Глагол как часть речи. Закрепление. Урок русского языка в 4-м классе

- 11:14Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Планируется, что к окончанию учебного занятия учащиеся будут знать о глаголе как части речи, уметь разбирать глагол как часть речи, определять его грамматические категории.

Галина МИРЕНКОВА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 2 г. Мстиславля»,
Могилёвская область

 

 

Тема: «Глагол как часть речи. Закрепление».

Класс: 4-й.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Цели и задачи урока

Образовательные:

планируется, что к окончанию учебного занятия учащиеся будут

– знать о глаголе как части речи;
– уметь разбирать глагол как часть речи, определять его грамматические категории.

Развивающие:

– содействовать развитию коммуникативных умений, устной речи;
– способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной и коллективной учебной деятельности.

Воспитательные:

– способствовать воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи при работе в парах, любви к природе.

Оборудование: учебное пособие, проектор, ноутбук, экран, презентация, карточки с заданиями для самостоятельной работы и работы в парах, памятки, нитки, желтый круг, «лучики» с надписями. 

 

Ход урока

1 Организационный этап

(Слайд 1)

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

Дети держат в руках один конец ниточки, а второй держит учитель, и так от каждого ребёнка.

Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас.
Мы соткём из ниточек урок –
Он общенья нашего исток,
А исток – начало многих дел.
Я хочу, чтоб каждый захотел
Прямо здесь и слушать, и читать,
Думать, говорить, мечтать.

 

2 Этап проверки домашнего задания (фронтально)

Упр. 149, ст. 90

– О каких животных вы прочитали в тексте? (О диких свиньях.)
– Понравился ли вам текст? Чем?

Наст. время: любят, ходим, смываем, намазывают, хрюкают, мажутся.
Буд. время: вымажутся, не доберутся.
Неопр.форма: мыться, пачкаться.

 

3 Этап актуализации субъектного опыта учащихся

– А сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран, узнать по картинке устойчивый оборот речи и выбрать тот, который настроит вас на работу. (Слайды 2–6) (Ловить ворон; свернуть горы; до седьмого пота; витать в облаках)

– Как называются такие устойчивые обороты в речи? (Фразеологизмы.)

– Каким словами-синонимами мы можем их заменить? (Работать, лениться, бездельничать, трудиться. Слайд 7)

– Какая часть речи помогла вам это сделать? (Глагол.)

 

4 Этап сообщения темы и целей урока

(Слайд 8)

 

5 Каллиграфическое письмо

– На какие две группы можно разделить сочетания? (Окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения.) Запишите их в две строчки.

ешь ишь ет ит ем им ете ите ут ат ют ят

 

6 Этап закрепления знаний и способов деятельности

Памятка-помощник в работе (Слайды 9, 10). Что мы называем глаголом? (Ответы учащихся).

– Ребята, уже скоро наступит весна, и все мы очень ждем, когда начнет пригревать ласковое солнышко. А я вам предлагаю сделаем так, чтобы солнышко засветило уже сегодня на этом нашем уроке. Хотите? Хорошо. Тогда я предлагаю выполнить следующее задание. Среди предложенных грамматических признаков вам необходимо выбрать те, которые мы можем определить у глагола, а затем прикрепить их к солнышку в виде лучиков.

(На доске прикреплены: желтый круг с надписью «глагол» и лучи с надписями: неопределенная форма, спряжение, число, время, лицо, род, падеж, собственное, склонение, неодушевленное)

Дети по очереди выполняют задание.

– А сейчас найдите в тексте глаголы, выпишите их, определите спряжение.

(пройдут – I, настанут – I, растопит – II, зазеленеют – I, взойдут – I). (Слайд 11)

Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазеленеют,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.

– Какую роль играют глаголы в речи? (Слайд 12)

– А знаете ли вы, что… (Слайд 13)

– Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми в речи глаголами являются:

мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть.

– А такие глаголы, как,

победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть

не употребляются в 1-м лице единственного числа.

 

Физкультминутка

В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал,
Очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.

 

– Что происходит весной с природой? Подберите глаголы, которые могут это описать (пробуждается, зеленеет, просыпается, оживает…).

– Рассмотрите репродукцию картины «Ранняя весна». Составьте по ней предложение. (Слайд 14). (Один учащийся у доски записывает предложение, подчеркивает главные члены, делает устный разбор глагола как части речи).

 

Самостоятельная работа по карточкам (вставить пропущенные буквы, поставить глаголы в форме будущего времени, определить их спряжение).

Работа по учебнику упр. 143 с. 92 (Слайд 15) (Один учащийся у доски; цветёт – 3-е л., улыбается – 3-е л., покрывают – 3-е л., смеются – 3-е л., улыбаешься – 2-е л.).

 

Работа в парах

– Мы живём в мире самых разнообразных звуков. Они сопровождают нас самого рождения. Звуки окружают нас повсюду. Их так много, они такие разные. Сейчас вы будете выполнять задание в парах, где нужно будет вставить в тексте глаголы, которые обозначают звуки, определить их лицо и число.

 

Коллективное задание: работа с текстом-инструкцией «Как лук без земли вырастить?» (Слайд 16)

 

7 Этап информации о домашнем задании

1. Упр. 144 с. 92.
2. Подготовиться к контрольной работе по теме «Глагол».

 

8 Этап подведения итогов учебного занятия. Выставление отметок

 

9 Рефлексия

«Клубочек ниток со знаниями по теме».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий