В материале представлен сценарий занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Элементарные математические представления»
Татьяна ДОВЛЯШЕВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад аг. Геранёны» Ивьевского района,
Гродненская область
Тема занятия: «Гукание весны»
Программные задачи:
– продолжать формировать представления о структуре и образе цифры 8;
– закреплять умение считать количественным и порядковым счётом в пределах 8;
– осуществлять действия (нахождение среди других, показ, называние) с плоскими геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб);
– определять и объяснять временную последовательность смены суток («вчера», «сегодня», «завтра»), положения изображений на листе бумаги, опираясь на ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы;
– развивать внимание, мышление, чувства пространства и времени;
– воспитывать интерес к математической деятельности, культуру рассуждений, чувство уверенности в себе.
Материал и оборудование: «дерево с птицами», объёмные птицы из бумаги, ленточки, венки; раздаточный материал по количеству детей: «птицы», «зëрна», цветы, планшеты, наборы с геометрическими фигурами; корзина с цветами, карандаши, фломастеры, аудиозапись белорусской народной музыки, беспроводная колонка.
Ход занятия
Весна (входит под музыку с веночками).
Я, Весна-красна, пришла сегодня к вам!
Из голубой дали, в ярком веночке,
С изумрудным стебелёчком.
Неужто заждались меня?
Дети (хором). Заждались, заждались!
Весна. А кто мне скажет, когда в каждом доме девушки ходили по селу, подбрасывали вверх фигурки птиц и пели песенки-заклички, звали весну поскорее прийти на землю? (Ответы детей)
Гукание весны проводили у обрядового дерева, которое украшали лентами. Давайте и мы с вами украсим такое обрядовое дерево. Выбирайте себе ленточки да привязывайте на дерево.
Посмотрите, какое красивое дерево получилось! Оно будет стоять у нас в группе и зазывать птиц.
А ещё традиционно весна приносит на землицу травицу,
Чтобы пели из года в год
И водили хоровод.
Весна. Посмотрите, сколько веночков я принесла для девочек? (8) Давайте сосчитаем, сколько венков? (8) Рассмотрите цифру 8. Скажите, на что похожа цифра 8? (На очки, на два кольца)
Дидактическое упражнение «Нарисуй цифру»
Весна. Давайте присядем за столы и раскрасим цифру восемь, найдём в числовом ряду цифру 8, раскрасим 8 кругов, соединим по точкам цифру. Какая цифра получилась? Попробуйте нарисовать цифру 8 самостоятельно. Молодцы, ребята, давайте продолжим традиции праздника и заведём веселый хоровод вокруг дерева, чтобы быстрей прилетели птицы. (Предлагаю девочкам взять венки)
Хоровод «Весна-красна»
Весна. Смотрите, вот и птички к нам пожаловали. А какие – вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Раньше всех из птиц встают,
Солнцу песенку поют,
Всё живое поднимают,
Как тех птичек называют. (Жаворонки)
Весна. Но они не просто прилетели, а принесли нам логические задачи. Давайте их выполним?
Логические задачи
Сидит сорока на ветке,
Держит в клюве монетку.
Все блестящее любит она,
В её гнезде находок сполна:
Три колечка, два браслета,
Одна серёжка, две конфеты.
Сколько всего у сороки вещей?
Вспомни задачу и считай поскорей? (8)
Раз цветок, два цветок –
Будем делать мы венок!
Шесть добавь ещё туда –
Получилась красота!
Сколько взяли мы цветов?
Кто ответить мне готов? (8)
Весёлый жук обул на ножки
Разноцветные сапожки.
Три зелёных плюс пять красных –
вместе смотрятся прекрасно.
Быстро сосчитай пока,
Сколько ножек у жука? (8)
Весна. Вот мы и узнали о традиции, что первыми вестниками весны были жаворонки.
Графический диктант «Перелет птиц»
Весна. Каждая перелётная птица должна с лёгкостью находить дорогу домой. Давайте с вами представим и нарисуем план, как птицы находят дорогу домой.
Точка сверху – это начало полёта. 2 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки вправо, 2 вниз, 4 клетки вправо, 2 вниз, 2 клетки вправо. Поставим точку – это конец нашего полёта. А теперь поменяйтесь листами с соседом, проверим карту. (Весна читает графический диктант ещё раз, дети проверяют выполненное задание друг у друга).
Весна. Я вижу, что все птицы вернулись к себе на родину.
Дидактическое упражнение «Покорми птиц»
Весна. Птицы на перелёт тратят очень много энергии и сил. Поэтому им обязательно нужно уметь найти пищу, чтобы подкрепиться, и её должно быть достаточно. С помощью математических планшетов давайте покормим птиц.
Выложите на верхнюю полоску планшета 8 птиц по порядку.
А теперь выложите на нижнюю полоску столько же зёрен, сколько птиц. Сколько зёрен лежит на нижней полоске планшета? (8)
Что можно сказать о птицах и зёрнах? (Зёрен столько же, сколько птиц. Птиц столько же, сколько зёрен. Птиц и зёрен поровну, птиц и зёрен одинаковое количество)
Птицы подкрепились, стали сильными и приглашают нас в хоровод.
Физкультминутка
Звучит песня «Жавароначкі, прыляціце» (хоровод с птицами из бумаги)
Дидактическая игра «Построй домик»
Весна. Ребята, у каждой птицы должен быть свой дом. Давайте поможем нашим пернатым построить домики.
Присядьте за столы. Перед вами конверты, в которых находится «строительный материал» для домиков. Назовите фигуры, которые там находятся (Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб). Как их ещё называют? (Геометрические). Приступаем к строительству домиков.
Из каких геометрических фигур состоит домик? Какие фигуры не использовались? (Для детей, которые быстрее всех справились с заданием, предлагаются конверты для составления птиц из геометрических фигур)
Дидактическое упражнение «Цветок»
Весна. Подул проказник-ветерок и сорвал с моего венка цветок, полетел наш цветок и упал прямо на серединку лужайки – положите его туда. А ветер всё кружит и кружит наш цветок. Вот понёс он его в правый верхний угол, потом в левый нижний, затем в левый верхний… и вновь вернул его в середину лужайки. (Дети, в соответствии со словами Весны кладут цветок в нужное место. Затем можно и индивидуально попросить выполнить задание).
Дидактическое упражнение «Вчера, сегодня, завтра»
Весна. Ребята, перед нами находятся три тропинки, ведущие на поляну с цветами. Левая тропинка означает «вчера», посередине – «сегодня», правая – «завтра». Давайте пройдём по жёлтой тропинке. Здесь какая-то надпись: «Сорваны вчера». Это, наверное, проказник-ветерок был вчера и сорвал все цветы. Как видите, все события уже прошли, и их нельзя вернуть назад, вчера уже нельзя изменить, нельзя переделать. Давайте вернёмся и пройдём по розовой тропинке. Смотрите! Здесь тоже надпись: «Увидите завтра». Ребята, как вы думаете, почему? Да, событие это ещё не произошло. Не наступило. Его ещё нет. Мы не знаем, что будет завтра. Можем только предположить, помечтать. И, вот осталась у нас одна последняя тропинка «Сегодня». Итак, идём. (Видят полную корзину цветов). Посмотрите, а вот и цветы. Правильно, сегодня это тот день, в котором мы живём сейчас, на данный момент. И цветы мы можем и увидеть, и потрогать.
Ребята, скажите, как называется день, который уже закончился? (Вчера) Как называется день, который ещё будет? (Завтра) Как называется день, который уже наступил? (Сегодня)
Рефлексия «Цветы»
Весна. Скажите, сегодня хороший день? Что нового вы сегодня узнали? Что было трудным для вас? Сегодня мы с вами пели, танцевали, задания выполняли и Весну гукали.
Ребята, в корзине находятся цветы «весёлые» и немного «грустные». Если вам было весело и комфортно – возьмите весёлый цветок. Если неинтересно – грустный цветок.
Благодарю вас, дорогие ребята! Уважайте свой родной край, нашу страну, наших предков и обычаи. Хорошо было с вами. Но мне пора в дорогу! Сегодня меня ждёт ещё много хлопот, а на прощанье – хоровод!
Хоровод «Весна-красна».