Спешим на помощь к Фее Грамоты. Конспект занятия по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для воспитанников старшей группы

- 17:47ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Наталья ГОРЮНОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 17 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

Тема: «Спешим на помощь к Фее Грамоты»

Программные задачи:

– формировать умения определять последовательность звуков в слове, дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги и определять их количество, проводить звуковой анализ слова «роза»;
– упражнять в умении называть слова с заданным звуком, определять место звука в слове, составлять простые предложения с использованием заданного слова;
– развивать языковые и познавательные способности детей, речевой и фонематический слух;
– воспитывать интерес к языку и речи, доброжелательность, чувство товарищества.

Материал и оборудование: конверт с письмом, карта, шкатулка с медалями, три цветка (красный, синий, зеленый); музыкальное сопровождение; звуковые пеналы, «Звуковые домики», наглядный раздаточный материал для звукового анализа слова «роза»; для дидактической игры «Ромашка» – лепестки с изображением предметных картинок, которые начинаются на гласные, твердые и мягкие согласные звуки, кружочки красного, синего и зеленого цвета; для дидактической игры «Волшебный поезд» – «паровоз», три «вагона», картинки на один заданный звук [с]; для дидактической игры «Собери пирамидку» – рисунок пирамидки из квадратов, предметные картинки, содержащие в названиях от одного до трех слогов; кукла Фея Грамота.

Предварительная работа: игры на развитие слухового внимания, фонематического восприятия («Будь внимательным», «Чистые ушки», «Слови звук»); дидактическая игры («Звуковое лото», «Найди звук», «Назови слово»); звуковой анализ слов; чтение сказок: «Сказка о веселых звуках», «Сказка о гномах и богатырях», «Сказка о феях Гласных».

Тип занятия: закрепляющий.

 

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех сегодня видеть. Давайте поприветствуем друг друга.

Дети становятся в круг.

Есть хорошая примета –
Всем с утра дарить приветы.
Солнцу красному привет!
Небу ясному привет!
Люди взрослые и малыши,

Вам привет от всей души!
Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.
Доброе утро, девочки и мальчики!

Воспитатель обращает внимание на конверт.

 Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо из Страны Знаний от Феи Грамоты. Она пишет, что ее похитил злой колдун Звукомор и заточил в своем замке. А ещё он спрятал ее жителей: гласные и согласные звуки. Грозит захватить и спрятать все звуки. Фея Грамота просит нас, о помощи.

– Что же произойдет, если вокруг не будет звуков? (Дети предполагают, что может случиться, если пропадут все звуки, и что можно сделать, для того чтобы этого не произошло.)

– Ребята, поможем Фее Грамоте? (Да.)

Я верю в то, что мы сможем спасти фею и найти спрятанные звуки, но для этого нам нужно отправиться в Страну Знаний и выполнить задания, которые подготовил для нас Звукомор. А как мы можем отправиться в это путешествие? (Дети предполагают, как и на чем можно отправиться в путешествие). А если это волшебная страна? (Надо сказать волшебные слова.)

– Правильно. Надо произнести волшебные слова:

Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Вокруг себя повернись,
В волшебной стране очутись.

Звучит волшебная мелодия.

– Вот, мы с вами в волшебной стране Знаний. Страна эта очень большая. Как нам здесь не потеряться? (Дети предполагают, что необходимо взять с собой в путешествие, чтобы не потеряться.)

– Правильно, нам нужна карта. Фея Грамота оставила для нас карту. Давайте ее рассмотрим. Что вы видите на карте? (Стрелки, картинки). Стрелками на карте отмечен маршрут – путь, по которому нужно двигаться. Как вы думаете, где мы сейчас находимся? (Возле домиков.)

Дидактическая игра «Звуковые домики»

Перед детьми три домика: красный, синий и зеленый. Ребятам необходимо вспомнить и рассказать, что это за домики и кто в них живет.

– Ребята, посмотрите внимательно, что это за необычные домики. (В этих домиках живут звуки.) Правильно. А почему их три? (Потому, что у каждого вида звуков есть свой домик.) Какие звуки живут в красном домике? (В красном домике живут гласные звуки). Почему их так называют? (Потому что они легко тянутся и поются). А какие звуки живут в синем и зеленном домике? (Ответы детей).

Затем воспитатель обращает внимание на то, что некоторых жильцов в домиках не хватает.

– Ребята, посмотрите, в каждом домике не хватает жильцов. Это злой волшебник Звукомор заколдовал и спрятал их. Мы с вами можем помочь им. Для этого нам нужно выполнить все задания, согласно нашей карте, правильно. Когда мы соберем всех жильцов, фея Грамота сможет вернуться домой. Готовы справиться с заданиями? (Да). Тогда начнём выполнять задания по стрелкам (На полу лежат стрелки, которые указывают направления движения).

Дидактическая игра «Ромашка»

Воспитатель обращает внимание детей на необычные цветы.

Ребята, посмотрите, на этой полянке росли необычные цветы. Но злой волшебник Звукомор их заколдовал. Чтобы их расколдовать, нам нужно правильно собрать лепестки цветов. У первого цветка красная серединка. Как вы думаете на какой звук должны начинаться названия лепестков этого цветка? (На гласный звук, потому что красным цветом обозначаем гласные звуки).

Правильно. У второго цветка синяя серединка, на какой звук будут начинаться названия лепестков этого цветка? (Твердые согласные) А у цветка с зеленой серединкой? (Мягкие согласные).

Для того чтобы выполнить эти задание, мы разделимся на три команды. Будьте внимательными, потому что у каждого цветка могут быть лепестки, которые ему не подходят.

– Молодцы, ребята, вы правильно справились с этим заданием и расколдовали первого жителя Страны Знаний. Двигаемся дальше.

Дидактическая игра «Волшебный поезд»

Перед детьми изображение поезда с тремя вагонами.

– Ребята, что вы видите? (Это поезд.) Правильно, но это не обычный поезд, а волшебный. Его пассажиры – картинки. Чтобы он отправился в путь, нам нужно помочь пассажирам правильно занять свои места в вагончиках. В первом вагоне поедут слова-картинки, в названии которых звук [с] слышится в начале слова, во втором – картинки, в названиях которых звук [с] слышится в середине слова, в третьем – звук [с] в конце слова.

Каждому ребенку предлагается взять по картинке. Дети проговаривают название своих слов-картинок и определяют место звука [с] в слове. Например: «Это сова, звук [с] находится в начале слова, картинка поедет в первом вагоне».

– Вы молодцы, справились с этим заданием и нашли еще один звук.

Подвижная игра «Бабочки»

На ковре лежит три цветка: красный, зеленый, синий.

– Ребята, посмотрите, какая перед нами полянка. Что вы видите на ней? (На полянке растут три цветка: красный, зеленый и синий.) Как вы думаете, что обозначают эти цветки? (Ответы детей)

– Правильно. Давайте с вами немножко поиграем. Эта игра на внимание. Я предлагаю вам превратиться в бабочек. Пока будет звучать музыка, бабочки порхают возле цветочков. Когда музыка перестанет звучать, я буду произносить любой звук, например, [а]. Услышав звук [а], бабочки собираются возле красного цветочка. А почему? (Потому что [а] это гласный звук, а гласный звук обозначаем красным цветом.)

– Ребята, вы немного отдохнули, и мы продолжаем наше путешествие согласно нашей карте по стрелкам.

Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Воспитанникам предлагается собрать пирамидку из картинок.

– Ребята, наше следующее задание называется «Собери пирамидку». Наша пирамидка необычная, и будем мы ее собирать из картинок. В этой коробочке – карточки с изображением разных предметов. Вам нужно взять любую карточку, назвать изображенный на ней предмет и определить количество слогов в этом слове. Если название предмета состоит из одного слога, то мы кладем карточку с её изображением на первый этаж пирамидки, если из двух слогов – на второй этаж, из трёх – на третий. Но перед тем как приступить к выполнению задания, давайте вспомним, как можно поделить слова на слоги? (Прохлопать, прошагать, по гласным: сколько в слове гласных, столько будет слогов)

Дети поочередно выполняют задание. Например: «Это жук. В слове жук один слог. Я положу эту картинку на первый этаж».

– Молодцы, ребята, выполнили задание и расколдовали еще один звук. Двигаемся дальше по стрелочкам.

Дидактическая игра «Звуки потерялись»

На доске картинка с изображением розы.

– Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено. (На картинке нарисована роза). Скажите, что это за клеточки под картинкой? (Клеточки обозначают звуки. Сколько клеточек столько звуков в слове.) А, вы хотите узнать, какие звуки спрятались в слове «роза» (Да.) Тогда слушайте внимательны и отвечайте на вопросы.

– Послушайте, какой звук мы слышим первым? (Воспитатель произносит слово «роза» с голосовым выделением первого звука [р]). Что мы можем сказать про этот звук? (Звук [р] – согласный, твердый.) Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (Синим).

– Какой звук мы слышим вторым? (Произносить слово «роза» с голосовым выделением звука [о].) Что мы можем сказать про этот звук? (Звук [о] – гласный.) Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным).

– Какой звук мы слышим третьим? (Произносить слово «роза» с голосовым выделением первого звука [з]). Что мы можем сказать про этот звук? (Звук [з] – согласный, твердый.) Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (Синим).

– Какой звук мы слышим четвертым? (Произносить слово «роза» с голосовым выделением звука [а].) Что мы можем сказать про этот звук? (Звук [а] –гласный.) Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным).

– Сколько всего звуков мы слышим в слове «роза»? (Произносим слово с чётким выделением каждого звука.) сколько в слове «роза» гласных звуков? Сколько согласных? Сколько слогов в слове «роза»? (Ответы детей.)

– Вы отлично справились с заданием и спасли еще один звук.

Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок»

– Ребята, у каждого из вас на столе лежит картинка с изображением розы. Давайте, представим, что находимся в цветочном саду, почувствуем аромат цветов. Делаем глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот и произносим: «Ах, как пахнет!» (Повторить 2–3 раза).

– Нам осталось выполнить последнее задание.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором расположены четыре картинки. Воспитанникам предлагается назвать картинки, определить, какая картинка лишняя и объяснить почему. А потом придумать с этим словом предложение.

Например: корова, овечка, лошадь, медведь. «Лишний» – медведь, потому что он дикое животное. А корова, лошадь и овечка – это домашние животные.

Медведь любит мед и малину.

– Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Теперь мы можем отправить звуки домой.

Дети подходят к мольберту со «Звуковыми домиками» и размещают символы звуков на места. Звучит волшебная мелодия. Появляется кукла Фея Грамота.

Фея Грамота. Здравствуйте, ребята. Большое вам спасибо, за то что выполнили все задания злого колдуна Звукомора, освободили меня и жителей мой страны. А за это я хочу вручить вам медали.

Фея Грамота вручает каждому ребенку медаль. Потом прощается с детьми.

 

Рефлексия. Подведение итогов занятия

– Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад.

Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Вокруг себя повернись,
В нашей группе очутись.

Звучит волшебная мелодия.

– Ребята, в какой стране мы сегодня побывали? Кому помогли? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым сложным? (Ответы детей)

– Ребята, у вас в руках смайлики. Если на занятии вам было грустно или неинтересно, покажите грустный смайлик. А если все очень понравилось и было интересно – веселый.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий