Игра-путешествие “Это родина моя”. Занятие по образовательной области “Ребенок и общество” для детей специальной группы с тяжелыми нарушениями речи (5–6 лет)

- 9:35ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Лилия ЛИТАВОР,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 34 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Программные задачи:

– уточнить и расширить представления о Республике Беларусь, её областных городах и областях;
– развивать умения расказывать о достопримечательностях столицы и городов Республики Беларусь, о природе родного края; развивать интерес к национальной культуре;
– развивать внимание, мышление, речь;
– воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Материал и оборудование: ширма туристического агенства “Бульбашик-Тревел”, макет самолёта, аудиозапись взлетающего и приземляющегося самолета, ай-стоппер “Аист Буся”, игрушки-самоделки аистят, мешочки с цифрами от 1 до 6, игровые панорамы “Минск – моя столица”, “Брест”, “Национальная библиотека Беларуси”, портрет Ф.Скорины, книжки для детей со сказками и потешками на белорусском языке, мини-музей “Белорусская народная игрушка”, дидактические игры “Собери карту Беларуси”, “Красная книга”, игры (вертушки “Белорусские промыслы”, теневое лото “Календарь народной куклы”, “Апрані ляльку ў нацыянальны касцюм”, “Заплатки”, на липучках “Белорусский венок”, домино “Белорусский орнамент”), аудиозаписи песен, магнитофон, ширма, театральные игрушки на тарелочках.

Предварительная работа: рассматривание географической карты Республики Беларусь, беседы “Природа нашей страны”, “Государственные и природные символы Беларуси”, развивающие игры из серии “Это Родина моя”, просмотр презентаций “Мы белорусы”, “Замки Беларуси”, “Беловежская пуща”.

 

Ход занятия

Воспитатель.

Мы можем начинать.
Но прежде надо дружно нам
“Здравствуйте” сказать.

Ребята, предлагаю нашу встречу начать с торжественной песни нашей страны.

Звучит Государственный Гимн Республики Беларусь.

 

Какие государственные символы нашей Родины вы еще знаете? (Герб и флаг) На какие геометрические фигуры похожи наш флаг и герб? (Флаг –прямоугольник, герб – круг). Почему мы Беларусь зовем Родиной ? (Потому что мы в ней родились, в ней мы говорим на родном языке, потому что здесь мы живем весело и счастливо, потому что она бережет нас от врагов)

Туристическое агенство “Бульбашик-трэвел” сообщило, что мы выиграли специальный туристический маршрут по самым красивым местам белорусской земли. Экскурсия состоится на самолете компании “Белавиа”, её организовал наш друг-путешественник аист Буся. Буся предлагает побывать в разных областях нашей Родины. Вы согласны? (Да!) Почтовая служба “Белпочта” вручила нам посылку (Сумка с мешочками).

Ребенок.

Есть на земле молодая страна,
Беларусь зовется она.
Здесь дружно и весело люди живут
И в гости людей всех зовут!

Воспитатель.

Вераванні, гульні, танцы, песні –
Імі наша торба поўная –
Зараз, глядзіш, трэсне.
Чароўныя торбачкі раздам,
З імі будзем мы гуляць,
Край наш любы пазнаваць.

Мешочки разбирайте и места в самолете занимайте. (Дети берут мешочки с номерами от 1 до 6, проходят и садятся на стульчики, “пристёгиваются”. Звучит запись взлета самолета.)

 

Воспитатель (в роли стюардессы). Уважаемые пассажиры! Перед вами контур карты Республики Беларусь. Откройте мешочек под номером 1. Сейчас вы узнаете место приземления. (Ребенок, у которого мешочек под номером 1, открывает мешочек и прикрепляет контур Минской области к контуру границ Республики Беларусь.)

Звучит песня ТДП “Саманта” “Здравствуй, Беларусь!

На карте этой области обозначен самый главный город Беларуси (Минск).

Вось родны Мінск,
Пад небам жураўліным.

Ты для мяне на ўсёй зямлі адзін.
Цябе люблю я ўсёй душою.

А что вы знаете о городе Минске? (Минск – город-герой, в Минске есть тракторный завод, здесь выпускают бытовую технику “Горизонт”, “Атлант”, в Минске я был в цирке, мои родители были в театре оперы и балета,…)  

Рассматривание панорамы «Минск – столица Беларуси». Перед детьми размещена панорама города Минска. Воспитатель предлагает назвать достопримечательности города Минска. (Площадь Победы, Костел Святого Симеона и Святой Елены)

Ребята, около «Национальной библиотеки Беларуси» что-то лежит? (Дети находят перо аиста Буси). Буся предлагает посетить эту достопримечательность города Минска.

Национальная библиотека Беларуси – это самое необычное сооружение в городе Минске. Форма библиотеки – это сложная геометрическая фигура, называемая «ромбокубооктаэдр» (или просто «многогранник»). Эта трехмерная фигура состоит из 18 треугольников и 18 квадратов. В народе её окрестили «алмазом», «бриллиантом». Библиотека владеет самой большой в стране коллекцией рукописных книг. К услугам читателей 17 читальных залов. В библиотеке можно увидеть разнообразные экспозиции, на которых представлены книги, а также выставки живописи, графики, фотографии.

Первая книга на белорусском языке была напечатана 500 лет тому нашим славным земляком Франциском Скориной (показывает портрет Ф.Скорины). Он был настоящим патриотом, всегда помнил про белорусский народ, про родной язык. У Франциска Скорины был собственный герб, которым он обозначал свои книги.

Практическое задание в библиотечно-релаксационном центре «Организация выставки книг «Беларускія казкі і  пацешкі»

Дети размещают на полочках знакомые белорусские народные сказки, потешки.

 

Воспитатель. Молодцы, вы хорошо постарались. Интересная выставка белорусской книги получилась.

Дети продолжают «путешествие», имитируют полет самолета, открывают мешочек под номером 2, прикрепляют контуры Брестской области к карте, “приземляются”. Подходят к игровой панораме «Брестская крепость»

Визитной карточкой Брестской области является мемориальный комплекс “Брестская крепость-герой” в городе Бресте. Брестская крепость – свидетельство подвига белорусского народа во имя сохранения мира и счастья на земле! Солдаты стояли насмерть, вели бои с фашистами, не сдавались! (Звучит песня “Священная война”). В память о страшных днях войны люди создали мемориальный комплекс “Брестская крепость”.

Минута молчания в честь подвига белорусского народа.

Развивающая игра на липучках “Реставрация памятников” (Главный вход в Брестскую крепость, композиция “Мужество”, “Жажда”. Выполняют дети в парах)

Воспитатель.Также визитной карточкой области является национальный парк “Беловежская пуща”.

Звіняць крыніцы, як цымбалы,
Сцяжынкі сцелюцца ў лясах…

Дыхательная гимнастика “Чистый воздух”

Воспитатель. Беловежская пуща – самый большой заповедник Беларуси. Здесь нашли приют волки, рыси, благородные олени и косули, кабаны и барсуки, черные аисты и орланы-белохвосты. Многие представители флоры и фауны занесены в Красную книгу Республики Беларусь. Это охраняемая природная территория.

Дидактическая игра “Красная книга

Воспитатель. В Беларуси есть свои природные символы. Назовите и расскажите о них.

Развивающая игра “Кубик “Природные символы”

Ребенок вращает кубик, выбирает грань.Открывает глаза, называет природный символ, изображенный на грани куба и рассказывает о нем. Остальные участники игры дополняют рассказ ведущего. Ход в игре переходит следующему участнику.

Дети продолжают «путешествие», имитируют полет самолета, открывают мешочек под номером 3, прикрепляют контуры Могилевской области к карте, “приземляются, осуществляют посадку”.

 

Воспитатель. На Могилевской земле туристы любят знакомиться с культурой и бытом белорусской деревни XIX века.

Бабушка Марылька.

Вот и гости на пороге!
Я вам рада, проходите,

Бабушке вы помогите,
Я вас за это обниму
И, конечно, угощу.

Бабушка Марылька. Хата – наша калыска, утульнае і цёплае гняздо, куды вяртаемся з далёкіх і блізкіх дарог. Нездарма ў народзе гавораць:

Свая хатка, як родная матка.
Чужая хатка не грэе.
Кожная птушка сваё гняздо любіць.

Хачу загадаць вам загадкі, а адгадкі вы можаце знайсці ў маёй хаце.

Расцілі, збіралі, тапталі, ткалі і на стол заслалі.(Абрус)
Маю рогі, маю ногі, я багаты і ўбогі, ля мяне ўсе сядаюць, дык скажы, як называюць?(Стол)
Жыву ў кожнай хаце, у дзень я мала варты, а на нач усім людзям патрэбны я – не жарты! (Ложак)

Малайцы! Добра разумееце беларускую мову, умееце размаўляць. Самы час і стол накрываць!

Игра на липучкахПодбери пару” (кружка с блюдцем) Дети выполняют задания в парах.

Домино”Нацыянальныя стравы

Бабушка Марылька. Вось вам і мой пачастунак! Па старым звычаі даю вам у дарожку, дзеткі, хлеб ды соль!

Дети продолжают «путешествие», имитируют полет самолета, открывают мешочек под номером 4, прикрепляют контуры Гомельской области к карте, “приземляются, осуществляют посадку”.

Воспитатель.

На гомельскай зямлі
Хлопцы, дзеўкі не гультаі.

Где же перо Буси? (Дети находят перо около“реки”)

Инсценировка легенды о названии города Гомель

Воспитатель. С легенд нашего родного края узнаем, как Гомель получил такое название. По реке Сож плыли плоты и лодки. И чтоб они не сели на мель, на берегу специально стоял человек и предупреждал, кричал: “Го! Мель! Го! Мель!”

Старажытная Гомельшчына гандлявала.
Посуд, прылады працы вырабляла.
Купцоў з розных краін сустракала.

Беларуская народная гульня “Гарлачык

Используются “гарлачыкі”, декорированные детьми на занятии изобразительного искусства.

Дзеці сядзяць у крузе на кукішках – гэта “гарлачыкі”. Па крузе ходзіць “пакупнік”. Спыніўшыся каля каго-небудзь, ён пытаецца: “Колькі каштуе гарлачык?” Дзеці адказваюць:

За гарлачык гэты
Дай нам зусім крышку:
Каб ніколі не хварэць,
Маннай кашы лыжку. 

Пасля гэтых слоў дзіця-“гарлачык” паднімаецца на ногі і бяжыць за кругам у адным напрамку, а “пакупнік” – насустрач яму. Кожны імкнецца заняць свабоднае месца. Той, хто спазняецца, становіцца пакупніком.

Воспитатель. Ребята, смотрите – перо Буси, лежит около мини-музея “Белорусская народная игрушка”! Значит, нас ждут в музее.

Мини-музей “Белорусские народные игрушка”

Звучит белорусская народная музыка. Дети надевают халатики, они “работники музея”.

Воспитатель. В музей привезли новые экспонаты, надо их собрать, отремонтировать. Перед началом работы стоит размять пальцы.

Пальчиковая гимнастика “Пальцы на прогулку”

Дети выбирают игры на пирамиде “Белорусские ремесла”согласно своему номеру и играют индивидуально.

Вертушки “Белорусские промыслы”
Теневое лото “Календарь народной куклы”
Дидактическая игра “Апрані ляльку ў нацыянальны касцюм”
Развивающая игра “Заплатки”
Игра “Белорусский венок”
Домино “Белорусский орнамент”

Творческое задание “Размести игрушки на полочках мини-музея” (выполняет вся группа)

Воспитатель. Давайте собирать карту дальше.

Дети продолжают “путешествие”, имитируют полет самолета, открывают мешочек под номером 5, прикрепляют контуры Витебской области к карте, “приземляются”.

Продукцию этой области знают в нашей республике и далеко за её пределами. В Витебске есть фабрики по производству обуви “Марко”и “Белвест”, там производят бытовую технику “Витязь”, есть Оршанский льнокомбинат, где производят ткани. Витебск – город фестивалей, здесь проходит фестиваль искусств “Славянский базар”.

Слышите? К нам кто-то летит.

Воспитатель демонстрирует игрушку Аист Буся.  

Аист.

Завітаў да вас я – птах Бусел.
Усіх шчыра я вітаю,
І на свята запрашаю.
Хто ў краі гэтым будзе,
“Славянскі кірмаш” не забудзе,
Віцебчане не сумуюць,
Спяваюць песні і танцуюць.

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся на языке аистов. (Дети говорят: “Клё-клё-клё”). Бусе очень понравилось, поэтому он хочет с вами потанцевать.

Ритмические упражнения с театральнами игрушками “Аистята”

Звучит песня “Бераг белых буслоў”(муз.В.Раинчика, сл.В.Некляева) у выкананні ансамбля “Верасы”). Дети выполняют ритмические движения на выбор педагогического работника.

Дети продолжают “путешествие”, имитируют полет самолета, открывают мешочек под номером 6, прикрепляют контуры Гродненской области к карте, “осуществляют посадку”.

Воспитатель.

Па Гародні Нёман льецца,
У небе сонейка смяецца…

Ребята, что вы знаете о Гродненской области? (Предполагаемые ответы детей: в Гродненской области находится Мирский замок, где проходят балы, Лидский замок, где проходят рыцарские турниры. Город Гродно – один из старейших и красивейших городов Беларуси.)

Помимо многочисленных памятников архитектуры, здесь можно посетить уникальные музеи, а также самый первый зоопарк Беларуси.

Но перо аиста Буси лежит около…(театра) , значит нас приглашает Гродненский драматический театр.

Показ театра на тарелках “Легенда о названии города Лида”

Дети водят театральные игрушки на тарелках, имитируют движения героев легенды. Воспитатель дошкольного образования читает текст.

Дочь Гедымина, красавица Лида, была влюблена в местного пастуха. Отец же хотел выдать её замуж за пожилого, но очень влиятельного и богатого князя. На что получил категорический отказ строптивицы. Чтобы разлучить влюбленных, девушку заточили в одну из башен замка. Именно из нее Лида спрыгнула вниз в реку. С тех пор жители города в реке видели щуку, глаза которой были полны слёз. Осознав свою ошибку, Гедымин велел назвать местность, на которой стоит замок, в честь дочки Лиды, а реку – Лидейкой.

Артисты выходят, кланяются.

Воспитатель. Вот и подошел наш тур к концу. Мы собрали карту Республики Беларусь, посетили все области нашей Родины. Сколько их было? (Шесть) Подойдите к карте, посмотрите, какая большая наша Беларусь. Мы видим шесть областей. Так какая она – Беларусь? (Красивая, большая, любимая, нежная, могучая, синеокая, родная, добрая, процветающая) Что больше всего запомнилось в путешествии? В какую область Республики Беларусь вы бы хотели съездить на экскурсию ещё раз?

Рада, что вы были активными и ответственными участниками полета, компания “Белавиа” дарит вам интеллект-карту “Республика Беларусь”, шарики и ждет вас на своем борту. (Звук самолета)

… Вот мы и вернулись на малую родину, в наш такой древний и такой молодой город – город Лида!

Звучит рок-баллада “Славный город Лида”( мелодия и аранжировка И.Ворона, слова Р.Пивоварова), дети выходят из “самолета” к гостям, на подносе – хлеб и соль от Бабушки Марыльки.

Ребенок.

Хлеб ды соль у кожну хату!
Ды каб здароў’я было багата.

А зараз падыходзьце весялей
Ды частуйцеся смачней!

Звучит песня “Хлеб ды соль” (муз. Л.Захлевного,сл. Л.Прончака) в исполнении ансамбля “Бяседа”.

Угощение гостей хлебом и солью. Дети прощаются и уходят.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий