Наталья ГОРЮНОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 17 г. Мозыря»,
Гомельская область
Тема: «Спешим на помощь к Фее Грамоты»
Программные задачи:
– формировать умения определять последовательность звуков в слове, дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги и определять их количество, проводить звуковой анализ слова «роза»;
– упражнять в умении называть слова с заданным звуком, определять место звука в слове, составлять простые предложения с использованием заданного слова;
– развивать языковые и познавательные способности детей, речевой и фонематический слух;
– воспитывать интерес к языку и речи, доброжелательность, чувство товарищества.
Материал и оборудование: конверт с письмом, карта, шкатулка с медалями, три цветка (красный, синий, зеленый); музыкальное сопровождение; звуковые пеналы, «Звуковые домики», наглядный раздаточный материал для звукового анализа слова «роза»; для дидактической игры «Ромашка» – лепестки с изображением предметных картинок, которые начинаются на гласные, твердые и мягкие согласные звуки, кружочки красного, синего и зеленого цвета; для дидактической игры «Волшебный поезд» – «паровоз», три «вагона», картинки на один заданный звук [с]; для дидактической игры «Собери пирамидку» – рисунок пирамидки из квадратов, предметные картинки, содержащие в названиях от одного до трех слогов; кукла Фея Грамота.
Предварительная работа: игры на развитие слухового внимания, фонематического восприятия («Будь внимательным», «Чистые ушки», «Слови звук»); дидактическая игры («Звуковое лото», «Найди звук», «Назови слово»); звуковой анализ слов; чтение сказок: «Сказка о веселых звуках», «Сказка о гномах и богатырях», «Сказка о феях Гласных».
Тип занятия: закрепляющий.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех сегодня видеть. Давайте поприветствуем друг друга.
Дети становятся в круг.
Есть хорошая примета –
Всем с утра дарить приветы.
Солнцу красному привет!
Небу ясному привет!
Люди взрослые и малыши,
Вам привет от всей души!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Доброе утро, девочки и мальчики!
Воспитатель обращает внимание на конверт.
– Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо из Страны Знаний от Феи Грамоты. Она пишет, что ее похитил злой колдун Звукомор и заточил в своем замке. А ещё он спрятал ее жителей: гласные и согласные звуки. Грозит захватить и спрятать все звуки. Фея Грамота просит нас, о помощи.
– Что же произойдет, если вокруг не будет звуков? (Дети предполагают, что может случиться, если пропадут все звуки, и что можно сделать, для того чтобы этого не произошло.)
– Ребята, поможем Фее Грамоте? (Да.)
– Я верю в то, что мы сможем спасти фею и найти спрятанные звуки, но для этого нам нужно отправиться в Страну Знаний и выполнить задания, которые подготовил для нас Звукомор. А как мы можем отправиться в это путешествие? (Дети предполагают, как и на чем можно отправиться в путешествие). А если это волшебная страна? (Надо сказать волшебные слова.)
– Правильно. Надо произнести волшебные слова:
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Вокруг себя повернись,
В волшебной стране очутись.
Звучит волшебная мелодия.
– Вот, мы с вами в волшебной стране Знаний. Страна эта очень большая. Как нам здесь не потеряться? (Дети предполагают, что необходимо взять с собой в путешествие, чтобы не потеряться.)
– Правильно, нам нужна карта. Фея Грамота оставила для нас карту. Давайте ее рассмотрим. Что вы видите на карте? (Стрелки, картинки). Стрелками на карте отмечен маршрут – путь, по которому нужно двигаться. Как вы думаете, где мы сейчас находимся? (Возле домиков.)
Дидактическая игра «Звуковые домики»
Перед детьми три домика: красный, синий и зеленый. Ребятам необходимо вспомнить и рассказать, что это за домики и кто в них живет.
– Ребята, посмотрите внимательно, что это за необычные домики. (В этих домиках живут звуки.) Правильно. А почему их три? (Потому, что у каждого вида звуков есть свой домик.) Какие звуки живут в красном домике? (В красном домике живут гласные звуки). Почему их так называют? (Потому что они легко тянутся и поются). А какие звуки живут в синем и зеленном домике? (Ответы детей).
Затем воспитатель обращает внимание на то, что некоторых жильцов в домиках не хватает.
– Ребята, посмотрите, в каждом домике не хватает жильцов. Это злой волшебник Звукомор заколдовал и спрятал их. Мы с вами можем помочь им. Для этого нам нужно выполнить все задания, согласно нашей карте, правильно. Когда мы соберем всех жильцов, фея Грамота сможет вернуться домой. Готовы справиться с заданиями? (Да). Тогда начнём выполнять задания по стрелкам (На полу лежат стрелки, которые указывают направления движения).
Дидактическая игра «Ромашка»
Воспитатель обращает внимание детей на необычные цветы.
– Ребята, посмотрите, на этой полянке росли необычные цветы. Но злой волшебник Звукомор их заколдовал. Чтобы их расколдовать, нам нужно правильно собрать лепестки цветов. У первого цветка красная серединка. Как вы думаете на какой звук должны начинаться названия лепестков этого цветка? (На гласный звук, потому что красным цветом обозначаем гласные звуки).
Правильно. У второго цветка синяя серединка, на какой звук будут начинаться названия лепестков этого цветка? (Твердые согласные) А у цветка с зеленой серединкой? (Мягкие согласные).
Для того чтобы выполнить эти задание, мы разделимся на три команды. Будьте внимательными, потому что у каждого цветка могут быть лепестки, которые ему не подходят.
– Молодцы, ребята, вы правильно справились с этим заданием и расколдовали первого жителя Страны Знаний. Двигаемся дальше.
Дидактическая игра «Волшебный поезд»
Перед детьми изображение поезда с тремя вагонами.
– Ребята, что вы видите? (Это поезд.) Правильно, но это не обычный поезд, а волшебный. Его пассажиры – картинки. Чтобы он отправился в путь, нам нужно помочь пассажирам правильно занять свои места в вагончиках. В первом вагоне поедут слова-картинки, в названии которых звук [с] слышится в начале слова, во втором – картинки, в названиях которых звук [с] слышится в середине слова, в третьем – звук [с] в конце слова.
Каждому ребенку предлагается взять по картинке. Дети проговаривают название своих слов-картинок и определяют место звука [с] в слове. Например: «Это сова, звук [с] находится в начале слова, картинка поедет в первом вагоне».
– Вы молодцы, справились с этим заданием и нашли еще один звук.
Подвижная игра «Бабочки»
На ковре лежит три цветка: красный, зеленый, синий.
– Ребята, посмотрите, какая перед нами полянка. Что вы видите на ней? (На полянке растут три цветка: красный, зеленый и синий.) Как вы думаете, что обозначают эти цветки? (Ответы детей)
– Правильно. Давайте с вами немножко поиграем. Эта игра на внимание. Я предлагаю вам превратиться в бабочек. Пока будет звучать музыка, бабочки порхают возле цветочков. Когда музыка перестанет звучать, я буду произносить любой звук, например, [а]. Услышав звук [а], бабочки собираются возле красного цветочка. А почему? (Потому что [а] это гласный звук, а гласный звук обозначаем красным цветом.)
– Ребята, вы немного отдохнули, и мы продолжаем наше путешествие согласно нашей карте по стрелкам.
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Воспитанникам предлагается собрать пирамидку из картинок.
– Ребята, наше следующее задание называется «Собери пирамидку». Наша пирамидка необычная, и будем мы ее собирать из картинок. В этой коробочке – карточки с изображением разных предметов. Вам нужно взять любую карточку, назвать изображенный на ней предмет и определить количество слогов в этом слове. Если название предмета состоит из одного слога, то мы кладем карточку с её изображением на первый этаж пирамидки, если из двух слогов – на второй этаж, из трёх – на третий. Но перед тем как приступить к выполнению задания, давайте вспомним, как можно поделить слова на слоги? (Прохлопать, прошагать, по гласным: сколько в слове гласных, столько будет слогов)
Дети поочередно выполняют задание. Например: «Это жук. В слове жук один слог. Я положу эту картинку на первый этаж».
– Молодцы, ребята, выполнили задание и расколдовали еще один звук. Двигаемся дальше по стрелочкам.
Дидактическая игра «Звуки потерялись»
На доске картинка с изображением розы.
– Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено. (На картинке нарисована роза). Скажите, что это за клеточки под картинкой? (Клеточки обозначают звуки. Сколько клеточек столько звуков в слове.) А, вы хотите узнать, какие звуки спрятались в слове «роза» (Да.) Тогда слушайте внимательны и отвечайте на вопросы.
– Послушайте, какой звук мы слышим первым? (Воспитатель произносит слово «роза» с голосовым выделением первого звука [р]). Что мы можем сказать про этот звук? (Звук [р] – согласный, твердый.) Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (Синим).
– Какой звук мы слышим вторым? (Произносить слово «роза» с голосовым выделением звука [о].) Что мы можем сказать про этот звук? (Звук [о] – гласный.) Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным).
– Какой звук мы слышим третьим? (Произносить слово «роза» с голосовым выделением первого звука [з]). Что мы можем сказать про этот звук? (Звук [з] – согласный, твердый.) Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (Синим).
– Какой звук мы слышим четвертым? (Произносить слово «роза» с голосовым выделением звука [а].) Что мы можем сказать про этот звук? (Звук [а] –гласный.) Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным).
– Сколько всего звуков мы слышим в слове «роза»? (Произносим слово с чётким выделением каждого звука.) сколько в слове «роза» гласных звуков? Сколько согласных? Сколько слогов в слове «роза»? (Ответы детей.)
– Вы отлично справились с заданием и спасли еще один звук.
Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок»
– Ребята, у каждого из вас на столе лежит картинка с изображением розы. Давайте, представим, что находимся в цветочном саду, почувствуем аромат цветов. Делаем глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот и произносим: «Ах, как пахнет!» (Повторить 2–3 раза).
– Нам осталось выполнить последнее задание.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором расположены четыре картинки. Воспитанникам предлагается назвать картинки, определить, какая картинка лишняя и объяснить почему. А потом придумать с этим словом предложение.
Например: корова, овечка, лошадь, медведь. «Лишний» – медведь, потому что он дикое животное. А корова, лошадь и овечка – это домашние животные.
Медведь любит мед и малину.
– Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Теперь мы можем отправить звуки домой.
Дети подходят к мольберту со «Звуковыми домиками» и размещают символы звуков на места. Звучит волшебная мелодия. Появляется кукла Фея Грамота.
Фея Грамота. Здравствуйте, ребята. Большое вам спасибо, за то что выполнили все задания злого колдуна Звукомора, освободили меня и жителей мой страны. А за это я хочу вручить вам медали.
Фея Грамота вручает каждому ребенку медаль. Потом прощается с детьми.
Рефлексия. Подведение итогов занятия
– Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад.
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Вокруг себя повернись,
В нашей группе очутись.
Звучит волшебная мелодия.
– Ребята, в какой стране мы сегодня побывали? Кому помогли? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым сложным? (Ответы детей)
– Ребята, у вас в руках смайлики. Если на занятии вам было грустно или неинтересно, покажите грустный смайлик. А если все очень понравилось и было интересно – веселый.