Использование проблемных ситуаций как средства повышения мотивации учебной деятельности учащихся 5–8-х классов на уроках математики

- 15:50МАТЕМАТИКА, Математика. Материалы к урокам, Методичка

Автор предлагает некоторые виды работы над проблемной ситуацией, которые использует на своих уроках.

Татьяна ЧЕРНЯК,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 2» г. Мозырь,
Гомельская область

 

 

В последние годы наблюдается активный поиск приемов и средств повышения эффективности обучения в школе. Наряду с традиционными методиками педагоги с успехом используют инновационные методы обучения, уже доказавшие свою эффективность. К таким методам относится и технология проблемного обучения. Создание на уроке проблемной ситуации, где учитель не дает новое знание в готовом виде, а организует «открытие» его самими детьми, мотивирует учащихся, вызывает интерес к предмету.

Проблемные ситуации я использую практически на каждом уроке математики, и сегодня уже накоплен значительный опыт использования методов проблемного обучения.

 

Некоторые виды работы над проблемной ситуацией, которые использую на своих уроках.

 

1. Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.

Постройте квадрат со стороной 6 см. Раскрасьте в синий цвет 5/18 и в зеленый – 2/9 части площади квадрата. Какая часть площади квадрата осталась незакрашенной?

Ответ: 1/2. 

2. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.

1) Сколько квадратов вы видите на рис. 1, 2, 3?

 Рисунок 1                   Рисунок 2                      Рисунок 3
 Ответ: 3                   Ответ: 9                      Ответ: 9

 

2) Сколько отрезков можно назвать?

Ответ: 10.

3) Что общего в данных фигурах, а в чем различие?

           Рисунок 1                                          Рисунок 2

3. Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.

Во владениях Бабы Яги 12 заколдованных домиков и каждые два домика соединены дорогой. Сколько дорог во владениях Яги?

4. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.

Длина плавательного бассейна – 200 м, а ширина – 50 м. В бассейн налили 2000000 л воды. Можно ли в этом бассейне провести соревнования?

5. Создание проблемных ситуаций через выполнение исследовательских заданий.

6. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.

7. Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.

Проблема: (a2b2) в сравнении с a2b2.

Пример. (22 ∙ 52) = 22 ∙ 52 100, и (2+5)2 =72 =49, но 22+52 ≠49.

8. Создание проблемных ситуаций с помощью задач на доказательство.

Верно ли, что сумма двух чисел, кратных 5, делится на 10?

9. Создание проблемных ситуаций через математическое моделирование.

В классе 18 учеников уже научились складывать дроби, а 16 хорошо вычитают. Сколько учеников нашего класса уже научились и складывать, и вычитать дроби, если сегодня на уроке присутствуют 23 человека?

10. Создание проблемных ситуаций с помощью задач с несформулированным вопросом.

Автобус прошел путь в 720 км за 9 часов.

11. Создание проблемных ситуаций на составление задач.

Составьте задачу по числовому выражению:
(32 + 45) ∙ 2;   2) 64 : 8 – 72 : 9.

Составьте и решите задачу по схеме:

12. Создание проблемных ситуаций через задачи-шутки.

1) Пара лошадей пробежала 50 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
2) У семи братьев по одной сестре. Сколько детей в этой семье?
3) К Айболиту на прием пришли звери. Все, кроме 2, собаки. Все, кроме 2, кошки. Все, кроме 2 зайцы. Сколько животных пришло к Айболиту?

13. Создание проблемных ситуаций через решение старинных задач.

Разделить полтину на половину. Ответ: 1 рубль.

Как составить сумму в 99 копеек из 22 монет по 2, 3 и 5 копеек?

Ответ: 1 способ: 1 по 2 коп., 4 по 3 коп., 17 по 5 коп.;
               2 способ: 3 по 2 коп., 1 по 3 коп., 18 по 5 коп.

 

Проблемные ситуации на уроках дают возможность развивать познавательную активность детей, прививать интерес к предмету, а значит, повышают мотивацию учебной деятельности, эффективность и результативность обучения.

Применение проблемных ситуаций действительно способствует развитию умственных способностей учащихся, самостоятельности, развитию творческого мышления; формируется готовность к творческой деятельности; развивается познавательная активность, осознанность полученных знаний, их значимость; предупреждается появление бездейственности, бездумности. Использование проблемных ситуаций обеспечивает более прочное усвоение знаний, развивает аналитическое мышление, способствует организации учебной деятельности для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях, ориентирует на комплексное использование знаний и умений. Созданные проблемные ситуации формируют положительную мотивацию учебной деятельности.

Этот метод является результативным и здоровьесберегающим, поскольку исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает адекватную нагрузку, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развития интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.

Теоретические положения, практический материал, виды проблемных заданий, описанные в этой работе, могут быть использованы учителями математики, молодыми специалистами в своей педагогической практике.

 

Литература

1 Божович, Л.И.  Изучение мотивации детей и подростков / Л.И.Божович. – Москва, 1972. – С. 7–44.
2 Маркова, А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К.Маркова – Москва : Просвещение, 1983. – С. 96.
3 Матюшкин, А.М. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие /А.М. Матюшкин – Москва : КДУ, 2009. – С. 190.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий