Урок электоральной грамотности «Сегодня ученик – завтра избиратель» для учащихся 9–11-х классов

- 13:04Классный час

Цель: формирование у учащихся электоральной грамотности, активной гражданской позиции.

Наталья МАКОВЕЙ, учитель истории,
Татьяна ПОЛОНЕЙЧИК,
заместитель директора по воспитательной работе

ГУО «Средняя школа аг. Пограничный»
Берестовицкого района,

Гродненская область

 

 

Цель: формирование у учащихся электоральной грамотности, активной гражданской позиции.

Задачи:

– ознакомление учащихся с основами избирательного права в Республике Беларусь;
– формирование гражданской ответственности;
– развитие коммуникативных умений и навыков, навыков участия в дискуссии;
– развитие памяти и логического мышления учащихся.

Участники: учащиеся 9–11-х классов.

Форма проведения: открытый диалог.

Оборудование: шаблоны речевых облаков и фломастеры по количеству участников, конверты с этапами проведения избирательной кампании (два комплекта).

 

Ход классного часа

I Организационно-мотивационный этап

– Здравствуйте, ребята! Для обсуждения выбрана одна из важнейших на сегодня тем для нашего государства. Прежде чем мы приступим к работе, я предлагаю вам выбрать облачко того цвета, который вам нравится больше всего. (Учащиеся выбирают шаблон речевого облачка, присаживаются на свои места).

– Отложите, пожалуйста, свое облачко в сторону, оно пригодится нам немного позже. Ребята, вы сейчас, взяв облачко того или иного цвета, воспользовались одним из своих прав. О каком праве человека идет речь? (Право выбора.) Вы заметили, что я не навязывала какой-то цвет каждому из вас, вы выбирали по вашему желанию сами.

Действительно, каждый человек имеет право на счастливую жизнь, на будущее. Для этого в нашей стране все граждане имеют право выбора. Как вы понимаете выражение «право выбора»? Что означает слово «выбор»? (Учащиеся отвечают).

Согласно словарю, «выбор» означает «взять нужное, предпочитаемое из наличного, избрать, как вариант (голосованием)». Выбор – это принятие кем-либо одного решения из имеющегося множества вариантов.

– Действительно, мы выбираем одежду и технику, гаджеты, выбираем, с кем из одноклассников общаться, а с кем дружить, вскоре многие из вас столкнутся с выбором профессии и учебного заведения для дальнейшего обучения. За этот выбор вы несете личную ответственность.

Тема выбора была актуальна во все времена. Выбор часто решал как судьбы отдельных личностей, так и судьбы всего человечества. Порой неправильный выбор приводил к катастрофическим последствиям, гибели целых государств, а взвешенное решение спасало мир от рокового падения в бездну хаоса.

По достижении совершеннолетия вы обретете ещё одно право выбора. Как вы думаете, о каком праве я говорю? (Избирательное право). Сегодня мы будем вести речь о формах участия граждан в политической жизни страны.

 

II Информационно-деятельностный этап

Как вы думаете, почему мы сегодня будем говорить о политическом (избирательном) праве? (Учащиеся отвечают). Действительно, совсем скоро, 25 февраля, в нашей стране пройдет важное событие, единый день голосования, в этот день пройдут выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания VIII созыва и местных Советов депутатов двадцать IX созыва.

 Как вы думаете, что такое политические выборы? У вас на столах лежат стикеры. Объединившись в пары, напишите, что, по вашему мнению, называют политическими выборами? … А сейчас давайте озвучим ваше мнение. (Зачитывают).

– Политические выборы – это… (существует несколько определений):

– форма участия граждан Республики Беларусь в управлении государством;
– способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан;
– способ выражение мнения населения;
– возможность каждого гражданина выдвинуть свою кандидатуру в органы управления.

– Выборы – это один из важных аспектов в жизни каждого гражданина. Придя на избирательный участок, мы не только исполняем свой гражданский долг, но и определяем, каким будет завтрашний день родной страны. Участие в выборах – показатель гражданской зрелости и самостоятельности.

Мы, выбирая Президента, делегатов Всебелорусского народного собрания, депутатов Палаты представителей Национального собрания выбираем людей, которые будут принимать государственные решения, и таким образом влиять на путь развития нашей страны.

 Может быть, вы назовете порядок проведения выборов? Какими документами необходимо руководствоваться? (Учащиеся отвечают). В Республике Беларусь выборы проводятся в соответствии с законодательством, в том числе с Конституцией Республики Беларусь, Избирательным кодексом и постановлениями Центральной избирательной комиссии).

– Известно ли вам, как проходит избирательная кампания? (Учащиеся отвечают, учитель корректирует, дополняет).

– А сейчас давайте проанализируем и дадим правовую оценку ситуации, которая случилась на одном из избирательных участков.

– Избиратель Иванов приходит в день голосования на избирательный участок (входя, громко напевает любимую песню).
Подходит к комиссии:
– Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.
– Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста, – говорит член комиссии.
Иванов протягивает паспорт, тот сверяет данные, выдает бюллетень.
Иванов протягивает второй паспорт:
– Моя жена заболела, вот ее паспорт, выдайте мне бюллетень, я проголосую за нее.
Член комиссии сверяет данные, выдает второй бюллетень.
– За кого все голосуют? – спрашивает Иванов.
Представитель избирательной комиссии отвечает:
– Я советую вам голосовать за Обещалкина, у него наиболее реальная предвыборная программа.

– Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации? (Идет обсуждение).

– Ребята, вы уже поняли, что избирательный процесс, как и все другие процессы, имеет свои этапы, проходящие в определенной последовательности.

– Я предлагаю вам разделиться на две команды (случайным образом, выбирают жетоны) и восстановить перепутанную последовательность. У каждой команды есть конверт с названиями этапов. Вам необходимо в течение двух минут посовещаться и по моей команде «В одну шеренгу становись!» стать в шеренгу в правильной последовательности.

– назначение даты выборов (1);
– организация избирательных округов и избирательных участков (2);
– формирование избирательных комиссий (3);
– уточнение списков избирателей в установленном порядке (4);
– выдвижение кандидатов на выборные должности (5);
– предвыборная агитация (6).
– процесс голосования на избирательных участках (7);
– подведение итогов голосования на избирательном участке (8);
– установление и оглашение результатов выборов (9)

(Идет выстраивание, анализ и корректировка).

 Как вы считаете, важно ли и почему важно участвовать в выборах? (Каждый голос может стать решающим, выражение заинтересованности в будущем страны и т.д.).

– В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 40 лет, депутатом Палаты представителей – гражданин, достигший 21 года, депутатом местного Совета депутатов – достигший 18 лет.

 Как вы относитесь к возрастному цензу 18+ для участия в выборах, который установлен в нашей стране?

– Как вы считаете, нужно ли интересоваться вопросами политической и экономической жизни страны тем, кто не достиг 18-летнего возраста? Почему?

– Как в политической и экономической жизни страны может участвовать гражданин, не достигший избирательного возраста?

– А можете ли вы сейчас воспользоваться своим избирательным правом. Голосовали ли вы уже где-нибудь? (Выборы кандидатов в Молодежный парламент).

– Молодежный совет (парламент) при Национальном собрании Республики Беларусь ІІ созыва создан в августе 2022 года и является консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах. Целью Молодежного парламента является содействие деятельности Национального собрания Республики Беларусь в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи.

– В настоящее время детско-молодежные парламенты и аналогичные им структуры сформированы и осуществляют свою деятельность на разных уровнях: республиканском, областном, районном (городском).

– 30 января 2024 года состоялось Первое заседание Молодежного парламента при Гродненском областном Совете депутатов VII созыва, собравшее более 200 человек. Среди них был учащийся нашей школы. В ходе работы комиссий юные парламентарии презентовали свои проекты. Во время второй части заседания, которая прошла в Гродненском облисполкоме, в торжественной обстановке каждому из ребят были вручены депутатские удостоверения. Кроме того, состоялось избрание рабочих органов Молодежного парламента VII созыва. В Молодежный парламент при областном Совете депутатов вошли 99 человек: 38 представителей студенческой и работающей молодежи и 61 школьник.

– Особенность нового созыва в том, что депутаты из числа студенческой, работающей молодежи смогут стать помощниками депутатов областного Совета.

– Детско-молодежные парламенты и аналогичные им структуры работают по следующим основным направлениям:

– представление интересов детей и молодежи в органах власти;
– участие в нормотворческой деятельности;
– подготовка и выявление молодых лидеров;
– проведение социально значимых мероприятий;
– образовательная и просветительская деятельность, направленная на повышение правовой культуры молодежи и доступности общественно-политической информации;
– формирование активной гражданской позиции молодых людей.

 А как, на ваш взгляд, проявляется (в чем заключается) активная гражданская позиция молодежи? Кто такой активный гражданин?

Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, наличие интереса к общественной работе, инициативы, исполнительности, организаторских умений.

– Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах, в том числе и через участие в выборах. Люди, способные защитить свою точку зрения и проявить гражданскую позицию, вызывают у окружающих уважение.

Взрослый, состоявшийся человек всегда готов разделить ответственность за будущее своего города, страны, своей малой родины. Участвуя в выборах, каждый имеет возможность внести вклад в будущее нашей страны, ее социальную стабильность, укрепление позиции Беларуси на мировой арене.

 Как проявляется активная гражданская позиция человека во время избирательной кампании?

 Можете ли вы сказать, что занимаете активную жизненную позицию в обществе? В чем это проявляется?

 

III Подведение итогов. Рефлексия

Легенда

– В стародавние времена в одном городе жили-были два мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.

И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли два мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.

Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках? Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.

Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…»

– Ребята, помните, что в ваших руках дальнейший путь: здоровье, учеба, будущее ваших семей, и нашей с вами Родины.

 

– А сейчас я предлагаю вернуться к нашим облачкам. Вам необходимо на облачках продолжить одну из фраз (либо предложить свою):

– «Когда мне будет 18, я пойду на выборы, потому что…»

– «Принимать участие в выборах…»

– «Быть избирателем…»

Вариант учащихся по теме мероприятия.

– Ребята, я хочу пожелать вам всем, чтобы вы научились на практике применять те знания, которые получили сегодня, а также смогли воплотить свои инициативы в жизнь и стать достойными гражданами нашей страны.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий