Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по формированию умения произносить звук [ш] (6–7 лет)

- 17:07КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Занятие направлено на формирование умения произносить звук [ш]в открытых слогах и словах с этими слогами в позиции начала слова.

 

Наталья АРТЮШЕНКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Специальный ясли-сад № 12 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

Технологическая карта коррекционного занятия

Коррекционное занятие

Группа(возраст): старшая (6–7 лет)

Тема: Автоматизация звука [ш] в открытых слогах и словах с этими слогами

Задачи:
     – формировать умение произносить звук [ш] в открытых слогах и словах с этими слогами в позиции начала слова;
     – формировать умение узнавать и дифференцировать неречевые звуки (звуки природы);
     – формировать умение ориентироваться в расположении предметов относительно собственного тела (спереди, сзади, справа, слева); 
     – развивать умение выделять заданный звук из цепочки звуков;  
     – развивать умение воспринимать и воспроизводить  простой ритмический рисунок по образцу.
Материалы и оборудование: стилизованная буква «Ш»; аудиозаписи шума дождя, ветра, шуршания листьев, картинки с соответствующими природными явлениями; предметные картинки звука [ш], изображения дорожек из осенних листьев; разноцветные листья с записанными на них открытыми слогами; обручи синего цвета, музыкальный треугольник; артикуляционная гимнастика «Осень», пособие «Волшебный экран».

Основные этапы занятия

Методы и приемы, используемые на занятии

Деятельность педагога

Деятельность воспитанника

Оборудование/ Примерное время проведения

1. Организаци-онный

Приветствие. Беседа. Сюрпризный момент
Цель: мотивация на интересную совместную деятельность

Задаёт вопрос:
Имя ребенка, какое сейчас время года? (Осень)
– А давай отправимся с тобой на осеннюю прогулку. Но не одни, а вместе с буквой… Какой? (Ш) Букву Ш придумали, чтобы записать звук…? ([ш])

Отвечает на вопросы педагога

Стилизованная буква «Ш»

1 минута

2. Актуализация знаний и умений

 

Звук [ш] мы будем слушать и произносить. Во время прогулки тебе  необходимо будет  выполнить интересные задания, которые подготовила буква «Ш»

 

 

3. Формирова-ние знаний и умений

 

Дидактическая игра «Узнай звуки осени» (шум дождя, шелест листьев под ногами, шум ветра)
Цель:
формирование умения узнавать и дифференцировать неречевые звуки

Педагог включает запись звуков, предлагает послушать их, называет источник звука и показывает соответствующую картинку.
Затем педагог включает запись еще раз и предлагает ребенку назвать источник звука и показать картинку.

Ребенок слушает звуки



Ребёнок называет источник звука и показывает соответствующую картинку

Аудиозапись шума дождя, ветра, шуршания листьев, картинки с соответствующими природными явлениями

5 минут

Упражнение «Капельки»
Цель:
развитие умения воспринимать и воспроизводить простой ритмический рисунок по образцу

Педагог даёт задание:
– Осенью часто идёт …дождь.  Послушай, как стучат капельки, и повтори так же:  /, //, ///,  / – //, // – //, // – ///.                    

Ребенок воспроизводит заданные ритмические рисунки

Музыкальный треугольник

5 минут

Упражнение «Поймай звук [ш].
Цель: развитие умения выделять заданный звук из цепочки звуков

Педагог говорит:
– Звук [ш]очень любит играть в прятки и прятаться среди других звуков. Давай его найдем. Я буду называть разные звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш].
Педагог называет звуки.

Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит звук [ш]

1 минута

Артикуляционная гимнастика «Осень»
Цель: развитие  артикуляционной моторики

Педагог предлагает собрать осенние листочки, на которых изображены символы того или иного артикуляционного упражнения, и разместить их на картине. Затем совместно с ребёнком выполняет артикуляционные упражнения («Заборчик», «Окошко», «Блинчик», «Лопатка», «Чашечка», «Качели», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Фокус»)

Ребёнок по заданию педагога находит и размещает на листе «осенние листочки» с изображенными на них символами артикуляционных упражнений. Затем совместно с педагогом выполняет артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика «Осень»

5 минут

Упражнение «Осенние дорожки»
Цель: развитие  умения произносить звук [ш]

Педагог говорит:
– Давай прогуляемся по дорожке из опавших листьев. Как шуршат листья?
Даёт образец произнесения звука [ш]

Ребёнок проводит пальчиком по дорожке из листьев и произносит сначала протяжно, а затем отрывисто звук [ш]

Изображённые на листе  дорожки из осенних листьев

1 минута

4. Применение знаний и умений

Дидактическая игра «Прочитай слоги»
Цель: развитие  умения произносить звук [ш] в открытых слогах, развитие зрительного внимания, памяти

Педагог говорит:
– Я собрала для тебя осенние листья, но они не простые, на них записаны слоги. Давай их прочтем.
Затем педагог даёт задание:
– А оставшиеся листочки размести на доске в ряд и прочти  слоги на них

Ребенок совместно с педагогом читает слоги (глобальное чтение): «ша», «шо», «шу», «ши».

Ребёнок «читает» слоги

Разноцветные листья с записанными на них открытыми слогами

4–5 минут

Дидактическая игра «Лужи»
Цель: формирование умения произносить звук [ш] в словах с открытыми слогами; ориентироваться в расположении предметов относительно собственного тела

Педагог говорит:
– Осенний дождик закончился, и на земле остались лужи. Как здорово топать по лужам в резиновых сапогах! Давай и мы походим по лужам. Но не просто походим, а еще соберем, а затем назовём  картинки, которые принес сюда ветер.
Затем даёт задания стать в обруч, который находится справа (сзади, слева спереди и т.д.) и назвать картинки, которые в них находятся

Ребенок становится в обруч, который отмечен капелькой, берёт картинку, которая в нём находится, называет её. Затем по заданию педагога перемещается из обруча в обруч, собирает картинки и называет их

Предметные картинки на звук [ш], обручи синего цвета

5 минут

Дидактическая игра «Волшебный экран»
Цель: развитие умения узнавать предметы на зашумленных изображениях

Педагог говорит:
– Наша прогулка подошла к концу. Пора возвращаться в детский сад. Мы долго ходили, можно сесть и посмотреть телевизор. Назови, что ты видишь?

Ребёнок называет картинки на зашумленном фоне, строя фразу: «Я вижу шапку» И т.д.

Предметные картинки на звук [ш], пособие «Волшебный экран».

3 минуты

5 Контроль
и оценка умений и навыков

Подведение итога занятия. Беседа
Цель: формирование умения рассказывать о своей деятельности на занятии, потребности в позитивной самооценке собственной деятельности

Педагог сообщает о том, что  занятие подошло к концу.
Задаёт вопросы:
 – О каком времени года мы говорили?
– Какой звук учились произносить?
– С какой буквой познакомились?
Хвалит ребёнка за проделанную работу

Отвечает на вопросы

Стилизованная буква «Ш»

2 минуты

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий