять деньги из синего кошелька. В нём находятся белорусские рубли. Мы живём в Республике Беларусь.

Воспитатель. За правильно выполненное задание туристическое агентство дарит вам кошелёчки и по одной монетке. За все выполненные правильно задания и правильные ответы вы будете получать монетки и складывать в кошелёк. Это будут ваши накопления на приобретение туристической путёвки.

Ребята, какой вывод можно сделать после выполнения этого задания? (Ответы детей). Да, ребята, для того чтобы реализовать свою мечту, свои планы (например, отправиться в путешествие) нужно заработать деньги.

А теперь можно бросать кубик и выполнять очередное задание.

Воспитатель предлагает кому-то из детей бросить кубик и знакомит с заданием № 2.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что необходимо сделать путешественнику после покупки туристической путёвки?

Дети. Нужно собрать вещи.

Воспитатель. Правильно. Ваша задача при выполнении второго задания будет заключаться в том, чтобы собрать багаж.

 

Дидактическая игра «Ценный багаж»

Воспитатель. У вас на столах имеются карточки с изображением предметов и наборы фишек. Вам необходимо закрыть фишками те предметы, которые вам не понадобятся в путешествии, а оставить только те, которые вы положите в чемодан (Дети индивидуально выполняют задание, после выполнения задания поясняют свой выбор).

Воспитатель. Ребята, какой вывод можно сделать после выполнения этого задания? (Ответы детей). Правильно, чтобы не тратить лишние деньги нужно брать в путешествие только самое необходимое. Деньги не нужно тратить зря, потому что они заработаны.

Вот и вы заработали очередные монетки за правильно выполненное задание и за правильные ответы. Можете положить их свои кошелёчки. Вы отлично справляетесь с заданиями, и я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (Потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два, вперед нагнуться,
Раз и два, назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (Показать «силу»)
Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу)

Воспитатель. Вы немножко отдохнули, а теперь пора возвращаться к выполнению заданий.

Воспитатель предлагает кому-то из детей бросить кубик и знакомит с заданием № 3.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам послушать одну историю. Будьте внимательны и подумайте в чём её смысл.

 

Упражнение-размышление «Финансовая сказка»

Отцу надоело, что его взрослый сын всё сидит дома и не хочет работать, и он стал практически выгонять его из дома
– Иди и, пока не заработаешь денег, не возвращайся.
Мать пожалела сына, и говорит ему:
– Я соберу тебе немного еды и дам монету. Пойди, погуляй где-нибудь целый день, а к ночи приходи домой. Покажи отцу монету и скажи, что пас овец, тем и заработал денег.
Так и сделали, парень вернулся поздно вечером домой, подошёл к отцу и протянул ему монету. Отец взял монету и бросил в огонь.
Сын пожал плечами и пошёл спать. На следующий день всё повторилось. Через некоторое время мать говорит сыну:
– У меня закончились деньги, которые я тебе давала, поэтому, сегодня тебе действительно придётся заработать их.
Сыну ничего не оставалось делать, как уйти в горы пасти овец. Когда вечером, он вернулся домой, ужасно уставший и голодный, то протянул отцу монету, заработанную им. Отец, повёл себя так же, как и в прошлые разы, бросил монету в огонь.
Тогда сын бросился на колени и стал голыми руками разгребать головешки в поисках монеты. На что отец ответил:
– Теперь я верю, что эти деньги ты заработал сам.

Воспитатель. Как вы понимаете смысл этой истории? (Ответы детей) Ребята, какой вывод можно сделать после выполнения этого задания? (Ответы детей). Да, действительно, чтобы иметь деньги, нужно работать. Ценятся деньги, заработанные своим трудом. А как вы можете объяснить связь этой истории и путешествием?

Дети. Деньги на путешествия тоже нужно заработать. Тот, кто не работает, не сможет путешествовать и не сможет осуществить свою мечту. Тот, кто заработал деньги своим трудом, не будет покупать ненужные вещи в путешествие, а будет их тратить правильно. Тот, кто работает, ценит труд других людей.

Воспитатель. Верно. И на этот раз многие из вас за правильные ответы и активное участие заработали монетки своим трудом и можете положить их в кошелёчки. Ребята, пора бросать кубик. Вас ждёт новое задание.

Воспитатель предлагает кому-то из детей бросить кубик и знакомит с заданием № 4.

Воспитатель. Для выполнения этого задания мы разделимся на две команды.

 

Дидактическая игра «Чей труд важнее?»

Воспитатель. Для каждой команды на столе подготовлен набор картинок с изображением различных действий взрослых людей (врач слушает больного; продавец рассчитывает покупателя; женщина стирает белье; водитель автобуса перевозит пассажиров, женщина поливает огород, мужчина сажает дерево возле дома, лётчик управляет самолётом и т.д.).

Задание для 1-й команды:

– необходимо рассмотреть картинки, обсудить, кто чем занимается, и сгруппировать картинки с изображением действий, которые являются трудом, и этот труд оплачивается (за него платят заработную плату).

Задание для 2-й команды:

– необходимо рассмотреть картинки, обсудить, кто чем занимается, и сгруппировать картинки с изображением действий, которые являются трудом, но этот труд не оплачивается (за него не платят заработную плату).

После выполнения задания команды меняются местами и осуществляют взаимопроверку, затем каждая команда объясняет свой выбор.

Воспитатель. Ребята, какой вывод можно сделать после выполнения этого задания?

Дети. Труд может быть разным. Труд может оплачиваться, а может и не оплачиваться.

Воспитатель. А какой труд вы считаете более важным?

Дети. Который приносит пользу. Который хорошо оплачивается.

Воспитатель. Ребята, любой труд очень важен. Но каждому человеку хочется иметь достойную работу, которая нравится, которая хорошо оплачивается. Как вы думаете, для чего это необходимо?

Дети. Чтобы можно было позволить купить вещи. Чтобы купить путёвку на отдых. Чтобы было интересно работать.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы в очередной раз получаете монетки за выполненное задание. Все заработанные вами монеты – это накопления за ваш труд. За имеющиеся у вас монеты вы можете приобрести туристические путёвки. Но есть одно условие. Посчитайте монеты. В зависимости от их количества можно приобрести понравившийся тур. Одни путёвки дешевле, другие дороже, но все маршруты очень интересные.

У кого от 1 до 3 монет, выбирайте путёвки за столом с красной табличкой.
У кого от 4 до 5 монет, выбирайте путёвки за столом с жёлтой табличкой.
У кого от 6 и более монет, выбирайте путёвки за столом с зелёной табличкой.

Воспитатель. Ребята, вы выполнили все задания и теперь вы можете быть членами клуба путешественников. Для вас специально подготовили свидетельства, и я торжественно их вам вручаю. Каждый перед получением свидетельства скажет всем нам: «Я сегодня узнал…». Подходите и получайте свидетельства «юного путешественника».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий